Технологическая карта урока математики по теме Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.


ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы
"Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Сроки проведения: 01.02.2016 – 12.02.2016
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме:
« Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»
Учебный предмет - математика
Выполнил учитель начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 34» г. Дзержинска
Тараканова Ольга Сергеевна
Квалификационная категория:
Стаж работы учителем начальных классов: 2 года
Контакты: сот. +79049177887
Н.Новгород
2016
Проект урока по математике (УМК «Планета знаний»)
Учебный предмет Математика
Класс 2 класс
УМК «Планета знаний»
Тема урока «Вычитаем и переходим через разряд». ( Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд).
Тип урока Объяснение нового материала
Планируемые цели для учителя Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся; познакомить со способом вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; формировать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Планируемые метапредметные результаты
Личностные
понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками; готовность к взаимодействию и взаимопониманию; понимать причины успеха в учебной деятельности;
Регулятивные
уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные
уметь анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию
Планируемые предметные результаты. Знать алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд.
Уметь решать выражения на вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд, используя алгоритм.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Оборудование. Презентация к уроку «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»;
Листы оценочные, на которых волшебные линеечки»
Модели десятков и единиц;
Карточки с заданиями;
Учебник «Математика» 2 класс 1 часть. Авторы: Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. и рабочая тетрадь № 1.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы. Обучающиеся умеют:
«открывать» способы действия ( приёмы сложения двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначного числа из круглого числа; вычитание однозначного числа с переходом через десяток), используя предметные и символические модели;
представить число в виде суммы разрядных и удобных слагаемых.
сравнивать разные приемы вычислений;
обосновывать выбор приема вычислений;
решать текстовые задачи на разностное сравнение.
Этапы урока и хронометраж
№ Название этапа урока Время
1 Организационный этап 2 мин.
2 Актуализация знаний и пробное учебное действие. 6 мин.
3 Выявление места и причины затруднения 3 мин
4 Построение проекта выхода из затруднения 1 мин
5 Реализация построенного проекта 12 мин.
6 Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи. 10 мин.
7 Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 10
8 Включение в систему знаний и повторение. 5-6
9 Этап информации и домашнего задания 2 мин.
10 Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.
Содержание урока.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяТеоретическое обоснование: формируемые УУД
1 Организационный этап. Дополните предложение.
На экране:
- Вы пришли сюда…
- Не лениться, а …
- Только тот, кто много…
- В жизни что-то …
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Дети отвечают: учиться, трудиться, знает, достигает.
Демонстрируют готовность к уроку.
На столах лежат листы самооценки, на которых волшебные линейки:
А П С
(А – аккуратность;
П – правильность;
С – самостоятельность) После каждого задания детям предлагается оценить себя. Личностные: уметь включаться в учебную деятельность
2 Актуализация знаний и пробное учебное действие.
На экране: 15 – 9 =… 13-6 = … 14-8 =… 11-5 =…
- Что общего во всех этих выражениях?
- Найдите значение выражений:
А теперь, посмотрим, кто лучше справиться вот с этими выражениями. Найдите значение выражений.
53 -6 = … 35-7 =… 45-20= … 45-19 =…

- Эти выражения на вычитание с переходом через разряд в пределах 20.
Дети работают в карточках.
Ученики вставляют пропущенные цифры, после решения проверяют ответы на экране.

При решении последнего примера испытывают затруднение.(Сильные дети решают, но объяснить не могут).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результатКоммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: умение анализировать, обобщать , делать выводы.
Личностные УУД: действие смыслообразования,
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
3 Выявление места и причины затруднения. - Почему последнее выражение вызвало затруднение?
- Не знаем приёма решения такого выражения (примера).
Познавательные: умение анализировать, обобщать , делать выводы.
4 Построение проекта выхода из затруднения. - Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?
Какую цель поставим перед собой?
- Определимся со средствами. Какой инструмент нам понадобиться, чтобы наглядно представить, как происходить переход через разряд?
Но сначала оцените себя, как вы выполнили это задание.
- Будем искать приём вычитания, который поможет нам решить этот пример и подобные ему примеры.
- Модели
Дети работают в оценочных листах.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- самооценка
5 Реализация построенного проекта. - Учитель распределяет детей на группы и предлагает самим выложить модель выражения и попытаться открыть способы его решения.
45-19=
- Учитель вызывает представителей групп, рассказать о способах.
- На какие слагаемые разложили число 19?
- Какими уже известными приёмами вычитания воспользовались?
- А в этом приёме на какие слагаемые разложили вычитаемое 19 ?- Каким знакомым приёмам вычитания пользовались в этом случае?
- Какая особенность есть в уменьшаемом?
- Где спрятались единицы?
Покажите это на моделях.

- Что надо помнить?
- Сколько получилось?
- Какое число ещё остается вычесть из 36?
- Что за приём используете?
- Какие знакомые нам приёмы вычитания лежат в основе данного приёма?
- Посмотрите сколько вариантов решения одного и того же выражения.
Давайте сравним эти два способа.
Чем они отличаются?
- Чем похожи эти способы?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вышла Нюша погулять
(шагают на месте)
И цветы пособирать.
(наклоны)
Тут Совунья подлетела
(машут руками)
И на травку присела.
(приседают)
Стали вместе играть,
(хлопки в ладоши)
Прыгать, бегать и скакать.
Дети работают в группах, выкладывают модель выражения, стараются найти способы решения данного выражения.
Потом выходят к доске и рассказывают о своих действиях.
На доске рассматривается первый способ:
45-19=
14 5

45-5 = 40
40-14= 26
- Разложили число 19 на сумму удобных слагаемых (14 и 5).
Из 45 вычли 5, получили 40.Из 40 вычли 14, получили 26.


+



- Вычитание из двузначного числа однозначного без перехода через разряд. Вычитание двузначного числа из круглого.
Выслушивается другой способ.
45-19=
10 9

45-9= 36
36-10= 26
- Разложили на разрядные слагаемые.
- Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
- В уменьшаемом не хватает единиц?
Дети, используя демонстрационный материал (в уменьшаемом заменяют полоску -десяток, на 10 кругов-единиц) . Из 15 кругов вычитают 9, получают 6 кругов и 3 целых полоски. (36)
- Только всегда надо помнить о том, что число десятков при этом уменьшается на 1.
45-9 = 36
36
- Остаётся вычесть 10 из 36.
На моделях из 3 целых полосок и 6 кругов убирают 1 полоску. Получают 2 целые полоски и 6 кругов.
- Вычитание двузначного круглого числа из двузначного.
- Вычитание однозначного числа из двузначного и вычитание двузначного круглого числа из двузначного.
- В первом случае мы раскладываем вычитаемое на сумму удобных слагаемых, а во втором на сумму разрядных слагаемых. Оба способа основаны на разных приёмах вычисления.
-В обоих способах есть приемы вычислений с переходом через разряд.
40-14 и 45-9
- Приходиться дробить целый десяток на отдельные единицы, занимать.

Выполняют движения. Познавательные:
Общеучебные.
- использование знаково – символических действий (моделирование);
–построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Логические.
- анализ объекта
- обобщение;
- сравнение 2 способов;
- построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- использование речи для регуляции своего действия.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. С. 110 №. 3
Работа в парах в тетради по учебнику .Исходно в учебнике даётся 3 модели, но учитель сокращает до двух и усложняет задание тем, что просит решить 2-я способами, выкладывая модели выражений.
- Запишите разности числами. Вычислите с помощью моделей, используя разные способы вычислений. (показать на одном выражении 2 способа вычисления).
- Посмотрите на экран и сравните свою работу с эталоном.
Далее учитель подводит детей к выводу о том, что на выполнение записи и решения данных выражений затрачивается много времени, требуется рациональная форма записи.
- Попробуем сделать запись одного из выражений (43-25) в столбик. Вспомните алгоритм вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.
-Давайте на основе этого алгоритма, восстановим алгоритм вычитания с переходом через разряд. Работать будем по группам.
Учитель дает карточки, в которых надо восстановить алгоритм вычитания двузначных чисел, но с переходом через разряд.
АЛГОРИТМ. 43-25 =
Ответ : 18
3 десятка минус 2 десятка будет 1 десяток.
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.
Вычитаю единицы.
3 меньше, чем 5. Занимаю один десяток (отмечаю это точкой над десятками).
3 минус 5 будет 8.
Вычитаю десятки.
Уменьшаю количество десятков на 1. В разряде десятков осталось 3 десятка
Пишу результат под единицами.

- Давайте проверим вашу работу!
Учитель пытается действовать по алгоритму, которые предлагают дети.
Дети выполняют задания на новый прием вычитания, с помощью моделей, работают в парах, поочередно комментируя друг другу решение.
41-13 = 28 43-25= 18
41-3=38 43-5= 38
38-10=28 38-20 = 18
41- 13=28 43-25 = 18
41-1= 40 43-3=40
40-12= 28 40-22= 18
Сверяют свои решения с эталоном на экране.
Оценивают себя.
- Запись в столбик.
Дети вспоминают алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного без перехода через разряд. Произносят его.
На основе знакомого алгоритма дети работают на карточках в группах, пробуют восстановить алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного с переходом через разряд.
1.Пишу единицы под единицами десятки под десятками.
2. Вычитаю единицы.
3 меньше, чем 5. Занимаю один десяток (отмечаю это точкой над десятками).
3. 13 минус 5 будет 8
4. Пишу результат под единицами.
5. Уменьшаю количество десятков на 1. В разряде десятков осталось 3 десятка.
6. Вычитаю десятки.
7. 3 десятка минус 2 десятка будет 1 десяток.
8. Ответ: 18
Дети комментируют свой алгоритм , учитель выполняет действия согласно их плану. Рассматриваются все варианты групп. Выбирается верный вариант, корректируются неверные варианты.
Коммуникативные УУД :- планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, с целью обнаружения отличий от эталона.
- коррекция
- самооценка
Познавательные УУД:
1 . Общеучебные:
- Выбор наиболее эффективного (рационального) способа решения учебной задачи.
Логические :- синтез как составление целого из частей.
- установление причинно- следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
7 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Спишите с доски и решите выражения на новый вычислительный приём в столбик:
1 в. 74-56 = …
61-35 =
37-18=
2 в. 98-19 =
86-49 =
57- 19 =
Взаимопроверка по эталону на экране, за каждый правильный пример, учащиеся ставят 1 балл.
Самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и проводят самопроверку.
Оценивают свою деятельность.
Предметные УУД:
-выполнение письменно действия с двузначными числами (вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий.
8 Включение в систему знаний и повторение. Задача на повторение
Педагог предлагает подобрать схему к задаче и решить задачу в группах. Выбрать правильное выражение.
- Педагог выслушивает варианты и вместе с детьми корректирует работу каждой группы.
1) 18

?
72
2)
18 ?

72
?
3)

18 72
А) 18+72 =
Б) 72-18 =
Учащиеся работают в группах.
Каждая группа предлагает свой вариант схемы и решения. Корректирует свою работу.
Коммуникативные: -- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
1. Общеучебные.
- построение логической цепи рассуждения;
- выбор способов решения задачи, выбор схем.
2. Логические:
- анализ, сравнение объекта.
9 Этап информации и домашнего задания Р.Т. с. 54 № 1, 2.
Открывают рабочие тетради на печатной основе, знакомятся с заданием. 10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. - С каким приемом познакомились?
- Какому приему вычитания научились?
- Какие выражения научились решать?
- Можете ли теперь решать выражения, которые вызвали
трудности в начале урока?
Посмотрите в свои оценочные листы. Выведите общую оценку себе. Оцените свою работу на уроке в целом. Поместите магнитик со своим именем на классную волшебную линейку. Научились решать выражения с применением нового алгоритма вычитания
Самостоятельное оценивание собственной деятельности на уроке Регулятивные:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
Личностные:
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Оценка проекта урока математике во 2 классе. УМК «Планета знаний»
Выполнила: Тараканова О.С., учитель начальных классов МБОУ средняя школа № 34 г. Дзержинск
Бланк №1
№ п\пПорядковый № в схеме, данной в ч. 3 Параметр оценки Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя Оценка преподавателя НИРО
1 1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3 2 2 Реализация компетентностного подхода 2 3 3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 34 4 Развивающая направленность заданий 3 5 6 Логика построения урока 3 6 7. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 2 7 8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 2 8 9 Характер используемой наглядности 2 9 10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 3 10 12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 0 11 13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 2 12 14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 2 13 15 Формирование познавательных УУД 3 14 16 Формирование регулятивных УУД 3 15 17 Формирование коммуникативных УУД 3 Всего баллов 36 Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).
Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2
№ п/п Структурные части проекта и параметры их оценки Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя Оценка преподавателя НИРО
1 Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы 3 2 Качество диагностического блока проекта 1 3 Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока 3 4 Соблюдение требований к плану урока 3 5 Качество теоретического обоснования 2 6 Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) 3 Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует. Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.
Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.
Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:
менее 31 балла – не зачтено
32 – 45 – зачтено с замечаниями
46 - 63 - зачтено
Оценка урока и структурных частей проекта в сумме составила 51 балл.
Литература
Башмаков М. И. , Нефёдова М.Г. Математика 2 класс 1 часть. М.: Астрель, 2012
Башмаков М. И. , Нефёдова М.Г. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику М.И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой «Математика». М: Астрель, 2015
Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014. – 29 с.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой-. М.:АРКТИ, 2014
Как построить урок в соответствии с ФГОС/А.В.Миронов.-Волгоград:Учитель,2015
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
Урок в развивающем обучении. Москва, 2010