Выступление на ГМО учителей музыки.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева» городского округа
город Стерлитамак Республики Башкортостан

Выступление на ГМО учителей музыки
на тему:
«Системно-деятельностный подход
на уроках музыки
в контексте реализации ФГОС»

Выполнила: учитель музыки МАОУ
«Гимназия №3имени Джалиля Киекбаева»
Сапарова Алсу Ахатовна
Стерлитамак - 2017
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
Этот подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению. Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики. Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний. Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, учитель решает следующие задачи: помогает эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта, развивает творческие способности, помогает ученику самостоятельно планировать свою деятельность, побуждает детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок. При системно - деятельностном подходе в обучении рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки – сказки, уроки- выставки … Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.
Важно создать мотивацию учения, когда ученик выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить взрослых или иначе поставят двойку. А потому, что это делать интересно, и это принесет ощутимую пользу самим обучающимся. Мы должны помнить, что чувство удовлетворения приносит успех, доставшийся ценой особых усилий, напряжения умственной деятельности. «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский. Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке. Можно стать настоящим исполнителем (игра на детских музыкальных инструментах без специальной подготовки), создать свою собственную мелодию (стать композитором), слушая музыку, нарисовать самые разные картины (попробовать себя в роли художника), ощутить себя в роли актера, разгадывать загадки, ребусы, сочинять четверостишия, и даже потанцевать на физкультминутке.
На музыкальных уроках в качестве мотивации может служить само музыкальное произведение – не редко таким ярким примером является классическая музыка, которую дети слышат по телевидению, в рекламах, музыкальных заставках, кинофильмах или в сопровождении сюжета документального фильма. 
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Включение учебной ситуации в структуру урока музыки способствует развитию творчества и познавательного интереса учащихся, при этом значительно повышается музыкальная культура и духовно-нравственная культура обучающихся в целом. Выдумывайте, изобретайте, экспериментируйте вместе с детьми!