Технологическая карта интегрированного урока на темуВымысел и реальность в сказках С.Козлова


Технологическая карта урока
Учитель Цибискина Светлана Викторовна
Место работы МАОУ гимназия №13 г. Пензы
Должность Учитель начальных классов
Предмет Интегрированный урок (обучение грамоте/ внеклассное чтение/ окружающий мир)
Тема урока Вымысел и реальность в сказках С.Козлова. («Зимняя сказка», «Ёжик в тумане»)
Класс 1
Тип урока Комбинированный урок.
Цель Создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.
Задачи  урока: 1.Общедидактические:
- уметь определять содержание текста по его названию;
- формировать деятельность обобщения (делая выводы на основании обнаруженных потребностей и деталей).
2.Нравственные:
- формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями – это богатство и ценность.
3.Развития речи:
- выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции.
Формирование УУД 1.Личностные УУД
- Самоопределение – задания, нацеленные на возраст младшего школьника;
- Смыслообразование – формирование базовых нравственных ценностей;
2. Регулятивные УУД
-Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
- Оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности;
- Выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке, и то ещё необходимо усвоить.
3. Познавательные УУД
- Оценка смысла всего текста по его названию;
- Поиск и выделение необходимой информации в тексте;
- Определение темы и главной мысли текста;
- Работа с маркированными в тексте строчками;
- Универсальные логические действия – установление причинно-следственных связей между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир.
4. Коммуникативные УУД
- Лидерство и согласованность действий с партнером;
- Построение речевых высказываний;
- Формулирование и аргументация своего мнения;
- Учет разных мнений.
Оборудование: тексты, мультимедиа проектор.
Основные этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование рег-х УУД
1.Организацион-ный момент Приветствие. Психологический настрой на работу
Фантазия с явью вместе живут,
А с ними чудесные сказки нас ждут.
Природа загадок полна, ты поверь,
В прекрасное сразу откроется дверь. СаморегуляцияРегулятивные УУД(самоконтроль)
Коммуникативные УУД
2.Актуализация опорных знаний - На нашем уроке сегодня много гостей. И мы вместе отправимся в сказочное зимнее путешествие. Чтобы не заблудиться в сказочном лесу, нам нужны помощники. Разгадайте их. Для этого надо выполнить первое задание. На партах перед вами лежат карточки белого цвета с фразами, из них надо составить загадку и разгадать её. Готовность покажите руками.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
- А вот и наш первый лесной проводник. Теперь составьте загадку из фраз на жёлтых листах и узнаете, кто ещё к нам спешит.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Это второй помощник.
- Ребята, а что вы знаете об этих животных? Ёж
Медведь
(Ответы детей)
1.Умение следовать инструкции
2.Умение удерживать учебную задачу
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
3.Постановка учебной проблемы - Итак, все в сборе, можно отправляться. Может ли быть такое, что среди зимы эти животные гуляют по лесу?
- А где такое может быть?
- Наши друзья необычные, они сказочные. Это персонажи из сказок Сергея Козлова.
Информация об авторе
Сергей Григорьевич Козлов
(род. 22 августа 1939 г. в Москве) - не просто талантливый писатель и поэт, он - сказочник. Написал много сказок в прозе - веселых и грустных, забавных и серьезных. По многим из них поставлены мультфильмы. В них много фантазии, выдумки. Его книги есть в нашей классной библиотеке.
Сказки С. Козлова необычны. Его герои – Ежик, Медвежонок, Заяц – не похожи на зверей из народных сказок. Их мир – зачарован, всё, что может встретиться в нем, наполнено загадочной красотой и прелестью. Обыденные и привычные явления – лес, река, поле, трава, деревья, звезды – преображаются, когда мы видим их глазами Ежика или Медвежонка. Герои этих сказок обладают даром удивляться и видеть прекрасное. Давайте и мы попробуем удивиться и увидеть прекрасное в привычных явлениях и заполним таблицу. В первой колонке отметим фантазии автора, а во второй реальные явления.
Нет. Зимой они впадают в спячку.
В сказке
Познавательные УУД
(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
4. Изучение нового материала
(«Ёжик в тумане») - Прочитайте название первой сказки, предположите, о чём это произведение.
- Что такое туман?
А когда бывает туман?
-Послушайте сказку
-Вам понравилась сказка? Что запомнилось?
-Кто главные герои сказки?
-Что можете о них сказать?
-Что в этой сказке вымысел, фантазия, а что реальность? «Ёжик в тумане»
О природном явлении.
-Туман – это мельчайшие капли воды, скопившиеся в воздухе.- Ранним утром или поздним вечером.
Общеучебные познавательные УУД:
Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм
5.Физминутка
Физминутка «Маленький ёжик»
Маленький ёжик, четверо ножек,
На спине листок несет, песенку поет:
Фуф ты фуф ты фуф ты фуСамый сильный я в лесу,
На спине листок несу
И боюсь одну лису!
Маленький ёжик, четверо ножек,
На спине грибок несет, песенку поет:
Фуф ты фуф ты фуф ты фуСамый сильный я в лесу,
На спине грибок несу
И боюсь одну лису!
Маленький ёжик, четверо ножек,
На спине лису несет, песенку поет:
Фуф ты фуф ты фуф ты фуСамый сильный я в лесу,
Победил саму лису!
Фуф ты фуПовторяют слова и движения Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)
«Зимняя сказка»
-Сейчас прочитаем «Зимнюю сказку» Сергея Григорьевича Козлова
1. Чтение первой части сказки
-Что узнали о медвежонке?
-Прочитайте, какие были снежинки?
- Что такое снежинки? Давайте рассмотрим их под микроскопом. (Электронное пособие «Начальная школа» Уроки Кирилла и Мефодия)
-Что может случиться с медвежонком?
2. Продолжение сказки
-Что произошло к вечеру?
-Какие сны ему снились?
-Да, как мы с вами и предполагали, медвежонок заболел!
-А сейчас, работая в парах, подготовьте к чтению по ролям разговора Ёжика с Медвежонком.
3. Анализ сказки
-Чего боялся ёжик?
-Что мы можем сказать о героях этой сказки?
-Какие они? - Как относятся друг к другу?
-Надо ли и нам людям быть такими, как Ёжик?
4. Заполнение таблицы Чтение сказки хорошо читающими детьми по частям
Дети отвечают на вопросы
-Он может заболеть.
Медвежонок заболел
Ему снилось, что он снежинка.
Чтение по ролям в парах
Ёжик боялся, что Медвежонок растает
Они настоящие друзья
1.Умение следовать инструкции.
2.Умение удерживать учебную задачу.
3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время)
4.Общеучебные УУД (умение работать с текстом)
9.Рефлексия деятельности. Итог урока -Какую цель мы ставили в начале урока?
- Как вы считаете, зачем Сергей Козлов рассказал нам эту историю?
- Какие открытия совершили?Высказывают своё мнение
Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке