Организация дифференцированного обучения на уроках младших школьников.



Дифференцированное обучение – средство повышения познавательной активности у младших школьников.
(из опыта работы выступление на педсовете)

Индивидуализация обучения вызвана тем, что уровень подготовки и развития способностей к обучению не у всех школьников одинаков. Обучающиеся, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут потратить на него от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) значение.
Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы. Обычно класс делится на три группы:
- 3группа – ученики с высокими учебными способностями. Они ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач;
- 2группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися;
- 1группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке.
Способы дифференциации:
содержательные
- по объёму
- по уровню трудности
- по уровню творчества
2) организационные
- по степени самостоятельности
- по уровню помощи
На уроках я часто задаю разноуровневые задания. Например.

Дифференциация по уровню творчества.
Обучение грамоте.

1 группа
2 группа
3 группа

Отметить точками все знакомые гласные в словах (даётся текст из детского журнала)
Подобрать слова к заданному набору гласных
А АА АИ ОООО
(мак, каша, раки, молоко)
Заменяя в слове по одной букве, получить цепочку новых слов:
Зайка – майка -


Математика.
Даны выражения:
81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100
72 :9 - 3 400 + 200 + 30 - 100
8:6-7:8 27:3-2:6-9
84-9-8 54 + 6 3 - 72 : 8
1 группа. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
2 группа. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
3 группа. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

Окружающий мир
1 группа
2 группа
3 группа


«Животные леса»

Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67).
Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».

«Растения леса»

Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63).
Найдите в гербарии лесные растения.
Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).

«Какие бывают леса»

Прочитайте статью учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».
Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов.
Подумайте, какие леса растут в нашем районе?
Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы).

На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).

1 группа
2 группа
3 группа

Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу.
Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете?
Сравните природу тундры и лесной полосы.


Окружающий мир.
1 группа
Вставь пропуски в тексте:
- Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________.
Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________.
Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:
1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.
2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.
3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.
4.Смотри все интересные телевизионные передачи.
    3. Соедини стрелками начало и конец пословицы:
Крепок телом -                                   золота.
Здоровье дороже                                богат и делом.
Здоров будешь                                    тот не думает идти в гости.
У кого болят кости,                           всё добудешь.

2 группа
Запиши свой режим дня.
Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:
Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.
Запиши одну пословицу о здоровье.

3 группа
Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.
Реши кроссворд:

1) (верт) Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение.
1) (гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся для здоровья, для порядка, людям всем нужна
2) Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет
3) Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он без туч и облаков целый день идти готов.
4)Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать. И поможет здесь сноровка и, конечно,
5) Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих -  что за кони у меня?

4. Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда

Дифференциация по уровню трудности.
Обучение письму.

1 группа. Запишите слова письменными буквами, подчеркните букву Щ.
Детям даются карточки со словами: щука, лещ, щит, борщ, роща.

2 группа. Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ: щегол, чудо, щавель, пищит, кошка, щенок.

3 группа. Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет их запомнить, а потом по памяти написать в прописи. Щегол, щука, щи, щавель, щенок, щит.

Русский язык.

1 группа. Спишите, определите число имён существительных.
Дорога, картины, помидоры, яблоко, молоток, месяц, магазины, орех, стекло.

2 группа. Спишите, определите число имен существительных:
Мы шли по дороге к роще. Вот к берёзке подлетела сорока. Дятел застучал клювом по осине. Грачи важно расхаживали по пашне.

3 группа. Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе. Определите число всех существительных в этих предложениях.
Солнце светит ярко. Наша кошка очень любит сливки. Все ребята во дворе играли в прятки. Тёмные тучи обложили небо. Мы с сестрой купили бабушке новые очки.

Математика.

1 и 2 группы. Сравните числа:
54 и 7 63 и 64
9 и 26 52 и 32
3 группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
КС и Н КЗ и К4
9 и PC 5H и ЗН




Задаю разные домашние задания: по сложности, по содержанию или на выбор.

Результат дифференцируемого подхода в обучении:
- повышается уровень мотивации учения;
- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Литература: 1. Н.Н. Деменёва «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики», Москва, 2005 г. 2. Ш.А.Амонашвили « В школу – с шести лет», Москва, 1986 г. 3. Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 1994 г



15