Урок математики по теме Нахождение нескольких долей целого

Автор: Лыкова Татьяна Николаевнна,
учитель математики
Тема: «Нахождение нескольких долей целого».
Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Задачи: научить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Оборудование: мультимедийная установка, тетради, учебник М.И. Моро, 4 кл.
Ход урока.
I. Организация класса. Мотивация.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем , запоминаем,
Ни минутки ни теряем.
II. Актуализация знаний.
Устный счёт.
1)Задачи на смекалку. (Презентация)
А)-Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
Б) -Между пятью людьми надо разделить пять яблок, и все-таки одно яблоко должно остаться в корзинке. Как это можно сделать ?
В) Одно яйцо варят 4 минуты.
Сколько минут надо варить 6 яиц?
2). Назовите:
Число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц
Произведение 6 и 8.
Частное 300 и 10.
Число следующие при счете после числа 240.
230 разделить на 10
Произведение 5 и 4.
III Открытие новых знаний .
1. Пришёл из школы ученик
И папе с мамой говорит:
« Задачку задали у нас,
Её решал я целый час.
И вышло у меня в ответе:
«Два землекопа и две трети».
- Правильно ли решил ученик задачу? Почему?
- Где в жизни мы встречаемся с долями?
Слайд 5 - Как найти 1 долю от целого?
У нас сегодня новая тема. Название этой темы попробуйте определить сами. Подсказкой вам будет следующая задача.
Слайд 6 -7
- Задача «В классе 32 ученика. Из них ј играют в хоккей.
Сколько учеников играют в хоккей?»
Слайд 8 -10
- Теперь вы можете сказать с какой темой нам предстоит познакомится?
(Ответы детей)
Открывается слайд №11 с темой урока.
4. Работа по теме урока.
- Кто нам напомнит, что же такое доля.
(Ответы детей: Доля – это одна или несколько частей целого.)
- Сегодня нам надо научится находить несколько долей от целого.
2. Коллективная работа.
- У меня целое яблоко
- разделю его на 2 части. Сколько получилось половинок?
- разделю на 4 равные части .Сколько получилось четвертинок?
- 3/ 4 я должна отдать. Сколько я отделю и отдам?
- а если я отдам 2/ 4 части, сколько это четвертинок?
3. Работа по учебнику стр. 64.
Анализ задачи по чертежу.
Слайд 12 Алгоритм
Задача №291
- Проделаем эту работу, используя числовые значения.
- Чертим отрезок длиной 60мм. Делим его на 5 равные части.
-Что значит: 5/6 долей отрезка?
- Сколько мм в одной части? Как узнали?
- Сколько будет мм в 5/6 долях? Как узнали?
- Сделаем вывод: как найти несколько долей от целого?
- Сделайте вывод: как найти несколько долей целого?
Вывод: чтобы найти несколько долей целого надо разделить на равные части и
умножить на количество, которое берём.
V. Первичное закрепление.
Слайд 13 - Как находить несколько долей от целого?

VI Физминутка.
VII Закрепление пройденного материала.
1, Задача № 293
Чтение и анализ задачи.
-Что привозили в столовую?
Составление краткой записи задачи:
7 дней – 21 кг
? дней – 36 кг
На ? дней –за 1 день на 1 кг больше .
-Повторите вопрос задачи. Сможем ли мы на него сразу ответить?
1 21:7=3 (кг) за 1 день
2 36:3=12 (дней) хватит масла
3 3+1=4 (кг) могут расходовать
4 36:4=9 (дней) хватило бы масла

2. Самостоятельная работа.
1 вар. №294 1и 2 столбики.
Взаимопроверка.
Индивидуальная помощь слабоуспевающим.
2вар.

Рефлексия.
Быстро время пролетело
И идёт к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведём всему итог.
VIII. Подведение итога урока.
-Скажите, с какой новой темой мы сегодня познакомились на уроке?
- Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.
- Поднимите руку те, кто не понял, как находить несколько долей от целого?
IX. Оценивание учащихся.
X. Домашнее задание: стр. 64, Задача №292 , №295 (1 строчка).
15