Конспект урока математики по теме Правильные и неправильные дроби

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби»
Цели урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению понятия сравнение дробей, изучению понятия правильные и неправильные дроби.

Развивающая: развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательная: воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в парах.

Ход урока.
Организационный момент.
Эпиграф к уроку:
«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе».
Л. Толстой

Актуализация знаний.
Какая часть фигуры закрашена?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Сравните дроби:
13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415; 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415; 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415и13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415; 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415.
Расположите дроби в порядке возрастания

Какая из двух точек лежит на координатном луче левее – с меньшей или с большей координатой?
М(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415) или Х(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415)
Укажите точку, которая лежит правее:
С(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415) или В(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415)
Т(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415) или Е(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415)
Р(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415) или К(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415)

Укажите точку, которая лежит левее:
А(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415) или Н(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415)
О(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415) или S(13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415)
Если правильно указаны все пять точек, то у вас получилось слово «ВЕРНО».





Работа в парах разгадывание кроссворда, в это время работа по карточкам и одна задача у доски.































4













2


3












1






















2



































3





























4




















5
















































По горизонтали:
- что это?
Как называется число, записанное под чертой дроби?
Как называется число, записанное под чертой дроби?
100 кг – это
1 грамм – это какая часть килограмма?
По вертикали:
Одна из равных частей целого – это что такое?
Как называется одна шестидесятая часа?
Как по-другому назвать дробь 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415?
Как называется одна сотая метра?































с













м


т


а









д
р
о
б
и


р


н









о


з
н
а
м
е
н
а
т
е
л
ь






л



у


т


и








ч
и
с
л
и
т
е
л
ь


м













а




ц
е
н
т
н
е
р














т
ы
с
я
ч
н
а
я












р






























Карточки:
На сколько лет сокращают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни 60 лет, а у курящих на 3/20 меньше? Какова средняя продолжительность жизни у курящих людей? (решает у доски)
Длина прямоугольника 56см, ширина составляет 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 длины. Найти ширину.
На стоянке 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 всех машин составляют «Жигули». Сколько всего машин на стоянке, если «Жигулей» было 28.
В кружке занимаются 28 человек. Девочки составляют 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 всех участников кружка. Сколько девочек занимается в кружке?
Возле школы растут деревья. Березы составляют 13 EMBED Microsoft Equation 3.0 1415 всех деревьев. Сколько деревьев возле школы, если берез 14.


Объяснение нового материала.
На доске записаны дроби 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415.
Прочитайте эти дроби, назовите числитель и знаменатель.
К какой из групп можно отнести дроби 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415.

Запишите три дроби со знаменателем 6, которые следует отнести к первой группе и три дроби с таким же знаменателем, которые следует отнести ко второй группе.
Обсудите результаты с соседом по парте.
Выводы:
Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь называется правильной.
Если числитель дроби больше или равен знаменателю, то дробь называют неправильной.
Расположите дроби на координатном луче. Повторите, чем задается координатный луч.


Вывод: дроби – правильная дробь; – неправильная дробь.
Какие дроби называются правильными? – Какие дроби называют неправильными? – Может ли правильная дробь быть больше единицы? – Может ли  правильная дробь быть меньше единицы? – Какая дробь больше, правильная или неправильная? – Чему равны дроби ? Какие это дроби правильные или не правильные?
Закрепление знаний.
ТЕСТ
Вариант 1
Дробь, в которой числитель равен знаменателю, называется ...
А) неправильной В) правильной С) другой ответ
2. Правильная дробь:
А) равна 1 В) меньше 1 С) больше 1
3. Дробь 13 EMBED Equation.3 1415 будет неправильной, если:
А) а = 5 В) а = 4 С) а = 8.
4. Дробь 13 EMBED Equation.3 1415 будет правильной, если:
А) b= 5 В) b = 11 С) b = 6.
5. Чему равна координата точки М?
О 1 М


А) 13 EMBED Equation.3 1415 В) 13 EMBED Equation.3 1415 С) 13 EMBED Equation.3 1415
Вариант 2
Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называется ...
А) правильной В)неправильной С) другой ответ
2. Дробь 13 EMBED Equation.3 1415:
А) меньше 1 В) больше 1 С) равна 1
3. Дробь 13 EMBED Equation.3 1415 будет неправильной, если:
А) с = 5 В) с = 7 С) с = 9.
4. Дробь 13 EMBED Equation.3 1415 будет правильной, если:
А) п = 5 В) п = 9 С) п = 12.
5. Чему равна координата точки К?
О 1 К


А) 13 EMBED Equation.3 1415 В) 13 EMBED Equation.3 1415 С) 13 EMBED Equation.3 1415
Ответы:
Взаимопроверка.
Рефлексия.
Вернемся к высказыванию Л. Толстого.
Какую дробь вы себе поставите на этом уроке?
Сравните числитель и знаменатель этой дроби?
А как вы думаете, какая ситуация лучше, когда числитель меньше знаменателя или когда числитель больше знаменателя?
Отметки за урок и домашнее задание.
Запишите правильные дроби со знаменателем 5.
Запишите неправильные дроби со знаменателем 5 и числителем не больше 10.












Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native14 Equation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native