Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Тип урока: Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов.
Цели урока:
Образовательные:
формировать умение находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные;
Развивающие:
развитие учебно-интеллектуальных умений (наблюдать, объяснять, сравнивать, делать выводы);
развитие критического мышления;
развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействие в парах, группах)
Воспитательные:
воспитание самостоятельности и целеустремленности  в достижении поставленной цели, проявление инициативы;
воспитание толерантных качеств.
Задачи урока:
учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах. сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод;
повторить и закрепить умение находить проверочные слова для проверки парного согласного в корнях слов;
Организационный момент.
Учитель: Начнем урок с доброй улыбки.
Подарим улыбку друг другу и нашим гостям.
Вспомним 5 золотых правил русского языка
Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно;
Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания;
Переношу с одной строки на другую по слогам;
Помню о красной строке;
Пишу, проговаривая себе по слогам
Откройте тетради и запишите число. Выполните упражнение по чистописанию
Б в г д ж з
п ф к т ш с
- Очень красиво написали. Почему мы написали эти согласные?
Ученик: (Они парные)
Учитель: Почему мы называем их парными?
Ученик: (Они образуют пару: звонкие и глухие согласные.)
Учитель: Почему нужно их знать?
Ученик: (Потому что есть слова, где эти согласные нужно проверять).
Учитель: А как их проверять?
Ученик: (Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или сонорная согласная).
Учитель: Сегодня мы проведем интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме: «Правописание проверяемых парных согласных в корне слова». На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слов, подбирать поверочные слова, размышлять, рассуждать.
Сказка по лесу идет. Сказка за руку ведет.
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот!
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живет!
И как всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. На мгновение закройте глаза. А теперь откройте.
2943225238760168592527686011144252768603429002432052257425278765Мы попали с вами на лесную сказочную поляну.

9779002054225Скоро Новый год. Кто же в гости к нам придет? Это Дедушка Мороз, он подарки принесет. Но дед Мороз пока очень занят, он готовит подарки малышам. А за елкой в лес он послал Снеговика и Снегурочку. Но случилась беда. Баба Яга украла елку, а Снегурочку взяла в плен. А какой же Новый год без ёлки и Снегурочку? Нужно срочно спасать Снегурочку и возвращать елку! Итак, мы отправляемся в путь. Как и в любой сказке, наш путь будет трудным. Мы возьмем с собой Снеговика, и он нам покажет дорогу.
А еще в дорогу мы возьмем с собой наши знания, которые помогут преодолеть нам трудности в пути. Самое главное, вы должны помнить о словах, где встречаются парные звонкие и глухие согласные. Эти слова все заколдованные и нам предстоит их расколдовать, т.е. определить их правописание. Нельзя пропускать ни одного слова. Иначе можем заблудиться в заколдованном лесу и не справимся с волшебными чарами Бабы Яги. Но самое главное надо помнить! Чем больше мы найдем таких слов, тем быстрее разыщем Снегурочку. Будьте внимательны! ИТАК, сказка начинается. Помните, мы не должны не пропустить ни одного слова с парной звонкой и глухой согласной.
Ученик: (В слове сказка нужно писать букву з, проверочное слово сказочка)
Учитель: Откройте учебники чтения на стр. 73. (учебник Литературное чтение Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и мы с вами сразу попадаем на поляну загадок. Баба Яга специально устроила нам такую поляну, чтобы мы не смогли добраться до неё. Наша цель - научиться отгадывать загадки, а также научиться самим их составлять. А самое главное проведем исследовательскую работу «Как строится загадка?». Снова встретилось слово, где есть опасное место.
Ученик: ( «В слове загадка нужно писать букву д, проверочное слово загадать)
Учитель: Что такое загадка?
(Ответы учащихся)
Учитель: Какие загадки вы знаете?
(Ответы учащихся)
Учитель: О чем бывают загадки?
Ученик: ( О животных, явлениях природы, предметах быта и т.д.)
Учитель: Похожи ли загадки на задачи?
Ученик: (Да, их тоже надо решать)
Учитель: Загадки – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий тому назад. Есть литературные загадки. Их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт. Прочитаем загадку про снег.
Ученик: («В слове снег нужно писать букву г, проверочное слово снега»)
(Загадка в учебнике)
Я, как песчинка, мал, а землю покрываю;
Я из воды, а с воздуха летаю; как пух лежу я на полях,
Как алмаз, блещу при солнечных лучах.
Учитель: Какие слова встретились на правило?
Ученик: (Алмаз, проверочное слово алмазы)
Учитель: Каким образом построена загадка?
Ученик: (В ней говорится все о снеге: как рождается, из чего он, какие свойства имеет).
Учитель: Это биографическая загадка. Что означает слово биография?
Ученик: (Биография – описание чьей-нибудь жизни).
1701165592455Учитель: Снег состоит из маленьких снежинок, которые нам помогут в пути. За правильно выполненные задания каждый из вас получает вот такую снежинку.
Вместе со снежинками на нашу дорожку упали словарные слова.
(Запись под диктовку)
Багаж, город, завод, тетрадь, мороз.
Учитель: Почему именно эти слова мы должны сегодня повторить?
Ученик: ( «Эти слова нужно проверять багаж - багажи, город -города, завод - заводы, тетрадь -тетради, мороз - морозы)
Учитель: Найдите еще биографические загадки.
Ученик: (Про ель и сосну, про подсолнух).
Учитель: Прочитайте.
(Чтение учащимися загадок в учебнике)
Весной цвету, летом плод приношу,
Осенью не увядаю, зимой не умираю.
(Ель, сосна)
На солнце я похожий, и солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю я голову свою.
(Подсолнух)
Учитель: Ну, вот елку мы с вами нашли.
(На доске в середине открывается большая елка)
1791970-95250
Учитель: Осталось найти и спасти от Бабы Яги Снегурочку. Идем дальше. Прочитайте загадку про зайца.
(Чтение учащимися в загадки в учебнике)
Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
(Заяц)
Учитель: Какие слова требуют проверки?
Ученик: ( Прыг, проверочное слово прыгать)
Учитель: Как вы догадались, что это о нем идет речь?
Ученик: (Дается описание: размер, цвет и характерные действия зайца.)
Учитель: А вот и наш заяц.

Давайте возьмем его с собой. Посмотрите внимательно, есть ли на картинке слова на наше правило? Помним о том нам нужно набрать как можно больше слов.
Ученик: (Морковка, глазки, зубки, ушки)
(Учащиеся называют проверочные слова)
Учитель: Найдите еще загадку описательного характера.
(Чтение загадки учащимися в учебнике)
Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
(Волк)
Учитель: А вот и волк. Он тоже хочет пойти с нами. Возьмем и его.

Учитель: Посмотрите внимательно, есть ли здесь слова на наше правило?
Ученик: (Зуб, когти, глаз)
(Учащиеся называют слова и подбирают к ним проверочные).
Учитель: Есть загадки, построенные на сравнении двух похожих предметов.
Сравнения бывают простыми. Найдите и прочитайте такую загадку.
(Чтение загадки учащимися в учебнике)
Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на окне)
Учитель: С чем сравнивается узор на окне?
Ученик: (Мороз на окне сравнивают с белым лесом)
Учитель: Сравнения бывают и отрицательные. Посмотрите, как составлена загадка про книгу:
Не дерево, а с листочками.
Не рубаха, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
А где в учебнике похожая загадка?
(Чтение загадки учащимися в учебнике)
Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал,
Без тела, а живет, без языка – кричит
(Эхо)
Учитель: В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие. Отгадывать такие загадки сложнее. Что общего у загадок про блин и чернила?
(Чтение загадок учащимися в учебнике)
Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают?
(Блин)
Какая водица только для грамоты годится?
(Чернила)
Учитель: Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна главная сторона предмета. Как может строиться загадка?
Учащиеся:
по принципу описания предмета;
составление «биографии» предмета;
как сравнение;
в форме вопроса.
Учитель: Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок?
Ученик: Чтобы самим их составлять
Учитель: Вы хотите научиться их составлять?
(Составление загадок учащимися, работа в парах)
Чтение авторского текста вслух и комментирование (учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение стр.74-75)
Учитель: Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку?
Ученик: Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.
Учитель: Как правильно придумать загадку? Прочитаем это в учебнике.
А теперь, попробуем сами составить загадку.
Мы должны найти Бабу Ягу. Поэтому давайте попробуем придумать загадку про Бабу Ягу. Можно использовать рифмы. Загадки обычно построены в рифму.
Старушка, избушка, летает, управляет
Ученик:
Живет старушка в своей избушке.
На ступе летает, метлой управляет.
Учитель: Какого характера получилась наша загадка?
Ученик: Биографическая
Учитель: Какие слова требуют проверки?
Ученики: (старушка - старушечка, избушка – избушечка)
Учитель: Молодцы! А вот и Баба Яга летит на своей метле.
2463165106680
Учитель: А чтобы мы могли легко с Бабой Ягой справиться, давайте сделаем зарядку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Будьте внимательны во время выполнения упражнений, нужно запомнить как можно больше слов на проверяемые согласные в корне слова.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Повороты резко - раз, два, три.
И наклоны низко - раз, два, три.
Три хлопка в ладошки - раз, два, три.
Покрутись немножко - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
(После выполнения упражнений учащиеся называют слова вместе с проверочными на изучаемое правило - шажки, легкие прыжки, резко, низко, хлопка, ладошки, немножко, зарядка, посадка, раз.)
Учитель: Теперь прочитаем загадку про паука.
(Чтение загадки учащимися в учебнике)
Ниток много-много, а в клубок не смотает,
Одежды себе не шьёт, а ткань всегда ткёт.
Учитель: А эта, загадка, какой характер имеет?
Ученик: (Сравнение отрицательное)
Учитель: Паук в нашей волшебной сказке просит помочь ему сплести паутину - соединить проверяемые слова с проверочными)
(Задание на доске и у каждого на листочках. Один ученик выполняет задание у доски, остальные на индивидуальных листочках)
Ошибка водолазы
Блюдце пейзажи.
Завязка алмазы
Водолаз ошибаться
Алмаз блюдечко
Пейзаж завязать
Учитель: Еж тоже просится с нами на Новогоднюю елку. Прочитаем про него загадку.
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком.
Учитель: А эта загадка, какого характера?
Ученик: (Больше похожа на загадку описательного характера).
Учитель: Давайте и ежика возьмем с собой.

Учитель: Посмотрите внимательно, а здесь, какие предметы мы видим на наше правило?
Ученик: (гриб, еж, травка)
(Ученики подбирают проверочные слова).
Учитель: Но Баба Яга не хочет отпускать зверей на наш праздник. И чтобы они не смогли попасть на Новогоднюю елку, она задала каждому задание по русскому языку.
Давайте, поможем нашим зверятам справиться с заданиями. Посмотрим, какое задание приготовила злая старуха для ежика.
Учитель: Даны слова. Прочитайте их. На какие вопросы отвечают?
Широкий, жесткий, далекий, шероховатый, высокий, горький
Ученик: данные слова отвечают на вопрос какой?
Учитель: Что они обозначают?
Ученик: (Обозначают признак предмета)
Учитель: Какой частью речи являются?
Ученик: (Это прилагательные)
Учитель: Подберите к ним антонимы - прилагательные с подходящими по смыслу существительными, желательно, чтобы все слова были на наше правило
(Учащиеся подбирают слова и записывают вместе с подходящими по смыслу существительными, работа в парах, взаимопроверка).
Широкий - узкая дорожка (узок, узенький; дороженька)
Жесткий – мягкий хлеб (мягок, хлеба)
Далекий – близкий друг (близок, нет друга)
Шероховатый – гладкая доска (гладок, гладенький)
Высокий – низкий столб (низок, низенький; столбы)
Горький – сладкий арбуз ( сладок, сладенький; арбузы)
Учитель: Проверьте друг друга, правильно ли вы записали слова?
Заяц тоже просит нашей помощи. Ему нужно записать ответы на вопросы одним словом, слова должны состоять из 4 букв.
(Учитель диктует, учащиеся называют слова с проверочными словами)
Осадки в виде ледяных шариков - (град - градинка, нет града)
Лучший приятель - (друг - нет друга).
Работа - (труд - труды, нет труда).
Орган зрения (глаз – глаза).
Учитель: Смотрите, волк тоже просит нашей помощи. Даны пословицы. В них есть слова с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы в словах и объяснить смысл пословиц.
З…мой сне.. глубокий, летом хле.. высокий.
Ученик: (Если зимой будет много снега, значит, летом будет большой урожай хлеба)
Учитель: Найдите опасные места и подберите проверочные слова.
Ученик: (Зимой – зимний, снег - снега, хлеб – хлеба)
Учитель: Как понимаете смысл пословицы?
Д…кабрь го.. к…нчает, зиму начинает.
Ученик: (Декабрь последний месяц года, первый месяц зимы)
Учитель: Где опасные места?
Ученик: (Декабрь словарное слово, год – года, кончает – кончит)
Учитель: Помогли зверям. А теперь нужно помочь Снегурочке. Для неё Баба Яга загадала самое большое задание и сложное.
нужно составить из слов предложение,
разобрать его по членам
обозначить части речи.
На, стоит, курьих, избушка, ножках.
218122530480
(Учащиеся составляют предложение: «Стоит избушка на курьих ножках», записывают его в тетрадь, разбирают по членам предложения и обозначают части речи)
Учитель: Не видно Снегурочки. Значит, не все задания выполнили.
1857375600710Давайте определим род, число и падеж существительных, время глагола. Бабе Яге ничего не остается, как отпустить Снегурочку с нами.
А вот и Снегурочка.
Она нам очень благодарна. За то, что мы ее нашли и освободили, она принесла разноцветные шары на елку. Но шары не простые, а с заданиями. Надо вставить пропущенную букву, а где уже вставлена, внимательно посмотреть, правильно ли написана буква? А прежде чем убедиться в правильности написания, необходимо подобрать проверочное слово. Кто справиться с заданием имеет право повесить свой шарик на елку.
(на разноцветных шариках написаны слова с пропущенной парной согласной в корне,
Разгру…ка, бли…кий, берё…ка, упря…ка, рома..ка, подве…ка, сколь…кий, вя…кий, францу…, руба…ка, бедня…ка, ощи…ка, прору…ь, любо…ь, голу…ка, скри…ка, незабу…ка
(учащиеся вставляют нужную букву, объясняют правописание слов и вешают на ёлку шарик)
Учитель: Ну, вот и елку нарядили. А вот и Дед Мороз.
786765199390
238696545720
Дед Мороз очень рад гостям и приглашает всех на праздник.
Ну-ка, встанем в хоровод, дружно встретим Новый год!
Если услышите слова с парной звонкой и глухой согласной хлопните в ладоши.
Добрый дедушка мороз всем подарочки принес.
Мише мед и пироги, а лисичке пирожки,
Белочке орешки, грибочки, сыроежки.
Бабушке Яге – кроссовки, яблоко и три морковки.
Очень скоро Новый год, в гости дед Мороз придет.
Ждут еще Снеговика. Звери заняты пока,
Дружно наряжают елки. На зеленые иголки
Вешают игрушки, серпантин, хлопушки.
(Учащиеся называют слова на изучаемое правило вместе с проверочными)
(Заранее подготовленная группа учащихся выходит к доске и рассказывает правило).
Если слышишь парный звук, будь внимательным мой друг.
Парный - сразу проверяй, слово сразу изменяй:
«зуб» на «зубы», «лед» на «льды», будешь грамотным и ты!
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй:
Грядка. Нет чего? – Нет грядок. Зубки! Изменили – зубы.
Шубки? Проверяем - шубы!
Рефлексия:
- Какие виды работы вам понравились?
- Какие задания вызывали затруднение?
- Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора»
Подведение итогов урока:
- Какие слова мы сегодня учились проверять?
- С какими способами проверки вы познакомились?
- Что должны помнить о написании этой орфограммы?