Родительское собрание Переходный возраст

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОВРАНИЕ «ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ»
Составила зам. директора по ВР: А.У. Гайниева
Цели:
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей
профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Подготовка: Зам. директора по ВР проводит в классах опрос, используя вопросы теста. Анализирует полученные результаты.
Тест
«Твои контакты с родителями»
Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным вопросам?
Интересуешься ли ты работой своих родителей?
Знают ли родители твоих друзей?
Бывают ли твои друзья у вас дома?
Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?
Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
А в «детские праздники» - предпочитаешь ли ты, чтобы родители были с тобой, или хочешь проводить их без взрослых?
Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
А телевизионные передачи и фильмы?
Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?
Предпочитаешь ли проводить выходные дни вместе с ними или нет? Утвердительный ответ оцени двумя баллами. Если ответ выражается словами «отчасти», «иногда» - одним баллом. Если он отрицателен - 0.
Подсчитай, сколько баллов ты набрал(а).
Более 20 баллов. Твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20. Отношения можно оценивать как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние; подумай сам (а), в чём они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10. Твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.
Ход собрания
Зам. директора по ВР: Воспитывая своего ребёнка, мы желаем получить определённый результат: доброго, ласкового, послушного, понимающего и всегда прислушивающегося к нашим, конечно же, полезным советам. Мечтая воспитать в ребёнке личность, мы едва не падаем в обморок, лишь только он начинает себя проявлять. Тогда с тревогой мы замечаем, что наше дитя не всегда доброе, ласковое, послушное...
Тема нашего сегодняшнего разговора - «Переходный возраст». Сегодня мы должны раю брать содержание этого понятия, рассмотреть особенности этого возраста, поговорить о том, как вести себя по отношению к своему ребёнку в этот период, чтобы не вызвать конфликтную ситуацию.
В нашем разговоре примут участие:
психолог (представление приглашённого специалиста)
медицинский работник
представители благотворительного общества «Жизнь», которые проведут беседу по профилактике наркомании и расскажут Вам о том, к чему могут привести конфликты с подростками.
Итак, ребёнок вступает в то специфическое состояние, которое принято называть «подростковым возрастом». Пожалуй, каждый современный родитель не раз слышал о «кризисе подросткового возраста». Память многих взрослых хранит массу впечатлений о том, какой была их собственная жизнь в этом возрасте. И далеко не все воспоминания о том времени можно назвать лёгкими и приятными. Вспомните, пожалуйста.
Вопросы родителям.
Были ли у вас в данном возрасте конфликтные ситуации с родителями
Считали ли вы себя правыми, а требования родителей - необоснованными, ненужными?
Родители принимают участие в беседе.
Зам. директора по ВР: Таким образом, в той или иной мере вы знакомы с проблемой переходного возраста.
Вопрос родителям.
Что же такое переходный возраст? Сформулируйте определение.
Родители принимают участие в беседе.
Зам. директора по ВР: Послушайте мнение специалистов но данному вопросу.
Зам. директора по ВР: Многочисленные статьи и телепередачи живописуют особ зачастую весьма специфические, подростковой субкультуры, рассказываю об ужасах подростковой преступности, сексуальных извращениях, наркомании, заставляет большинство молодых мам и некоторых пап с внутренним содроганием ожидать момента, когда ребёнок достигнет «сложного возраста». И хотя «легких» возрастов не бывает, кризис отрочества, пожалуй, действительно самый болезненный для всей семьи.
Вопросы родителям.
Изменился ли характер вашего ребёнка в последнее время?
Каким образом?
Родители принимают участие в беседе.
Зам. директора по ВР: Подросток подвергается воздействию могучих сил, как бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле, разрывающих его на части. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде вступают в дело физиологические процессы, связанные с интенсивным созреванием организма.
Вопросы специалистам.
- Какие физиологические процессы происходят в этот период времен в наших детях?
На данный вопрос отвечает медицинский работник.
- Какие психологические процессы происходят в этот период времени наших детях?

Выступление школьного психолога.
Зам. директора по ВР: Все названное происходит на фоне того, насколько внешний мир и в первую очередь родители готовы понимать и принимать происходящее. В реальной семейной жизни и в отношениях с родителями этот процесс часто проявляется в психологическом «шараханье» ребёнка из одной крайности в другую. То он рассуждает и ведёт себя как совершенно взрослый, умудрённый опытом человек, |вдруг безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного пятилетку. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным во вроде бы уже давно оговорённых и привычных делах, связанных с уборкой собственной комнаты и походом за хлебом. Происходят заметные кардинальные изменения привычек, сложившихся стереотипов поведения досуга и круга общения. Понятно, что такие моменты нагнетают напряжение в семье, задают неровный, «рваный» ритм жизни для всех ее членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, но и «по жизни», это создает объективные сложные, иногда критические ситуации, расхлебывать которые нередко приходится папам и мамам.
В основе поведения подростка лежит острая потребность в обретении власти и контроля над собственной жизнью. Стремление к автономии проявляется в первую очередь в отрицании традиций и поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в мире «этих странных взрослых». Вместе с тем, на более глубоких уровнях не только психологического, но житейского бытия потребность в более опытном внешнем авторитете сохраняется. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительны м катализатором конфликтов... «Если ты уже такой самостоятельный, не обращайся ко мне за деньгами на покупку своих компакт-дисков, зарабатывай сам?», «Если ты такая взрослая, не лезь ко мне со своими обидами. Ты ведь не желала меня слушать, когда выбирала себе приятеля!» Знакомые фразы? Может быть, вам приходилось слышать нечто подобное в семьях ваших знакомых или от своих собственных родителей, когда вы были подростком? А может быть, что-то похожее вы говорили своему четырнадцатилетнему сыну или пятнадцатилетней дочери?
Если это так, то, пожалуйста, не обижайтесь. Внимательно посмотрите на то, как звучат эти фразы не тогда, когда вы произносите их в запале, переживая шеи, досаду или обиду, а на бумаге - в чистом, так сказать, виде. Не случайно я упомянула обиду и досаду. Вряд ли руководствуясь подобными чувствами можно добиться хорошего результата.
Подобное поведение родителей вызывает ответную реакцию, далёкую от того, что на самом деле изначально хотел подросток. Возникает порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречной и собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Для родителей это, например, забота о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Для подростка - убеждённость в том, что он не собирается делать ничего плохою предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться. Все это во многих семьях выливается в примерно следующий диалог.
Ситуация.
ДОЧЬ. (вслух) Мама! Я сегодня пойду на дискотеку и задержусь до десяти (про себя). Я хочу, чтобы ты не беспокоилась. Со мной все будет в порядке!
МАМА. (вслух) А не рановато тебе до десяти торчать на дискотеках Чтобы в восемь была дома! И вообще, лучше заняться уроками! (про себя)Хм, до десяти... С кем это она собралась? И куда? На какие деньги? Она уже не считает нужным даже спросить разрешения! Просто ставит меня в известность если так пойдёт дальше, скоро она вообще заявит, что не придёт домой ночевать!
ДОЧЬ, (вслух) Ну мама! Я уже обещала! (про себя) Как ты можешь со мной так поступать! Что скажут друзья! Я уже не маленькая девочка!
МАМА, (вслух) Напрасно ты даешь такие обещания, не спросив взрослых. Мы еще поговорим об этом, когда придёт с работы отец!
ДОЧЬ, (про себя) Зря я вообще ей сказала! Права Ирка предкам лучше вообще ничего не говорить и всё делать по-своему. Поорут и успокоятся!
Через пару недель... На часах - пол-одиннадцатого вечера. Мать мечется от телефона к окну: «Господи! Наверняка, случилось что-то ужасное! Она всегда предупреждает, когда задерживается!» Папа на кухне судорожно накапывает валерьянки для супруги и коньяку для себя. Раздаётся звонок... На пороге стоит долгожданная дочь...

Зам. директора по ВР: Уважаемые родители, какую фразу вы бы произнесли в подобной ситуации?
Мнение родителей.
Обсуждение.
Затем зам. директора по ВР заканчивает читать диалог.

МАМА, (вслух) Слава Богу! Жива, здорова! (про себя) Какое счастье! С ней все в порядке! (вслух) Я думала с ума сойду! (про себя) О родителях даже не подумала! Вот они, эти компании и дискотеки! Я так и знала! Во что она превратится, если так пойдёт дальше! Тебе только-только исполнилось пятнадцать, а ты уже начала шляться по ночам! В страшном сне не могла представить, что моя дочь будет вести себя как проститутка!
Зам. директора по ВР: Это, разумеется, пример совершенно деструктивного взаимодействия между подростком и взрослыми. Характерный в первую очередь для семей, не сумевших по той или иной причине благополучно решить проблемы взаимоотношений, возникавшие на более ранних стадиях развития ребёнка. Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешённых конфликтов в их специфической подростковой окраске. На самом деле всё то, чего вы сумели достичь раньше, все те качества личности, которые обрёл ваш ребёнок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к вам
и потребность в вашем участии и поддержке. Более того, не перестали работать и уже известные нам по прежнему опыту способы находить хорошие решения «плохих» проблем. Просто несколько изменились, так сказать, условия задача.
Многие из вас уже имеют опыт решения конфликтных ситуации, касающихся с детьми. Попытайтесь сформулировать советы но их преодолению.
Мозговой штурм.
Затем предоставляется слово представителям благотворительного общества «Жизнь». Звучат профессиональные советы, которые в будущем, возможно,
помогут взрослым избежать конфликтных ситуаций в период
подросткового возраста детей.


В завершение собрания зам. директора по ВР знакомит родителей с результатами
тестирования.
Зам. директора по ВР: Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не имеют отношения к вам. Но предупрежден, значит вооружён. Если вам случится когда-нибудь столкнуться с той проблемой, о которой мы сегодня рассуждали, вы, но крайней мере, будете знать ее истоки пути разрешения.












13PAGE 15


13PAGE 14515