МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОГО, АРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УРОКА В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ, НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ТЕХНОЛОГИИ.

О.Ф. Кадриченко учитель географии
О.Ю. Бикулова учитель технологии
МОУ «Рыбницкая средняя общеобразовательная школа-интернат»
г. Рыбница, Приднестровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОГО, АРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УРОКА В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ, НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ГЕОГРАФИИ И ТЕХНОЛОГИИ.

В статье рассмотрены основные понятия интегрированного и арт педагогического урока в коррекционных классах. Методические рекомендации по проведению таких уроков. А также изложено краткое представление интегрированного, арт педагогического урока, на примере: «Сравнение географических знаний, а также традиции и обычаев Украины и Приднестровья».
Ключевые слова: коррекционная работа, интегрированный урок, арт педагогический урок.

В специфике обучения школьников в коррекционных классах, необходимо использование специальных приёмов обучения и организации процесса обучения. Коррекционная работа – это такая организация обучения, которая стимулирует развитие процесс активации учебной деятельности, повышая на этой основе возможности обучения учеников в коррекционных классах.
В формировании познавательных интересов учеников, особое место принадлежит разным методикам проведения уроков. Одним из таких и является интегрированный урок. Интегрированный урок - это особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, как в полном их объеме, так и обучение разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. Школьники коррекционных классов трудно усваивают учебный материал. У них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. У таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
На смежных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей.
Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей творческого подхода в обучении, способствующих усвоению ребенком социальных норм, является арт педагогика. Оформившись на стыке двух наук, арт педагогика обеспечивает разработку теории и практики педагогического коррекционного процесса социального воспитания детей с умственной отсталостью.
Основная задача арт педагогики использование в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, прививание общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности.
Учителя географии и технологии направляют свою деятельность на формирование у учащихся в коррекционных классах развитие мышления, воображения и познавательного интереса к культуре, традициям и географии других стран, учитывая особенности детей, применяют технологию здоровье сбережения.
Цель интеграции географии и технологии имеет ярко выраженную коррекционную направленность, проводится формирование практических умений и навыков, расширяется словарный запас, корректируются знания детей о географическом положении изучаемой страны. А также формируется умение сравнивать изучаемую страну с родным краем. Требования к методике проведения интегрированного арт педагогического урока в коррекционных классах: 1. тема должна быть общей для интегрированного урока; 2. задачи урока должны прослеживаться в интеграции учебновоспитательного процесса ; 3. структура урока должна придерживаться межпредметной связи и включать следующие этапы: понятия межпредметной связи уроков;
- актуализацию опорных знаний и умений из смежных предметов;
- применение этих знаний и умений в нестандартные ситуации, требующие их интеграции и арт терапии;
- закрепление новых знаний на интегрированных уроках. 4. применять активные методы и приёмы закрепления и систематизации знаний, развития творческой деятельности учащихся при помощи арт педагогике. 5.  Применение дидактических средств из интегрированных предметов; 6. проведение урока в нетрадиционной форме, в комплексе с арт педагогикой и другими формами организации обучения. 7. сотрудничество учителей предметников; В программе по географии есть уроки по изучению Украины и Приднестровской Молдавской Республики. В качестве примера интегрированного урока предлагаем урок «Сравнение географических знаний, а также традиции и обычаев Украины и Приднестровья». Урок проводится в 8-9-х классах, но желательно его проведение или в 3 четверти, когда изучена большая часть материала. Перед началом урока учителем проводится подготовительная работа: 1. оформление класса национальной атрибутикой; 2. изготовление национальных костюмов; 3. подготовка видеоматериала с наглядностью к уроку; 4. оформление памяток– конспектов;  5. подготовка индивидуальных сообщений учеников к уроку; 6. подбор национальных музыкальных произведений к физкультминутке. В памятке – конспекте для учащихся отображено: 1. краткое сообщение о теме, цели, задачах и структуре урока; 2. географическая карта изучаемых стран и краткие сведения о них; 3. исторический очерк об изучаемых странах; 4. словарь новых слов; 5. популярные рецепты изучаемых стран; 6. сравнительная характеристика традиций и обычаев изучаемых народов. Во вступительном слове учителя приветствуют учеников на национальных языках изучаемых стран. Совместное проведение урока учителей и детей в национальных костюмах. Внедрение в физкультминутку здоровье сберегающих элементов упражнений под национальную музыку «Гопак». Ученики читают сообщения о пройденном материале по плану урока, а также сравнивают его с родным краем. Проверка. Экспресс-контроль по новым словам, составленный на основе кроссворда.
Игра-ассоциация: ученики, на основе прослушанного материала, предоставляют свои ассоциации об изучаемых странах. Домашнее задание.
Список литературы:
Долженко Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, - 2000, - №12.
Зайцева И. А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
Подласый И.П. Основы коррекционной педагогики, М.: Владос, 2000.
Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.










Заголовок 1 Заголовок 2Pђ Заголовок 315