Разработка урока по русскому языку Чередование звуков.Беглые гласные

Тема: «Чередование звуков. Беглые гласные».
Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами
Цели:
- формирование:
понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами; знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.
- развитие: умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные, ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;
орфографической и пунктуационной грамотности;
мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов, а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске (слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.
Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделиться на четыре зоны.(по расположению парт) 1-я зона задает 2-ой, и т .д.
Вопросы:
- Какие части слова вы знаете?
- Как называются части слова?
- Какая морфема идет за приставкой?
-Какая морфема используется для образования форм слова?
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
- С чего начнем наше познание нового?
Ученик: С повторения, что знаем о морфемах
Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?
Ученик: Разбор слов по составу.
Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни. ( Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник
Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник-подорешник), (пекарь- печь)
Учитель: Выделите корень, что заметили?
- Учитель: Правильно, в результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?

Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова, падеж слова огурец, день и запишите.
(огурец-огурца, день-дня)
Какие изменения произошли в корне слова?
Учитель:Все эти слова однокоренные или нет?
Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?
Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?
Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом?
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс, окончание и приставка.
Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли?
Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы?
Учитель: Чем являются пары слов?
Учитель: Попробуйте объяснить орфограммы в данных словах.
Учитель: Почему вы не можете объяснить, куда убегает гласная при изменении слова? В чем заключается затруднение?
III.Выявление места и причины затруднения.
- Как называются эти слова?
-Какова же проблема?
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель: Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Учитель: Подберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.
1ряд – слово круг; 2 ряд – слово луг; 3 ряд – слово снег.
Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных. ( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)
Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.( да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)
Учитель: Так, что называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)
Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Бок-(бочок), друг-(дружок),
Ухо-(уши), пух-(пушок),
Пишу-(писать), лечу-(летать)
Учитель: Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.

Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?
- Запишите: золото – злато
- Что вы заметили интересного в формах этого слова?
Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.
Понаблюдайте за формами следующих слов
1.Берег- береговой, брег- прибрежный
2.Ворота- подворотня, врата- вратарь
3.Голова- головной, заголовок – глава, главенство, главный
4.Здоровье- здоровый, здравие- здравствовать
Один ученик работает у доски: Молодёжь- молодой, младенец, младший

Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.
Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).
Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)
По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,
( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)
- Встречается ли это понятие в русском языке?
- Когда?
- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)
- Почему их называют беглыми?
- Где встречались нам беглые гласные?
- О чём мы с вами будем сегодня говорить?
- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?
Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследование и каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам ( группам) . Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»
Выступление групп.
Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них . Давайте послушаем, что он расскажет.
(На острове Слованск когда-то, очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е, они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)
Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам. Остальные будут отвечать на мои вопросы.
Реализация построения проекта.
Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.
-Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?
Сон – сна, пень – пня, день – дня, отец – отца, кусок – куска, рот – рта, пёс - пса
-Еще какие наблюдения вы провели?
- Отчего же зависит беглость гласных?
- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: I шаг. Измени форму слова.
II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.



Да Нет


Пиши Е или О Пиши И

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение?
-Как определить беглую гласную в данных словах?
-Прочитайте на доске примеры: Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?
- Какой вывод можно сделать?
VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. 1шаг- Измени форму слова..II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.



Да Нет


Пиши Е или О Пиши И


Примеры
Пиши Е
Пиши О
Пиши И

Дом..к


+

Песоч..к
+



Диванч..к


+

Кружоч..к
+



Лап..ть

+


Ключ..к


+

Камеш..к
+



Ножич..к
+



Ребён..к

+


Зайч..к


+

VII. Включение в систему знаний и повторение.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»знаний?
- К какой группе можно применить прием проверки звуков?
- Достаточно ли мы закрепили новое правило?
- Почему?
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок?
- В чем суть правописания данных слов? .
-Какие затруднения мы испытали?
- Что помогло нам их преодолеть?
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!
Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !
Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Выполните упр. 419 из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные
2.Выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные
-Оцените учебную деятельность класса.
-Спасибо, я вами довольна.












Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Аркаулово имени Баика Айдара МР Салаватский район Республики Башкортостан







Чередование звуков. Беглые гласные.
5 класс



Разработка урока по русскому языку Латыповой Самарии Радиковны




Аркаулово - 2016
15