Доклад на тему О совмещенном преподавании предметов в сельской малокомплектной школе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бориспольская начальная общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«О совмещенном преподавании предметов в сельской малокомплектной школе»
Подготовила: директор школы Сакова Валентина Ивановна
Целью моего доклада является подробное рассмотрение и анализ состояния совмещенного преподавания в малокомплектных школах, характерных для села. Характерной чертой сегодняшних сельских школ стало резкое снижение числа учащихся в них, что обусловило возникновение малокомплектных школ. От того, как работает школа, во многом зависит закрепление кадров села, особенно специалистов, в которых так нуждается современное сельскохозяйственное производство.
От работы школы в значительной степени зависит и уровень культуры сельского населения, и решение демографических проблем деревни, и нравственный облик села. В современных условиях школа на селе не только общеобразовательное учреждение, но и культурный центр.
Важнейшим условием преодоления отставания малокомплектных сельских школ является обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса, качества общеобразовательной подготовки ее выпускников. Организация и постановка учебно-воспитательной работы в малокомплектных сельских школах по типу больших городских школ теряют свою эффективность. Например, директора больших сельских школ, куда для продолжения обучения поступают выпускники малокомплектных девятилетних школ, единодушно отмечают более низкий уровень их подготовки. В малокомплектных школах при сохранении единых требований к знаниям и умениям учащихся изменившиеся условия учебно-воспитательного процесса предъявляют и свои требования к организации и проведению его.
Особые условия связаны не только с малым числом учащихся, но и спецификой работы учителя в условиях совмещения преподавания ряда учебных предметов.
В начальных сельских школах, где малокомплектность имеет давние традиции, сложилась и своя практика обучения на основе принципа вертикальной интеграции, когда учащиеся двух, трех классов объединяются в один класс-комплект. Разработана и методика такой организации обучения.
Наполняемость классов в сельской школе зачастую составляет от 5 до 15учеников. Снижение числа учащихся в классе качественно меняет и работу учителя, и деятельность учащихся. В классе с малым числом учащихся отчетливее проступают индивидуальные различия школьников, уровень подготовленности и развития каждого из них, а это требует от учителя умения индивидуализировать обучение, организовать учебную деятельность каждого из учащихся, управлять ею. В больших классах при выборе темпа урока учитель, как правило, ориентируется не на каждого отдельного ученика, а на условного «среднего». В малых классах такой подход  исключен: здесь необходимо соотнесение темпа урока с индивидуальными особенностями практически каждого ученика. Например, в классе из 2 человек общее для всех задание может оказаться слишком легким для одного и непосильным для другого. В больших классах учитель, как правило, работая с группой учеников, развивает беседу и подводит класс к ответу на поставленный вопрос, что обеспечивает иллюзию коллективной работы всего класса. В малых классах беседа быстро затухает, и учитель часто вынужден сам отвечать на поставленный вопрос. А в тех случаях, когда она принимает форму диалога учителя с одним из учеников при безучастности других, отчетливо проявляется ее непродуктивность для всего класса. Поэтому малые классы требуют от учителя умения и готовности к постоянной перестройке в работе, умения разнообразить ее, включить в работу каждого из учеников класса. Таким образом, сельские классы предъявляют повышенные требования в работе учителя к умению организовать и управлять учебной деятельностью школьников, соотносить учебные задания с конкретной ситуацией на уроке.
В малых классах почти отсутствуют потери времени на разного родаорганизационные и дисциплинарные отвлечения, которые в больших классах
порой занимают до 5 минут времени урока. В таких классах легко создать
условия для продуктивной учебной деятельности.
В классе, состоящем из небольшого числа учащихся, каждый ученик постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже само по себе ведет к возрастанию эмоциональной нагрузки. Открывающиеся возможности усиления контроля, опроса учащихся ведут к еще большему возрастанию ее. Ведь сложившаяся ситуация характерна для всех учебных предметов.
В малокомплектной школе каждый ученик может быть опрошен практически на каждом из уроков.
И чем меньше учеников, тем жестче контроль. В этом проявляется опасность сверхконтроля, что ведет к формированию стресса ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием сверхконтроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной работы.
Учитель, преподающий в сельской школе, как правило, иногда является
совместителем. И это тоже одна из особенностей преподавания информатики в малокомплектной школе. В практике работы школ наблюдаются разные варианты совмещения: или учитель с базовым образованием информатики ведет дополнительно другие учебные предметы, или информатика становится дополнительным предметом в работе учителя физики, математики, химии и т. д.
Другие источники утверждают, что почти в 50% случаев информатика преподается учителями, не имеющими специального образования. Осложняет условия преподавания предмета и тот факт, что закрепление информатики в качестве дополнительного предмета далеко не всегда является стабильным. Кроме того, порой часы, отводимые на преподавание информатики, делятся между разными учителями. В создавшейся ситуации, следовательно, возрастают нагрузки на учителя при подготовке к урокам, что естественно затрудняет возможности творческой разработки их, учета особенностей работы именно в условиях малых классов. Существующие методические рекомендации ориентированы в основном на учителя-специалиста, работающего в больших классах. Удаленность школ отметодических центров, что характерно для малокомплектных сельских школ,
затрудняет возможности в получении систематической методической помощи.
Наблюдения уроков в сельской школе свидетельствуют, что и учителя в основном придерживаются традиционной структуры комбинированного урока. Итак же, как и в условиях больших классов, большую часть времени отводят на изучение нового материала и проверку знаний и умений учащихся. Самостоятельная работа учащихся на этапе изучения нового практически не организуется. Далеко не на каждом уроке ведется работа с компьютером.
Малочисленность - специфическая особенность сельской школы на протяжении всего ХХ века. Этот феномен помимо исторических причин обусловлен и  расположенностью деревень на значительном расстоянии друг от друга, и  непрекращающейся миграцией молодежи в крупные города. Ситуация обрела характер сложнейшей социальной педагогической проблемы, к тому же трудно решаемой в нынешних экономических условиях.
     И без того непростые условия жизни сельских учителей год от года усугубляются все той же проблемой: некого учить. Неполная учебная нагрузка вынуждает их совмещать преподавание 2-3-х предметов. А это увеличивает время на подготовку к урокам (без параллельных классов их ежедневно может быть 5-6), что, конечно же, снижает качество учебно-воспитательной работы. Малочисленность школ чревата и тем, что ограничивает возможности общения детей, коллективных форм работы, взаимовлияния учащихся разных возрастных  групп друг на друга.
     В последние годы проблемы нарастают как снежный ком: отсутствие в штатном расписании должностей, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса; нехватка учителей-специалистов, ограниченность и однообразие общения естественной речевой среды, в которой находится сельский ученик; невысокий уровень развития окружающих…
     Но вот социально-педагогический парадокс! Исследования показывают, что малые классы обладают и неоспоримыми преимуществами во влиянии на учащихся, на их образование:
   - они выигрывают в создании атмосферы душевного комфорта для детей,  их спокойствия и безопасности;
  - влияние учителя распространяется абсолютно на каждого и, значит, достигает поставленной цели, а потому и эффективно;
 - знание условий жизни семей учащихся, их родителей, помогают учителям при обучении и воспитании;
 - эти классы располагают благоприятными условиями - в них есть уникальная возможность научить каждого ребенка работе с различными источниками физической, математической информации;
Однако эти преимущества становятся действенным фактором лишь при хорошей организации учебно-воспитательного процесса.
Суть ее - в следующем: учет развития детей; психологическая готовность учителя к одновременному проведению занятий по смежным предметам с учащимися сразу 2-3 классов; педагогически целесообразная организация уроков и владение методикой работы с малым числом учащихся с разноуровневой подготовленностью и различными способностями.