Внеклассное мероприятие по математике Ох, уж эта математика


МОУ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1 Г.ДОНЕЦКА»

«Ох, уж эта математика!»
(математическая гостиная для учащихся 8 класса)
Подготовила
учитель математики
Корюк Н.Г.
Донецк – 2016
Разработка внеклассного мероприятия по математике
«Ох, уж эта математика!»
(математическая гостиная для учащихся 8 класса)
Цель:
-способствовать пробуждению и развитию познавательного интереса учащихся к математике;
-повысить уровень математического мышления;
-развитие индивидуальных артистических данных;
-формирование эстетического вкуса;
-воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картинки по теме «Математика вокруг нас».
Участники: учащиеся, родители, ведущие - учащиеся 10 класса.
Действующие лица: Евклид, Пифагор.
Ход мероприятия.
Учитель. Добрый день, уважаемые гости, учителя, родители и учащиеся. Мы рады Вас приветствовать на нашем мероприятии «Ох, уж эта математика!».
Начиная урок я слышу вопросы от учащихся:
-Зачем нам нужна математика?
-Где она применяется?
Так вот сегодня я хочу, чтобы мы вместе с Вами ответили на поставленные вопросы.
Ведущий 1. Сегодня мы приглашаем Вас в нашу математическую гостиную. В ней собрались те, кто любит математику, кто сумел открыть ее красоту, кто ценит в ней величайшую полезность. И те, кто ещё не знает ее колоссальных возможностей.
Ведущий 2. Наша математическая гостиная необычная, в ней встретились люди разных поколений, разных времен, разных сер жизни. Давайте познакомимся с ними.
Ведущий 1. Мы не будем много говорить и сразу приступим к знакомству с нашими гостями.
Ведущий 2.Нашу гостиную посетил Евклид, великий греческий ученый, живший в
3 веке до нашей эры.
Выходит Евклид (под музыку).
Евклид. Я – древнегреческий математик, автор первых трактатов по геометрии, занимался астрономией, оптикой и теорией музыки. По моим 13 книгам, которые носят названия «Начала», учились математики всего мира и созданная там система евклидовой геометрии более двух тысяч лет изучается во всех школах мира и лежит в основе почти всей практической деятельности людей.
Учитель. Я припоминаю, что как-то египетский царь Птолемей 1 спросил Вас, нет ли более короткого пути для изучения геометрии, чем штудирование и зубрежка «Начал»? На что Вы ему ответили…
Евклид. В геометрии нет царской дороги.
Ведущий 1. А теперь обратимся к другому нашему посетителю, жившему в 5 веке до нашей эры Пифагору.
Выходит Пифагор (под музыку).
Пифагор. Я был 4 раза подряд олимпийским чемпионом. В математике мне принадлежит открытие несоизмеримых отрезков и первых иррациональностей. Мне принадлежит доказательство теоремы о сумме углов треугольника и еще одна известная и важная теорема.
Гостья. Я помню Вашу теорему, Пифагор.
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем
Катеты в квадрат возводим
Сумму степеней находим
И таким простым путем
К результату мы придем.
Пифагор. Доказательство моей теоремы в кругах учеников средних веков считалось очень трудным и называлось иногда «ослиным мостом» или «бегством убогих», так как некоторые «убогие » ученики, которые не имели серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Мою теорему ученики называли «ветряной мельницей», составляли стишки вроде
Пифагоровы штаны
Во все стороны равны.
Но эта теорема издавна широко применяется в разных областях науки, техники и практической жизни.
Гостья. А правда, что в честь своего открытия Вы принесли в жертву быка или, как рассказывают, 100 быков?
Пифагор. Нет, я запрещал убивать животных, в жертву я принес быка, сделанного из теста.
Ведущий 2. Кто –то по преданию великих геометров древности сказал вражескому солдату пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов?»
Гостья .Это слова Архимеда (жившего около 287-211 гг. до н.э.), погибшего при захвате римлянами его родного города Сиракузы. Архимед своими изобретениями оказывал большую помощь защитникам родного города. В частности, он создал мощную метательную машину. Архимеда настолько уважали его враги, что римский
военачальник окружил почестями его семью, после того как он был убит вопреки его приказу: сохранить жизнь великому математику.
Гостья (читает стихотворение) .К. Анкудинов “Смерть Архимеда”
Он был задумчив и спокоенЗагадкой круга увлечен…Над ним невежественный воинВзмахнул разбойничьим мечом.
Чертил мыслитель с вдохновеньем,Сдавил лишь сердце тяжкий груз:“Ужель гореть моим твореньям Среди развалин Сиракуз?”.
И думал Архимед: “Поникну льЯ главой на смех врагу?”.Рукою твердой взял он циркуль,Провел последнюю дугу.
Уж пыль клубится над дорогой,То в рабство путь, в ярмо цепей.“Убей меня, но лишь не трогай,О, варвар, этих чертежей!”.
Прошли столетий вереницы,Научный подвиг не забыт.Никто не знает, кто убийца,Но знают все, кто был убит
Гостья:
С. Ковалевская “Если ты в жизни..”Если ты в жизни хотя на мгновеньеИстину в сердце твоем ощутил,Если луч правды сквозь мрак и сомненьеЯрким сияньем твой путь озарил:Что бы в решенье своем неизменномРок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священномВечно храни, как святыню, в груди.Тучи сберутся громадой нестройной,Небо покроется черною мглой,С ясной решимостью, с верой спокойнойБурю ты встреть и померься с грозой
Ведущий 1. Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.
Ведущий 2. Среди гостей находится Ковалевская Софья Васильевна-русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор, жившая в конце 19 века.
Ковалевская. В 1888 году Парижская академия наук присуждала премию за лучшую научную работу. Изучив присланные рукописи, жюри признало лучшей мою работу под девизом:
« Говори, что знаешь,
Делай, что должен,
Будь, чему быть»
Служение математике для меня неотрывно от служения литературе. Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик, потому что эта наука, требующая наиболее фантазии.
Ведущий1 .Давайте и мы посмотрим как Вы, ребята, сочетаете в себе знания математики и литературы.
1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: «Яд, мудрецом тебе предложенный прими. Из рук же дурака не принимай бальзама ! (Омар Хайям)
2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С.Грибоедов)
3.В сказке «Конек-горбунок» мы встречаем следующие слова: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!». Сколько было народа? (10 000)
 4.Название какой кривой является в то ж время литературным термином? (гипербола)
5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н.Толстой)
6. «В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнёс эти слова, даже не любя математику? (А.С.Пушкин) 
Ведущий 2. И сейчас мы предложим присутствующим несколько высказываний известных людей о математике, а вы попытайтесь вспомнить автора строк и назовите их.
Высказывание 1.
Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (И.Гете)
Высказывание 2.
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
(А.С.Пушкин)
Высказывание 3.
Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит.
(М.В.Ломоносов)
Высказывание 4.
Полет – это математика. (Валерий Чкалов)
Можно дополнения из зала (ребята готовили к мероприятию высказывания)
Ведущий 1. Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787г) называлось КИТАБ МУХТАСАР АЛЬ ДЖЕБР ВА-Л-МУКАБАЛА. Переводчик перевёл все слова, слово аль джебр просто записал латинскими буквами и у него получилось слово алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение.
Ведущий 2..Посмотрим как вы знаете иностранные языки.
1.Переведите на русский язык греческие слова – моно, ди, поли, и латинские- уно, би, мульти. (один, два, много)
2.Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая»? (0)
3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаления от центра. (периферия) 
4.У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает «ступень, шаг, степень»? (градус) 6.Какой геометрический термин образовался от латинского слова «отвесный»? (перпендикуляр) 
Ведущий 1. Как Вы думаете математика имеет отношение к музыке?
Из зала. Нет (Да),
Нет (Да)? А что по этому поводу думает Пифагор?
Пифагор. Я изначально к математике относил арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Впервые ввёл понятие гамма.
Музыка числа Пи
Ведущий 2. Музыкальные вопросы.
1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)
2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты и дирижёры) 
Ведущий 1. В.Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами,позволяющими людям знать, думать, и мечтать. Ключи эти следующие- буква, нота и цифра.
Давайте определим как вы можете сочетать буквы, цифры.
По очереди говорим пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел.
Пример, Семеро одного не ждут…
Ведущий 2. Предлагаем следующее задание. Заполнить слова.
Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово. Например- ли…к (листок)
1.по(два)л 2.и(сто)рия 3.(семь)я 4.с(три)ж 5.пи(сто)лет 6.(сто) лб
7. (сто)г 8.р(один)а 9(сорок)а 10.про(сто)р
11.ви(три)на 12.те(сто) 13.с(три)жка 14.сви (сто)к 
Ведущий 1. БЛИЦ-ВОПРОСЫ.
-Что есть у каждого растения, слова и уравнения (корень)
Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломаная,касате,секущая)
3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелит наклонения единственного числа(Три)
4.С буквой и-это глагол в русском языке настоящего времени являющийся синонимом глагола движет, с буквой е-это существительное, обозначающее сторону треугольника(катет-катит)
Ведущий 2.Ну вот настал черёд и такому предмету как история-где же здесь математика?
 1.Пётр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Пётр настойчиво заставлял учить это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? (+, -, *, деление)
2.Что на Руси раньше называли «ломаными числами»? (дроби)
3.Сколько подвигов совершил Геракл (12) 
4.О какой науке Цицерон сказал : «Греки изучали её, чтобы познать мир, римляне –для того, чтобы измерять земельные участки.» (геометрия)
5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось «в кружало и а правило». К помощи каких инструментов прибегали мастера? (циркуль и линейка)
6.Почему в Египте строители пирамид использовали верёвку с 12 узелками? (образуется прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)
Учитель. (что в черном ящике)
Подсказка № 1 Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
Подсказка № 2 За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась, насколько была совершенна.
Подсказка № 3 В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
Подсказка № 4
Известный писатель Ю. Олеша, автор «Трёх толстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку.
Подсказка № 5
Об этом предмете придумана загадка:Сговорились две ноги делать дуги и круги. Ответ. Циркуль
Ведущий. Что же общего театра с математикой?
Предлагаю театральное задание. Вызывается желающий, чтобы с помощью мимики и жестов изобразить математический термин или предмет. Присутствующие отгадывают.
(Параллельные прямые, окружность, циркуль, треугольник)
Ведущий 1. А теперь поиграем – знаменитая игра «Крокодил».
(Желающие – загадываем слова, связанны с математикой).
Ведущий 2. Завершаем наше мероприятие исполнением песни.
Нам без математики никак,
К ней навстречу сделаем мы шаг –
Мудрость и терпение даст она всем нам.
Вот она опять сплотила всех,
В этой школе ждёт её успех.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.
ПРИПЕВ: Мы желаем счастья вам,
счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить!

Учитель. Подводит итоги мероприятия, отмечает участников, принимавших активное участие в мероприятии. Награждает всех присутствующих призами.
Каждый из присутствующих выражает свое отношение к мероприятию одним предложением.