Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

  Из личного опыта.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получается, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны большая часть времени его пребывания в школе. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Но здоровьесберегающая технология, конечно, не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Например игровой. И всё – таки, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Из сказанного вытекают определённая цель- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Изучение биологии , особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, процессов. Всё это требует постоянного напряжения внимания и памяти, может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке: слушать учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать текст, поработать со схемой или таблицей, рассмотреть картинку, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.
Поставленная перед учащимися проблема делает работу на уроке интересной , творческой, способствует возникновению положительных эмоций.
Модульная технология помогает рациональной организации учебной деятельности, каждый ученик выполняет тот уровень заданий, который сам себе выбирает, что так же снижает психологическое напряжение.
Психологический климат на уроке важен, поэтому необходимо стараться добиться эмоционального контакта с учащимися, взаимного уважения.
При переходе от одного смыслового этапа урока к другому, проводить динамические паузы, в начале первого урока - 5 минут - физзарядки. В старших классах учащимся требуется много времени тратить на поиск информации в библиотеке, сети Интернет, что отрицательно влияет на зрение. В связи с этим стараюсь проводить «зарядки для глаз», а также даю практические советы родителям по сохранению зрения у детей.
Биология изобилует примерами как здорового образа жизни, так и нездорового. Изучая этот предмет, необходимо формировать культуру здоровья, акцентируя внимание на этой проблеме.
На моих уроках стало уже традиционным проводить просветительскую работу в отношении здорового образа жизни , это – «Спорт и повседневная жизнь», «День Здоровья» - история праздника, «Я хочу быть счастливым!», «Спарта и спорт» и т.д.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю:
1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».
2- разнообразие видов и форм уроков
Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей
3- Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса
4- При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером
5- Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
6- Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)
7- Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вместе с учениками.
8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:
Для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи
Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера
НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»
Посмотрите на свое лицо со стороны
Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
Сгоните муху мышцами лица
Она улетела на другое место – на щеку.
Снова сгоните муху
Муха перелетела на лоб
Сгоните муху со лба
-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?
9- Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:
Мышечного утомления с плечевого пояса
Мышц спины, кистей рук
Зрительного утомления
Минуты релаксации
Массаж активных точек
Чередование поз
Дыхательная гимнастика
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.
10-Мотивация учащихся:
Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование
Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
элементы соревнования на различных этапах урока
Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока.
11- Использование проблемных творческих заданий
12- Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и снизить до минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
Слагаемыми здорового образа жизни , по мнению ученых, являются:
оптимальный двигательный режим;
тренировка иммунитета и закаливание;
оптимальное питание;
психофизиологическая регуляция;
рациональный режим жизни и деятельности;
отсутствие вредных привычек;
высокая медицинская активность.
Необходимость серьезно заниматься формирование культуры здоровья и здорового образа жизни в системе общего и среднего профессионального образования обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в молодые годы, а следовательно, здоровые интересы, потребность в физическом совершенствовании, ценностное отношение к здоровью целесообразно формировать и развивать в детском, подростковом и юношеском возрасте;
именно в этот период закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
период обучения – это наиболее сенситивный период в формировании базовых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Одной из главных задач на пути создания здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, в основе которого должны лежать такие принципы, как;
сотрудничество, взаимная поддержка и помощь;
системность взаимодействия субъектов образовательного процесса;
сопереживание и соучастие в разрешении проблемных ситуаций и познавательных задач; готовность оказания первой необходимой помощи при затруднениях;
вера в успех решения поставленных задач, преодоления трудностей.
Подводя итог, можно выделить основные направления программы здоровьесберегающей, здоровье развивающей среды образовательного учреждения.
медицинские технологии и профилактическая работа.
выявление групп риска, разработка программ работы с ними;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
планирование режима учебы и отдыха обучающихся с учетом их медицинских показателей;
формирование навыков здорового образа жизни;
физкультурно-оздоровительная работа;
просветительская работа.