Урок русского языка в 5 классе на тему Чередование звуков. Беглые гласные по казахстанской программе.


Урок 56 Класс: 5 «А» Дата: 24.01.17
Тема Чередование звуков.
Беглые гласные.
Цель: познакомить учащихся с явлением чередования гласных и согласных звуков, беглыми гласными; сформировать умения: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками, части слова с беглыми гласными, подбирать к однокоренным словам слова с чередующимися звуками, с беглыми гласными; развивать наблюдательность, способность сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать в учащихся ценность чести.
Ожидаемый результат: знают о явлении чередования гласных и согласных звуков, беглых гласных; умеют выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками, части слова с беглыми гласными, подбирать к однокоренным словам слова с чередующимися звуками, с беглыми гласными; оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.
Ресурсы: учебник «Русский язык для 5 кл. под ред. Кондубаевой М. Р. и др», А: Атамура, 2015 г., презентация Power Point, Радуга эмоций.
Оценивание: формативное: словесное поощрение, критериальное оценивание и взаимооценивание; суммативное оценивание в конце урока.
Ход урока
Этапы работы Планируемые действия Оценивание
I Оргмомент. 1. Приветствие.
2. Запись даты и темы урока.
3. Постановка задач. II Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
- Что изучает раздел «Словообразование»?
- Перечислите способы образования слов в русском языке.
- В чем особенность приставочного способа образования слов?
- Суффиксального?
- Приставочно-суффиксального?
- Что такое «производящая основа»?
2. Проверка упражнения 385.
3. Работа по карточкам (3 учащихся).
Карточка
Задание: разберите слово по составу, определите способ образования слова, указав производящую основу и словообразовательную морфему.
ёжик ___________________________________________________
бездельник______________________________________________
невесёлый_______________________________________________
Карточка
Задание: разберите слово по составу, определите способ образования слова, указав производящую основу и словообразовательную морфему.
гусёнок__________________________________________________
перевозить______________________________________________
подкормка_______________________________________________
Карточка
Задание: разберите слово по составу, определите способ образования слова, указав производящую основу и словообразовательную морфему.
переносица______________________________________________
лесник__________________________________________________
приклеить_______________________________________________ Формативное: словесное поощрение
Критериальное взаимооценивание:
6-5
5-4 – 4
3-2 – 3
1-2
III Вызов. 1. Синтаксический разбор предложения.
- Укажите грамматическую основу первого предложения. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
На книжной полке стояли разные книги.
Я долго выбирал из них самую интересную и, наконец, выбрал.
(пов., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однородными сказуемыми )- Найдите в этих предложениях однокоренные слова, выпишите их. Формативное: словесное поощрение
IV Осмысление. 1. Наблюдение и анализ языковых явлений.
- Выделите в словах корни.
книги – книжной (г//ж)
выбирал – выбрал
- Являются ли родственными слова первой пары? Да.
- Чем различаются корни?
Согласными на конце корня – г//ж.
- Такое явление встречается в разных частях слова и называется чередованием звуков.
- Являются ли родственными слова второй пары?
Да. Это формы слова.
- Чем различаются корни?
Во втором слове в корне отсутствует гласная и.
- Гласные, которые то появляются, то исчезают в пределах одной морфемы, называются беглыми гласными.
2. Отработка первичных умений.
- Запись под диктовку с заданием подчеркнуть чередующиеся согласные и гласные.
Таскать – тащит, кормить – кормлю, ездить – езжу, брызгать – брызжет, весть – извещать, дорога – дорожный, осмотреть – осматривать.3. Отработка первичных умений.
- Запись слов в именительном падеже, а затем в родительном падежах с выделением морфем, в которых встречаются беглые гласные.
Лед, камень, дымок, огонек, молодец, ситец, боец, петушок. Формативное: словесное поощрение
V. Физминутка «Зарядка для глаз» Выполняют упражнения. Формативное: аплодисменты
VI. Закрепление. 1. Работа с упражнением 361.
2. Работа с упражнением 366.
- Объясните смысл пословиц.
- Что значит «беречь честь»?
- Нужно ли ценить это качество в людях и в самих себе? критериальное
VII. Выставление поурочного балла. Оценивает работу учащихся. суммативноеVIII. Домашнее задание. Дает инструктаж выполнения.
Параграф 46, упражнение 360. IX. Рефлексия. Радуга эмоций формативное