Конспект урока на тему: Правление Петра I


Тема урока: «Эпоха Петра I»
План:
1. Личность Петра I
2. Внешняя политика Петра I
3. Внутренняя политика Петра I
4. Итоги правления Петра I
Цели урока:
Образовательные цели:
Объяснить учащимся, что:
- эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития;
- значение петровских преобразований для страны огромно: реформы в управлении государством, промышленности, экономике, церкви, культуре изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;
- после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;
- огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.
Воспитательные цели:
- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I , его преобразовательной деятельностью;
- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.
Развивающие цели:
- развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;
- расширить представления о роли и значении личности в истории.
Тип урока: повторительно – обобщающий
Оборудование: компьютер, мультипроектор, интерактивная доска, презентация.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. момент Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”. Подумаем, каково значение этих преобразований для будущего России и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ. Записывают тему урока в тетрадь
Основной этап Первый император России, Петр подается исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином. Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию. А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом". “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” - писал о Петре А.С.Пушкин. действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников.
(Сейчас вы разделитесь на 2 команды, за правильные ответы и выполненные задания будете получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выставим оценки)  
  1. Личность Петра I.
Итак, ответьте на вопросы:
Каким видели Петра его современники?
Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления?
Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?
Ну, а теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра.
2. Внешняя политика
После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I.
И уже 19 августа 1700 года Россия объявляет Швеции войну. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы: Отвечают на вопросы, дополняют друг друга.
  В чем заключалась военная реформа Петра? Как она повлияла на русскую армию?
Назовите основные события Северной войны и кратко их охарактеризуйте?
Покажите на карте основные места сражений?
Каковы были итоги Северной войны для России?
Прочитайте отрывки из документов и ответьте на поставленные вопросы: Ответы учеников
Работа с картой.
  № 1 “Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”. Работа с источником
  Когда были сказаны эти слова Петром?
В чем значение этого события?
№ 2 “Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии…
…Сверх того его царское величество обязан быть и обещает его королевскому величеству и королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета заплатить и отдать…” Ответы учеников
Работа с источником
  О чем идет речь в документе?
В чем значение этого события? Ответы учащихся
  3. Внутренняя политика
Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране.
Как выглядело управление страной до Петра?
Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ?
Какие сферы жизни страны также подверглись реформированию?
Теперь выполним следующее задание. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:  Ответы учащихся
  1)
Провозглашение России империей 1714 г.- Л
Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л
Гангутское сражение 1721 г.- КНиштадтский мирный договор 1700 г.- О
Первый Азовский поход 1699 г.- Я
Указ о создании российского флота 1695 г.- Е
Учреждение Сената 1696 г.- Г
Начало городской реформы 1711 г.- И
2)
Основание Санкт-Петербурга 1724 г. – Н
Начало Северной войны 1721 г. – А
Академия наук 1703 г. – СУчреждение Синода 1708 г. – Т
“…Мать Полтавской баталии…” произошла в … 1700 г – Е Работа в группах, объяснение значения понятия.
  Подведем итог и ответим на вопросы:
В чем заключается значение “Табели о рангах”?
Какое значение имело создание Синода для церкви?
Каковы были итоги петровских преобразований в области государственного управления?  Ответы учащихся
  Большим преобразованиям подверглась экономическая сфера, появилось много нового, в петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.
Что способствовало этому? Какие преобразования
В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.
Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты “Ведомости”. Для облегчения письма вводится гражданский шрифт. В 1719 году основана Кунсткамера, а в 1724 подписан указ об учреждении Академии наук. Ответы учеников
  Мы повторили пройденный материал по теме “Эпоха Петра I” и теперь напишем итоговый тест. (Тест в презентации)
А теперь подведем итог урока:
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”. Написание итогового теста
Заключительный этап Д/з.: - Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание). 
Выставление оценок за урок. Выставление оценок в дневники