Статья по химии на тему Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Фирсова Наталия Константиновна
МОУ «Лицей № 107» г. Саратова
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в числе приоритетов модернизации системы общего образования - укрепление здоровья школьников, их нормального физического развития и психического самочувствия, создание безопасных и комфортных условий организации учебного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Создание позитивной образовательной среды способствует сохранению здоровья школьников. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность определяю и фиксирую психологический климат на уроке. Также провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Из опыта работы видно, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося.
Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности.
С этой целью она применяет здоровьесберегающие технологии:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса: обстановка, санитарные условия, температура и свежесть воздуха, освещение в кабинете, хранение реактивов, а также прекурсоров соответствуют нормам СанПИН, осуществляется соблюдение правил техники безопасности при выполнении демонстрационного эксперимента, практических и лабораторных работ;
психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: проводится работа по снятию эмоционального напряжения, созданию благоприятного психологического климата на уроке, а также проводится работа по охране здоровья и пропаганде здорового образа жизни;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: осуществляется правильная организация урока, учет зоны работоспособности учащихся, а также распределение интенсивности умственной деятельности.
На своих уроках соблюдаю «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении».
Для пропаганды здорового образа жизни провожу классные часы:
1. «История возникновения вредных привычек».
2. «Удивительное вещество планеты Земля».
3. «Гигиена рабочего места».Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание  заботиться  о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе  учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.
Таким образов, важным условием профилактики и оздоровления является охрана детей и подростков от здоровьеразрушающего образа жизни, вредных привычек, в том числе курения, употребления наркотиков, алкоголя, токсических веществ, рискованного сексуального поведения. Взаимодействие родителей и педагогов образовательного учреждения в решении данной проблемы может быть только при едином взгляде на проблему, общей стратегии деятельности и совместных, согласованных действиях.