Первый урок по теме Основное свойство дроби


Основное свойство дроби
Тип урока: изучения нового материала.
Цель урока: ввести понятие основного свойства дроби, учить применять основное свойство дроби.
Задачи урока:
образовательные: формирование у учащихся знания основного свойства дроби, умения его использовать при преобразовании дробей;
развивающие: развитие умений сравнивать, обобщать, выделять главное, умений  логически мыслить;
воспитательные: приучение к аккуратности ведения записей в тетради, повышение культуры математической речи.
Оборудование:
презентация (Приложение)
бланки для практической работы
компьютер
проектор
 Учебник: «Математика, 6», авторов: Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург и В.И. Жохов – М. Просвещение, 2011.
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 мин)
II. Актуализация знаний (8 мин)
Посмотрите на фигуры (Приложение 1) и ответьте на вопрос: какая часть фигуры закрашена?
Записаны числа: 436 ; 26 ; 345 ; 610 ; 718 ; 116 ; 86.
Прочитайте числа, что это за числа;
Назовите числитель и знаменатель каждой дроби;
Что показывает знаменатель дроби? (знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили целое)
Что показывает числитель дроби? (числитель показывает, сколько частей взяли)
Как перевести неправильную дробь в правильную и обратно?
III. Сообщение темы урока
- Сегодня мы познакомимся с основным свойством дроби и научимся его применять. Открываем тетради записываем число и тему урока.
IV.Изучение нового материала (10 мин)
Подготовительная работа.
Перед вами лежат карточки(приложение 2), давайте выполним небольшую практическую работу и попытаемся самостоятельно вывести основное свойство дроби:
1 шаг: Закрасьте красным цветом а) 48 б) 36 в) 24  г) 612
Какие получились результаты? Запишите их.
2 шаг: Закрасьте синим цветом а) 34 б) 68

Какие получились результаты? Запишите их.
3 шаг: Закрасьте зеленым цветом в) 14  г) 416
Какие получились результаты? Запишите их.
Можно ли сказать, что это одно число? (Дети предлагают ответы.)
Мы получили, что две дроби равны. Как одну дробь получить из другой? (Дети предлагают варианты. Делают вывод)
Учитель предлагает учащимся записать равенства: 26=13 912=34 1015=23 Как одну дробь получить из другой? (Учащиеся предлагают варианты)

В этом и заключается основное свойство дроби. Попробуйте сформулировать его. Дети формулируют свойство.
Запишем в тетрадь:


Введём определение равных дробей. (Равные дроби – это различные обозначения одного и того же числа)
Приведите примеры равных дробей. (записать на доске)
Открываем учебник стр. 34 §2 п.8
Сформулируйте основное свойство дроби
Устно выполним № 211
Разбор по вопросам учителя:
— Что обозначает дробь 3/5? (Целое или круг разделили на 5 равных частей и взяли 3 такие части.)
— На сколько равных частей мы потом разделили пятую часть круга? (На 3 части.)
— На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 15 частей.)
— Сколько частей в 3 взятых пятых круга? (9 частей.)
Развернутый ответ учащихся:
Мы круг раздел или на 5 равных частей и закрасили 3 такие части, затем каждую пятую часть круга мы разделили еще на 3 равные части. Тогда весь круг оказался разделенным на 5 · 3 = 15 частей, а в трех пятых круга будет 3 · 3 = 9 таких частей, поэтому
V. Закрепление изученного материала (15 мин)
№ 215 стр.36 (на доске и в тетрадях)
- Что такое координатный луч? (это луч. на котором задано начало отсчёта ( оно совпадает с началом луча) и единичный отрезок)
- Какой вывод можно сделать? (Равные дроби на координатном луче изображаются одной и той же точкой)
- Назовите наименьшее и наибольшее из чисел.
№ 216 стр.36 (самостоятельно с последующей проверкой, в это время один ученик работает на обратной стороне доски)
- Что можете сказать об этих дробях? (они равны)
- Почему? (Мы использовали основное свойство дроби)
- Как из данных дробей получить равные им дроби? (умножить или разделить числитель и знаменатель на одно и то же натуральное число)
- Чем мы воспользовались? (Основным свойством дроби)
Самостоятельная работа, с последующей проверкой на доске № 214
Проверка:
— Что обозначают дроби 3/4 и 6/8? (Целое или отрезок разделили на 4 равные части и взяли 3 такие части и второй отрезок такой же длины разделили на 8 равных частей и взяли 6 таких частей.)
— Что можете сказать о цветных частях данных отрезков? (Равны.)
— Что можете сказать о данных дробях? (Дроби равны.)
— Какой вывод можно сделать? (Равные дроби изображаются равными отрезками.)
Разбор задачи № 233 (1) стр. 37 (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу. Зная расстояние и скорость, что можно найти? (Время.)
— Зная весь путь и расстояние, которое прошли до привала, что можно найти? (Путь, который пройдут школьники после привала.)
— Зная расстояние, которое проедут школьники со скоростью 15,3 км/ч, что можно найти? (Время на путь после привала.)
— Как найти, сколько времени школьники были в походе? (Сложить время до привала, время после привала и время, затраченное на привал.)
Решение:
1) 48,6 : 12,15 = 4 (ч) — было в пути до привала.
2) 79,2 — 48,6 = 30,6 (км) — проехали после привала.
3) 30,6 : 15,3 = 2 (ч) — были в пути после привала.
4) 4 + 2,5 + 2 = 8,5 (ч) — были в походе.
(Ответ: 8,5 ч.)
VI. Подведение итогов урока (2-3 мин)
Как называется свойство дроби, которое сегодня узнали?
Сформулируйте основное свойство дроби.
Чем являются равные дроби? (различными записями одного и того же числа)
VII. Домашнее задание (2-3 мин)
§ 2, п. 8, стр.35 прочитать текст под рубрикой «Говори правильно», № 237, № 239.
- Спасибо всем за урок, до свидания!
Методическая литература.
1. Учебник: «Математика, 6», авторов: Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург и В.И. Жохов – М. Просвещение, 2011.
2. Дидактические материалы по математике, 6 класс, авторов: А.С. Чесноков, К.И. Нешков, – М.: Академкнига, 2012.
3. Поурочные разработки по математике, 6 класс, автор: В.В.Выговская, - М.: ВАКО, 2012.