Доклад на темаПреподавание ОБЖ в сельской малокомплектной школе


ГУ "Александровская средняя школа"
2013-2014 учебный год.
Преподавание ОБЖ в сельской малокомплектной школе.
(подготовила зам.дир.по ВР Александровской средней школы Костанайского района Бермухамедова Б.М.)
В практике моей работы пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования каким является курс ОБЖ. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому, на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе. А качество преподавания, на мой взгляд, зависит не только от профессиональной подготовки учителя, но и умения организовать внеурочную деятельность учащихся, умения налаживать социальное партнерство.
На основании инструктивно - методического письма Министерства образования РК от 24 мая 2013 года в школе организовано изучение учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в 1-4 классах является обязательным и реализуется в рамках предмета "Познание мира", в 1-3 классах с годовой нагрузкой по 6 часов, в 4 классе - 10 часов, учителями начальных классов; в 5-9 классах реализуется в рамках учебного курса физическая культура с годовой учебной нагрузкой по 15 часов учителями физической культуры; в 10-11 классах реализуется в рамках учебного курса начальная военная подготовка с годовой учебной нагрузкой 25 часов преподавателями - организаторами начальной военной подготовки. Занятия по ОБЖ являются обязательными и проводятся в учебное время.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
слайд №2
Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.
Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
слайд №3
В дисциплине рассматриваются следующие вопросы: - состояние и негативные факторы среды обитания; - принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания; - анатомо-физиологические последствия воздействия факторов на человека травмирующих, вредных и поражающих, принципы их идентификации, повышение безопасности технических средств и технологических процессов; - разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала в условия ЧС и ликвидация их последствий; - нормативно-технические и организационные вопросы БЖ.
слайд №4
Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».
Поэтому в своей педагогической деятельности учителя нашей школы большое внимание уделяют общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ.
слайд №5,6
Во всех классах уроки проводятся с применением мультимедийных и интерактивных средств обучения, позволяющие в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.
В системе использую материалы Интернет сайтов, порталов учителей, методических разработок, что позволяет активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения.
Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
слайд №7
Ежегодно 1 марта в нашей школе в рамках Всемирного дня Гражданской защиты, проводится День ГО. Учащиеся школы и работники школы на практики отрабатывают навыки поведения при чрезвычайных ситуациях.
слайд №8
В марте 2013 года ученики школы активно приняли участие в областном конкурсе детского творчества "Я и чрезвычайные ситуации". Учащиеся 7 класса в номинации макет заняли 3 призовое место.
Интерактивные технологии – учителями используются для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), учителя школы стремятся создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, используя учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
слайд №9
Для проведения отдельных занятий по ОБЖ учителя привлекают медработника школы.
Для проведения практических занятий в наличии имеются средства оказания первой медицинской помощи. Для практических занятий, тренировочных эвакуаций имеются противогазы, автомат Калашникова, костюм ОЗК.
слайд №9
слайд №10
В рамках военно-спортивного месячника традиционно проводится военно-патриотическая игра «Жас-ұлан», в которой участвуют учащиеся 1-11 классов, педагогический коллектив.
В течение всего года проводятся учебно – тренировочные эвакуации. «Эвакуации при пожаре», «Нас захватили террористы», «В школе заложена бомба!» тренируется весь коллектив школы действовать, правильно, четко, быстро, слаженно.
В заключение замечу, что мы живем, не всегда задумываясь, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Разве не должен каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому? Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависят не только здоровье, но зачастую и жизнь попавшего в беду человека. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности.