Технологическая карта урока по математике на тему Нахождение нескольких долей целого(4 класс)

Урок математики. 4 класс. Программа «Школа России»
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№10» ЕМР РТ
Борисова Светлана Михайловна.
Тема: Нахождение нескольких долей целого
Задачи:
-учить искать часть числа, выраженную дробью, решать задачи на нахождение нескольких долей целого;
-учить логически мыслить, рассуждать; 
Планируемые результаты.
Предметные:
-знакомиться с вычислением нескольких долей целого;
-решать задачи изученных видов, находить несколько долей целого;
Метапредметные:
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
-представить информацию в знаково-символической или графической форме;
-находить способы решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки.
Личностные:
-понимать смысл математических способов познания мира;
-знакомиться с общественно важными профессиями;
-уметь самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат.
Ресурсы урока: мультимедийное оборудование, презентация, учебники, тетради, карточки, раздаточный материал (полоски), цветные карандаши.







Ход урока:
Орг.момент:
Эмоциональный настрой (Слайд 1)
Урок я начну с такой фразы.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочешь.
Что это такое? (Пословица)
Что такое пословица? (Народная мудрость)
Пословицы подталкивают нас к формированию нужных и важных человеческих качеств.
Как вы понимаете ее?
Я думаю, что трудностей мы не испугаемся, желаю вам их преодолеть!
2. Постановка задач
Какие задачи поставим перед собой? (Слайд 2)
Посмотрите на слайд, этапы нашего урока представлены пословицами:
1)Повторение  мать учения. (Повторим знания)
2)Кто получит знания, тот не будет жить в нужде. (Узнаем новое)
3)Не начавши - думай, а начавши - делай.(Решаем обдуманное)
4) Мир освещается солнцем, а человек – знанием (Оцениваем себя)
Откройте ваши тетради, запишите дату и вид работы.
Актуализация опорных знаний
Математический диктант «Лото»

1

567
1
9

20
1
7

P

2
дм
1
2
2
м

48

23

241


S

30
1
4
2
мм

8

7

Вопросы:
Число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц
Произведение 6 и 8.
Частное 300 и 10.
Число следующие при счете после числа 240.
230 разделить на 10
Произведение 5 и 4. (СЛАЙД 3)
По строчкам прочитайте все закрытые числа. (СЛАЙД 4)
Оставшиеся числа разделите на группы. Какие группы вы образовали?
Повторение геометрического материала:
Что обозначает математически символ – S? Что такое площадь?
Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)
Какая следующая группа? Что это такое? (единицы площади)
Что с помощью этих единиц измеряют? Какие еще единицы площади вы знаете?
Назовите следующую группу. Какие это числа? (однозначные)
Составление и анализ числа
Составьте в парах устно всевозможные трехзначные числа.
Какие числа у вас получились? (178,187, 718,781, 817, 871)
Назовите самое маленькое число?(178)
Самое большое число?(871)
Расскажите об этом числе все, что знаете. ( Это трехзначное число. Оно состоит из восьми сотен, семи десятков, одной единицы.)
Минутка чистописания:
Пропишите данное число на следующей строчке в соответствии с каллиграфическими нормами письма цифр.
Ш. Формирование новых знаний:
1. Подготовка к восприятию (проблема) - нахождение доли числа
Какую группу не назвали? Что это такое? (доли, нецелые числа, дроби )
Что в записи 1/2 означает число 2? ( на сколько частей разделили целое)
Число 1? (сколько частей взяли)
Как узнать, чему равна 1/2 числа 20, (надо 20 разделить на 2 и взять одну часть)
Что означает число 4 в записи доли 1/4. Как найти 1/4 числа 16. (16:4*1)
Сформулируйте правило нахождения доли числа.
(чтобы найти долю числа, надо число разделить на знаменатель,
умножить на числитель) (слайд 4а)
1/7 числа 14? (2)
1/8 числа 32? (4)
1/4 числа 40? (10)
3/4. - числа 12?
Можем узнать?
Постановка цели
Какова цель нашего урока? (научиться находить несколько долей целого)
А для чего нам это нужно? СЛАЙД 5
Решение проблемы
Чем схожи 1/4 и 3/4?
Что означает числа 4 и 4? СЛАЙД 6
А числа 1 и 3? СЛАЙД 7
Практическая работа
Возьмите полоску. Измерьте ее.
Какова длина? (8см)
Разделите сгибанием на 4 части.
Чему равна 1/4? Как узнали? Как можно обозначить 3/4?
Закрасьте. Как узнать длину закрашенной части?
С помощью арифметических действий. (8:4*3=6см)
А теперь измерьте. Что можете сказать о результате? (Одинаково)
Формулирование вывода (СЛАЙД 8)
Вспомните алгоритм нахождения 3/4 отрезка.
Какое действие выполнили первым? Какое вторым?
Соотнесение с материалом учебника
Откройте учебник на с.64. Прочитайте.
Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?
Физкультминутка
Я буду читать целые числа и доли. А вы, услышав целое число – тянитесь вверх, услышав долю – делаете наклон вниз.
34, 5/6, 78, 7/8, 34, 3/4, 98, 3/5, 90, 8/9
IV. Первичное закрепление
Решение задач на нахождение нескольких долей целого
Потренируемся в нахождении нескольких долей числа. СЛАЙД 9
Прочитайте задание №291
Какое ваше первое действие?(60мм= 6см)
Что такое отрезок? (две точки, соединенные прямой)
Начертите отрезок. Какой длины? (6 см) Почему? Что значит 5/6? На сколько частей нужно разделить отрезок? Запишите арифметическое действие.(6:6=1см)
Сколько частей следует взять? Запишите арифметическое действие.(1*5=5)
Измерьте длину? Что можем сказать об измерении и о результатах арифметических действий.
Нахождение нескольких долей площади (резерв)
Прочитайте задание № 292.
Каков план ваших действий?
1)измерить длину и ширину прямоугольника;
2)найти S прямоугольника;
3) разделить на 2.
На сколько частей разделим площадь? (на 2части)
Арифметическое действие? (5*3=15см)
Сколько это мм? (150мм)
Чему равна S треугольника? (150: 2=75мм)
3.Решение задач
-Прочитайте задачу №293 (про себя)
-Сколько вопросов поставлено к задаче? (2)
-Значит сколько здесь задач? (2)
-Прочитайте первую задачу.
-Какие величины можем выделить? (норма расхода в день, кол-во дней, весь расход)
-Заполните таблицу к первой задаче и решите ее.
Расход масла за один день
Количество дней
Общий расход масла

одинаковый
7
21 кг


?
36кг


1)21:7=3(кг) –за один день расходовали масла
2)36:3=12(дней)- хватит 36 кг масла
Ответ:36 кг масла хватит на 12 дней
4.Самостоятельная работа по нахождению нескольких долей целого (Разноуровневая работа)
- А теперь вам дается возможность самостоятельно выполнить задания на карточках, и определить есть ли затруднения.
Закрасить 3/5 данной полоски
Найти 3/5 числа 15, 2/3 числа 18, 4/5 числа 50
Решить задачу. Длина одного отрезка 7 см, а другого на 8 см больше. Узнай, сколько см в 3/5 второго отрезка.
V. Итог урока:
1. Рефлексия: СЛАЙД 10
Скажите, пожалуйста, справились ли мы с выполнением плана?
Какую цель ставили? (научиться находить несколько долей целого)
Оцените свои успехи: СЛАЙД 11
На карточках поставьте знаки:
+ - я научился находить несколько долей числа
? - мне нужно тренироваться в нахождении нескольких долей числа
! – я испытываю трудности в нахождении нескольких долей числа
2. Оценивание с комментированием
3. Домашнее задание: стр.64 №293, 294 (3 столбик ) СЛАЙД 14
Приложение


Ф.И. ____________________________________________________

3
Закрасить 6 данной фигуры:



Оцени себя:






Ф.И.______________________________________________________
3
Найти: 5 числа 15 ________________
2
3 числа 18, __________________

4
числа 50 _____________________



Оцени себя:


Ф.И._____________________________________________________

Решить задачу. Длина одного отрезка 7 см, а другого на 8 см больше. Узнай, сколько см
3
в 5 второго отрезка.







Оцени себя:





1
567
1
9
20
1
7
P

2
дм
1
2
2
м
48
23
241

S
30
1
4
2
мм
8
7

1
567
1
9
20
1
7
P

2
дм
1
2
2
м
48
23
241

S
30
1
4
2
мм
8
7

1
567
1
9
20
1
7
P

2
дм
1
2
2
м
48
23
241

S
30
1
4
2
мм
8
7

1
567
1
9
20
1
7
P

2
дм
1
2
2
м
48
23
241

S
30
1
4
2
мм
8
7




15