Открытый урок по географии 6 класс по теме Озёра


Шаткин Владимир Викторович учитель географии и биологии
1 квалификационная категория
МКОУ«НОШ»п.Нидым Эвенкийского муниципального района
Красноярского края
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕПО ТЕМЕ «ОЗЁРА»Класс: 6 класс.
Тема и номер урока в теме:Раздел: Гидросфера. Тема: Воды суши. Урок №3. Тема урока: «Озера».
Базовый учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012г.
Цель урока: формирование представлений обучающихся об озерах, их видах..Планируемые результаты:Предметные:
формирование у учащихся знаний об озерах, их видах;
Метапредметные:
развитие умений работать с географической картой;
-развитие умений самостоятельно находить информацию в тексте учебника, выделять главное, формулировать определения понятий;
развитие познавательных интересов учащихся.
Личностные:
развитие умения работать в группе, в паре, слушать и оценивать ответы товарищей;
- воспитание ответственного отношения человека к природе и правил поведения в природе.
Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование и дидактический материал: учебник, атлас, «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Электронные образовательные ресурсы:school-collection.edu.ru- анимации «Происхождение озёрных котловин», www.proshkolu.ru- элементы презентации к уроку, материалы Электронной энциклопедииhttps://ru.wikiреdiyaХод урокаЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент Приветствие обучающихся. Приветствие учителя, настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке Формирование норм и правил поведения в социуме
II. Актуализация знаний Ребята, вспомните, какую тему мы сейчас изучаем? Какой вид внутренних вод мы изучили на прошлом уроке?
Предлагаю вам выполнить задания теста по теме «Реки» (индивидуальная работа с понятиями река, исток, устье, речная система, бассейн, водороздел, долина, русло). Слайд 2.
Какой вопрос в тесте показался вам самым трудным? Почему?- Теперь прошу вас поменяться карточками в парах. Проверим работу.
Слайд 3. Отвечают: водная оболочка Земли. Реки.
Ученики самостоятельно выполняют задания теста на карточках
Взаимопроверка выполненных работ Развитие
внимательности, речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения взаимопроверки и оценки.
III. Открытие новых знаний - Ребята, на прошлом уроке мы назвали реки голубыми артериями Земли. Подумайте, какие виды внутренних вод называют голубыми глазами нашей планеты? Отгадав загадку, вы сами сможете сформулировать тему урока: Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки. Цветные свои, примеряя косынки, Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически. Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
Опора на опыт, знания учащихся.
И месяц, и звезды - все в нем отражается Как это зеркало называется? Слайд 4. Ученики дают ответ, что это озеро. - Итак, какова же тема нашего урока? Да, вы совершенно правы, тема нашегоУченики отвечают урока «Озера». Слайд 5
Посмотрите на слайд и попытайтесь дать Делают предположения, что может определение, что такое озеро? Слайд 6 называться озером. - Скажите, чем озеро отличается от моря Отвечают, что море - часть океана, а озеро Развитие монологическойи от реки? относится к водам суши. Река - это водный поток, а озеро - замкнутый водоём. речи.
- Какие условия необходимы дляГоворят, что для образования озера Выражение своихобразования озера? необходимы вода и углубление, в котором мыслей с достаточнойона накопится. полнотой и точностью
Учитель подводит итог: дает четкоеУчащиеся записывают определение вопределение понятия «озеро», опираясь на слайд 7.
- Изучение причин образования озёрных котловин позволяет выяснить происхождение озёр: тектоническое, ледниковое, карстовое, остаточное. маршрутный лист Учитель показывает в слайдах Учащиеся объясняют образования озерныхВыражение своихпрезентации процессы образования котловин, находят на карте и показывают мыслей с достаточнойозерных котловин. озёра, указанные на слайдах. Заносят полнотой и точностью.
Слайды 8-20. сведения в таблицу 1 маршрутного листа. Физкул ьтминуткаА над морем чайки кружат, Выполняют упражнения: Полетим за ними дружно. Рокот волн и шум прибоя, И над ними мы с тобою. - машут руками вверх-вниз (полёт чаек) Поплывём мы за волнами, - круговые движения руками (плавание) Дружно машем мы руками. Посильнее загребай,
За дельфином поспевай! Словно чайки мы шагаем, - шагают на месте (можно передвигаться поГордо спинки выпрямляем. Сели чайки на песок, классу), спина прямая, руки за спиной. Продолжаем наш урок!
- Ребята, перед вами 2 схемы озёрных- садятся за парты. котловин одинаковых попроисхождению. Слайд 21. -Какие отличия Вы видите? В озёра впадают реки, но не из всех вытекают Умение находить
-Какой вывод Вы можете сделать? (возможный ответ). информацию, используя
-Кто из Вас слышал, как называются эти Ответ возможен. географические
озера?
-Ответить на этот вопрос поможет Читают текст параграфа, формулируют источники.
учебник (стр.97, 5 и 6 абзац) определения сточного и бессточного озёр. -Как называются озера из которых Записывают определения в маршрутный лист вытекают реки?
-Как называются озера из которых реки не вытекают? урока. -Пользуясь атласом, определите, По картам атласа определяют, сточным или сточными или бессточными являются бессточным являются заданные примеры озера: Чад, Виктория, Ладожское, Балхаш? озёр. -Выполняя задание, ребята, вы заметили, Отвечают, что некоторые из озёр обозначены что озёра на карте обозначаются не на карте штриховыми линиями розовогоодинаково? цвета. - Как выдумаете, почему? Обращаются к легенде карты, формулируют Умение находить
ответ: розовой штриховкой обозначаются информацию, используя
солёные озёра. географические
Слайд 22. Молодцы! Найдите в тексте параграфа слова, подтверждающие, что в некоторых озёрах происходит накопление солей. Читают текст, доказывают, что в бессточных озёрах происходит накопление минеральных веществ и вода становится солёной. источники.
Слайд 23 По картинкам слайда расскажите о значении озёр в жизни и хозяйственной деятельности человека. По картинкам определяют, что озеро - важный природный ресурс. Слайд 24. Красотой и могуществом озёр восхищались знамениты поэты, писатели и художники, описывая их в своих произведениях. Читают на слайде строки стихотворений Сергея Есенина, приводят примеры описания озёр из прочитанных произведений. IV. Закрепление. Какую тему мы сегодня изучили?
Укажите ошибки, допущенные в таблице. Слайд 25.
Проверим, как вы справились с заданием. Слайд 26.
Определите название озера по его описанию, фотографиям и контуру. Покажите озёра на карте. Слайды 27-31. Называют тему урока.
Дети выполняют задание, отвечают на вопросы, показывают озёра на карте. Самопроверка.
Дети выполняют задание, отвечают на вопросы, показывают озёра на карте. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение.У.Определение и разъяснение домашнего задания Слайд 32. Учитель задает дом. задание обязательное для всех § 31, задание 5.
Для желающих:
Сделать сообщения или рисунки о необычных озёрах мира. Записывают домашнее задание в дневники. VI. Итог урока. Рефлексия Слайд 33. Подводит итог урока, предлагает поработать по шаблону (в маршрутных листах) Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов - оценка процесса и
результатов
деятельности,
- рефлексия способов и
1. Сегодня я узнал... условий действий;
2. Было интересно. -уметь устно и
3. Было трудно. письменно выражать
4. Я понял, что. свои мысли, идеи45. Меня удивило - устанавливать связь
6. Теперь я могу. между целью деятельности и ее
Урок окончен. Спасибо за работу, доПрощаются с учителем, сдают маршрутныерезультатом
свидания! листы, выходят из кабинета. - адекватное понимание
причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Маршрутный лист учени 6 класса
Таблица № 1 Тест.
№ Ответ
1 2 3 4 5 Тема урока: Озеро -
Озерная котловина-
По происхождению Примеры озер
1 Тектоническое в прогибе Каспийское море-озеро
2 3 4 5 6 7 Таблица № 2
Типы озер.
Сточное озеро -
Бессточное озеро -
Таблица № 3
Название
озера На каком материке находится, происхождение котловины Сточное Бессточное Соленое Пресное
Верхнее Каспийское Танганьика Эйр - НортСегодня я узнал(а)
Было интересно
Было трудно
Я понял(а), что
Меня удивило
Теперь я могу
Тест к уроку «Озера»Место впадения реки в море, озеро или другую реку
а)русло
б)устье
в)исток
Речной системой называют:
а)реку со всеми ее притоками
б)площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку
в)воду, падающую с уступа
Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаряа)выветриванию
б)океаническим течениям
в)круговороту воды в природе
Внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке.
а)половодье
б)паводок
в)межень
Всякая река имеет:
а)исток, приток, устье, русло
б)подошву, вершину, склоны
в)вершину, дно, устье