Открытый урок по географии 6 класс по теме Озёра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИДЫМСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА











ПРОЕКТ УРОКА

Значение опорных систем в жизни организмов.
Опорные системы растений.










Подготовила учитель географии и биологии
первой квалификационной категории
Шаткин Владимир Викторович












2016 г.
Проект урока.

1. Программа: Сонин, Н.И. Живой организм. 6 класс / Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2005
Учебник Сонин, Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М. : Дрофа, 2002. – 176 с.
3. Тема урока: « Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений».
4. Изучаемая тема: «Опорные системы»
№ п/п
Тема урока

1.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений.

2.
Опорные системы животных.


5. Тип урока: комбинированный

6. Цели урока.
Обучающие:
1) проверить и оценить усвоение материала по теме «Обмен веществ и энергии»;
2) дать представление об опорных системах живых организмов, их значении, о строение опорных образований у растений;
3) закрепить умения выявлять соответствие между строением и функциями тканей, сходства и различия между функциями опорных систем растений и животных.

Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться рисунками учебника, текстом учебника;
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопросов в паре).
Воспитательные: способствовать
1) формированию адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (через составление кластера)
3) формированию позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания).
7. Метод обучения - частично поисковый, проблемный, продуктивный.
8. Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника, программированный опрос
9. Средства обучения: компьютерная презентация ( смотри в электронном приложении), тесты, тетради, учебники, познавательные задания

10. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

11. Хронометраж урока:
- организационной момент 2 мин
-актуализация опорных понятий темы 8 мин
- целеполагание 2 мин
- изучение нового материала 15 мин
- закрепление 12 мин
- предъявление и обсуждение домашнего задания 2 мин
- подведение итогов урока 2 мин
- рефлексия 2 мин


Содержание и ход урока
Обоснование деятельности учителя
Прогнозирование деятельности ученика

I. Организационный этап.
Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Тема урока записана на доске: «Скелет – опора организма?»
Сегодня, как всегда, в течении всего урока вы будете зарабатывать по ходу урока баллы, и в конце урока каждый получит оценку.
«5»
· 22 «4»
· 15 «3»
· 11
Цель урока – ответить на поставленный вопрос, но сначала вспомним то, что изучали на прошлом уроке

II. Проверка домашнего задания.
1. Откройте тетради и учебники ( глава 14, рис на стр.91-93)
2. Ответьте на вопросы:
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( Обмен веществ.)
- Что такое обмен веществ? ( Обмен веществ – процесс образования сложных ве-ществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии. .)
- Из каких процессов складывается обмен веществ? (Из процессов питания, дыха-ния и выделения. )
- Каково значение обмена веществ для организма? (Обмен веществ обеспечивает рост, развитие, размножение и постоянную связь организма с окружающей средой.)
- Каковы особенности обмена веществ у растений? ( Растение, в отличии от жи-вотных, усваивая энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества).
- Какие органы растений принимают участие в обмене веществ? (Корень, стебель, лист)
- Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ? ( Пи-щеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная)
3. Найдите соответствие между органом и системой органов.
1. Опорная система.
2. Выделительная система.
3. Пищеварительная система.
а) кишечник; б) глотка; в) почка; г) сердце;
д) трахеи; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; з) желудок.
Ответы: ( 1еж, 2 в , 3 абз)
Метод: фронтальная беседа с опорой на рисунки учебника, записи в тетради, программированный опрос.

III. Целеполагание (совместное).
Сегодня мы начинаем изучать тему «Опорные системы организма». Тему урока я сформулировала так: Скелет – опора организма? Как вы считаете, что вам необходимо знать об опорных системах, чтобы дать ответ на этот вопрос?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Метод – фронтальная беседа (с выносом целей на доску)
IV. Изучение нового материала.
1 Постановка познавательной задачи.
У всех ли организмов есть опорная система?
2. Решение познавательной задачи.
Пользуясь рисунками учебника на с.98-100, ответьте на вопросы.
Какие организмы имеют опорные системы? Чем они представлены?
(Животные, растения. Скелетом. По структуре твердые части организма).
Опорная система – это скелет, твердые образования.
Каково значение опорных систем в жизни растений и животных? (защита, опора, движение) Давайте проверим ваше предположение с помощью учебника.

Работа по вариантам
Время выполнения ограничивается - 3 мин
I вариант на с 97 (2- 3 абзацы),с.98(1абзац) учебника находит функции опорных систем животных.
II вариант на с. 100 (1 абзац) находит функции опорных систем растений.
Обсуждение результатов. Внесение данных в таблицу.

Функции скелета.
животных
растений

1. Форма тела
2. Каркас, устойчивый к сжатию
3. Защита от повреждений
4. Опора для внутренних органов
5. Движение .
1. Выносят листья к свету.
2. Каркас, устойчивый на изгиб
3. Опора
4. Форма тела


Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются?
( Общие – опора, защита, каркас. Отличия – у животных при сокращении мышц части скелета приводятся в движение)
Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции.
У огромного большинства организмов имеются разного рода опорные структуры, начиная от плотных палочковидных образований у простейших до сложных скелет-ных структур у членистоногих и позвоночных. Опорные системы, как правило, обеспечивают характерную форму тела, а она, в свою очередь, определяется потре-бностями организма, поэтому такие системы у животных, обитающих на суше или в воде, передвигающихся на двух, четырех или шести ногах, по земле или по воздуху, неизбежно должны иметь разное строение. Но выполняют основные функции скеле-та (опора, защита, движение).
- Какие типы скелета вы знаете? (Наружный и внутренний)

Самостоятельная работа (в парах)
Задание: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета (смотри приложение №1) Используем учебник с. 98 (2 абзац),
с. 99 (2,3 абзац) и рисунки на с.98-99 Время выполнения - 2 мин.
1- Улитка, 2 - кошка, 3 - пчела, 4 - кряква, 5 - дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 - лягушка, 8 - рак, 9 - черепаха, 10 - морской еж, 11 - пиявка, 12 - человек.



Скелет

наружный внутренний
1,3,8,10 2,4,6,7,9,12
Обсуждение результатов.
Проблемная ситуация. Куда отнести дождевого червя и пиявку ?
Для мягкотелых животных характерен гидроскелет. У них имеется полостная жид-кость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давле-ние на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давле-ние. (Иллюстрация значения внутренней жидкости как опоры на примере тюбика из-под зубной пасты.) На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидро-скелета? ( Жидкость плохо сжимается).
Скелет


наружный внутренний

гидроскелет твердый
улитка дождевой червь кошка
пчела пиявка кряква
рак окунь
морской ёж лягушка
черепаха
человек
Особенности строения скелета животных – тема следующего урока.
Сегодня поговорим о скелете растений.
3. Постановка познавательной задачи.
Подумайте, что придает растению прочность, ведь ствол дерева достига-ет нескольких десятков метров, выдерживает порывы ветра, корни удержива-ют растение в почве, плоды унизывают ветви при больших урожаях.

4. Решение познавательной задачи.
-Вспомните, из каких тканей состоит любой орган растения? ( Покровная, проводя-щая, механическая, основная, образовательная).
- Какая из них придает прочность растению? (Механическая – клетки с толстыми оболочками, одревесневшие).
- Есть ли отличия в строении и расположении в органах клеток механической ткани корня, стебля, листа? На чем основана ваша точка зрения? (ответ можно найти на с.93 учебника)

Скелет растения
Механическая ткань

Корень Стебель Лист
В центре Подобие цилиндра В составе жилок
Сопротивление Прочность Каркас, форма
на разрыв на изгиб

Метод – частично поисковый, продуктивный, фронтальная беседа, работа по вариантам, в парах с учебником.

V. Закрепление. Время выполнения – 4 мин.
1. Возвращаемся к кластеру, проговариваем ответы на все поставленные вопросы.
2. Выполняем тест по изученному на уроке материалу.
Выбери правильный ответ.
1. Функция, которую не выполняет скелет
а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная
2. Скелета нет:
а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка
3. Скелет есть:
а) у паука – крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба лисички
4. Наружный скелет имеет:
а) гусь б) крокодил в) речной рак г) бурый медведь
5. Внутренний скелет имеет:
а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела г) крот
6. Ткань, образующая скелет растения:
а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая.
Ответы. 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в
Метод – программированный опрос
VI. Предъявление домашнего задания и инструктаж.
Задание. Прочитать текст на с.97, 100, вопросы 1,2,8, задание на с.102.
VII. Подведение итогов урока (совместное)
1. Ответ на вопрос, вынесенный в тему урока.
2. Проговаривание каждым учеником результатов своей деятельности на уроке, в связи с критериями, оговоренными в начале урока.
3. Рефлексия.

Сегодня я могу себя похвалить за
Сегодня я недоволен собой за





Организовать учащихся:
отграничить время начала урока, настроить детей на «рабочий лад».







Обеспечить комфортную актуализацию необходи-мых элементов знаний: снять напряжение с ситуа-ции опроса, активизиро-вать учащихся (вызвать желание отвечать).
Не перебивать ученика, не «обрабатывать литератур-но» ответ, дать возмож-ность сформулировать от-вет наилучшим образом
( ученики могут поправить друг друга)



При выполнении этого за-дания происходит воспро-изведение и применение изученного ранее материа-ла в конкретных условиях






Самостоятельная постанов-ка целей способствует при-нятию учебной задачи детьми и положительной мотивации на работу.















Формулирует задание, определяет проблемы.






При заполнении таблицы развивает умение школь-ников выделять в тексте главное, приёмам самосто-ятельного составления таблицы, а задание, связан-ное с подготовкой устного ответа, дополнительно мо-тивирует учащихся на ра-боту, что способствует прочности закрепления ма-териала. Ограниченность времени заставляет детей активизироваться при вы-полнении задания.

Побуждает к осмыслению информации через сопоста-вление общих и отличных
функций.



Сообщает часть материала, побуждая учащихся к ос-мыслению основных фун-кций скелета.





Привлекает учащихся к участию в поиске общих признаков деления на груп-пы. Выполнение такого за-дания должно способство-вать развитию функций анализа, сравнения.







Подводит к противоречию.
Сообщает часть материала, побуждая учащихся к ос-мыслению того, что не из-ложено, но предполагается.
Обучает приёмам самосто-ятельного составления схем.











Создаёт проблемную си-туацию. Задание способст-вует развитию коммуника-тивных умений (выслуши-вать все мнения в поисках решения проблемы). Разви-вает умение учащихся на-ходить в тексте главное.




Обучает приёмам самосто-ятельного составления схем.









Проговаривание ответов на вопросы кластера обес-печивают осмысление и первичное запоминание информации.
Задание направлено на ус-тановление правильности и осознанности усвоения но-вого учебного материала,
выявление пробелов и не-верных представлений, их корректировка. Успешное выполнение задания вы-зывает чувство удовлетво-ренности и уверенности в своих силах.

Формирует позитивную мотивацию на выполнение дом. задания
Придаёт логическую завер-шенность работе на уроке.
Оценка деятельности.
Готовность класса к работе









Используя имеющийся материал, припоминают необходимые сведения, приобретают уверен-ность в наличии собст-венных знаний, добро-желательном отношении со стороны учителя и одноклассников.








Ученик воспроизвел и применил знания, полу-чил заданный результат.


Взаимопроверка.





Ученики сами формиру-ют цели, планируют свою деятельность на будущий урок, убежда-ются в её необходимос-ти, испытывают чувство удовлетворения, видя на доске результат своей мыслительной деятель-ности, принятие учите-лем поставленных ими целей. Принимают учеб-ную задачу.







Самостоятельно ищут ответы на вопросы в учебнике, коллективно обосновывают, делают вывод.



Осмысливают, выделя-ют опорные пункты, сос-тавляют таблицу. В про-
цессе работы с таблицей
развивают все виды па-мяти, происходит непро-извольное запоминание
таблицы. При подготов-ке устного ответа разви-вают внутреннюю моно-логическую речь, осуще-ствляют волевое усилие для запоминания мате-риала.


Активно слушают, ос-мысливают, сопоставля-ют, делают выводы.




Осмысливают, дополни-тельно закрепляют мате-риал в памяти.






Находят и самостоятель-но определяют группы
животных, применяют знания, обосновывают выбор. Обсуждают свой выбор в паре, развивают
коммуникативные уме-ния вести диалог.








Ищут пути разрешения проблемы, применяя при этом ранее приобретен-ные знания. Находят и самостоятельно опреде-ляют взаимосвязи, уточ-няют делают вывод. Составляют схему.











Ищут пути решения си-туации. Развивают моно-логическую речь, объяс-няя свой путь решения.
Осмысливают текст и учатся выделять глав-ное.



Осмысливают, выделя-ют опорные пункты, сос-тавляют схему. Развивают умения: ана-лиза, синтеза.







Осмысливают информа-цию, развивают слухо – речевую память, непро-извольное запоминание.
Осуществляют анализ полученной на уроке ин-формации и выбирают ответы. Дополнительно закрепляют материал в памяти, учатся планиро-вать свою деятельность в условиях ограниченно-го времени. Осуществ-ляют коррекцию само-оценки.

Взаимопроверка.
Принимают домашнее задание, т.к. убеждаются в его посильности.
Сравнивают свою дея-тельность на уроке и её результаты.


Выявляют положитель-ные и отрицательные моменты в своей дея-тельности на уроке (работает на мотивацию)



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Самостоятельная работа.
Задание: распределите животных на группы в зависимости от типа их скелета.


1 - улитка 2 – кошка 3 – пчела


4 – кряква 5 – дождевой червь 6 – морской окунь


7 – остромордая 8-широкопалый рак 9 – среднеазиатская лягушка черепаха



10 – морской ёж 11- медицинская 12 - человек
пиявка



Литература
1. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование/ Худож-ник куров В.Н.- Ярославль: Академия развития, 2002
2.Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология.5-11классы/сост. И.Б. Морзунова.-М.:Дрофа,2010
3.Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений /Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007
4.Томанова. З.А. Биология. Живой организм.6 класс: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина/З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов. - М. :Дрофа, 2009









13PAGE 15


13PAGE 14715



Что такое?

Значение

Какие органы образуют?

Опорные системы

У растений?

У животных?


Какие бывают?



















морской окуньостромордая лягушка15