Конспект урока по биологии 10 класс Клеточная мембрана, её строение и функции

Школа- лицей № 16 г. Павлодара
Крюковская Анна Евгеньевна
Биология




Конспект урока биологии в 10 классе
Естественно- математического направления


Тема урока: Клеточная мембрана, её строение и функции

Цели:
Дидактическая – расширить знания учащихся особенностей строения и функций плазматической мембраны клеток;
Развивающая – обеспечить формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся ( мыслительных операций, логического мышления);
Воспитательные – продолжить развивать коммуникативные умения работать в паре и группе; формирование мировоззренческого вывода о связи строения компонентов клетки с выполняемыми функциями.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и формы:
Словесный, наглядный, программированный
Индивидуальная, групповая.

Оборудование: презентация, карточки- инструкции, карточки - проверочные,
учебник биологии 10 класс

Ход работы

Вводно- мотивационный этап
Цель: психологический настрой на урок; активизировать знания учащихся; принятие учащимися целевых установок.
1. Вступительное слово учителя.
Слайд 1. Согласно клеточной теории М.Шлейдена и Т.Шванна все живые организмы на земле состоят из (клеток). Клетки всех живых организмов имеют сходное (строение). Какое строение?
Слайд 2. Воспользовавшись рисунком, назовите основные части и органоиды клетки, отмеченные цифрами 1- 10.
- Какой из компонентов клетки ограничивает её от других клеток? (ответ – клеточная мембрана)
Слайд 3. Изучение строения клетки мы начнём с плазматической мембраны - это тема нашего урока.
Исходя из темы урока, как вы думаете, какие перед нами стоят задачи на уроке? (предположения учащихся)
- Выяснить особенности строения мембраны.
- Установить выполняемые функции.

2. Операционно- познавательный этап

Цель: Получение знаний по новой теме.
Слайд 4. Если посмотреть на фотографию клеточной мембраны сделанную с помощь. Электронного микроскопа, то видно, что она многослойна. Каково же её строение мы выясним самостоятельно, работая с учебником по инструктивной карточке.
Работа выполняется в рабочих тетрадях с использованием учебника.



3. Рефлексивно- оценочный этап
Цель: Оперативный анализ результатов деятельности, определение уровня реализации задач урока.
1. Работа в группах
Задание 1. Укажите компоненты клеточной мембраны.
Слайд 5. Правильный ответ
Задание 2. Слайд 6. Что обозначено под цифрами 1 -
Задание 3. Выберите функции характерные плазматической мембране. Слайд 7. Правильные ответы
Задание 3. Установите соответствие. Слайд 7
Задание 4. Вопрос – ответ
2. Диагностический тест с взаимопроверкой.
Два варианта по 7 вопросов.
Слайд 8. Правильные ответы, критерии оценки.
3. Рефлексия. Слайд 9
-Что нового узнали?
- Что нужно узнать на следующем уроке?
4. Домашнее задание. Слайд 10.
Обязательный уровень - § 12
Творческий уровень – составить словарный диктант из 10 предложений на тему « Клеточная мембрана»



ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструктивная карточка для самостоятельной работы

Воспользовавшись § 12 и дополнительным материалом, дайте ответы на вопросы и выполните задания.
Что такое плазмалемма?
Заполните таблицу:
Признаки
Мембрана


Растительной клетки
Животной клетки

1. Особенности строения



2. Функции




Какой транспорт веществ через мембрану называют: диффузией; активным переносом; эндоцитозом; экзоцитозом?
Какие виды эндоцитоза существуют в природе?
Мембранам клеток, каких организмов не характерен фагоцитоз?
Какому учёному принадлежит право открытия явления фагоцитоза?
Почему клетки в тканях не распадаются, а удерживаются друг возле друга?

Карточки - проверочные для работы в группах

Задание №1
Укажите компоненты клеточной мембраны
А) РНК; б) белки; в) вода; г) липиды; д) углеводы; е) АТФ; ж) нуклеотиды; з) минеральные соли.

Задание №3
Из перечисленных функций выберите те, которые характерны клеточной мембране.
избирательная проницаемость;
синтез органических веществ;
активный перенос;
фагоцитоз;
участвует в размножении;
связывает органоиды клетки;
барьерная;
осуществляет контакт между клетками;
отделяет ядро от цитоплазмы;
обеспечивает постоянство внутренней среды.

Задание №4
Установите соответствие
Диффузия
Активный транспорт
Пиноцитоз
Фагоцитоз
Экзоцитоз
Эндоцитоз
а) поглощение капель воды через мембрану;
б) проникновение макромолекул через мембрану в клетку;
в) движение молекул из области высокой концентрации в область низкой концентрации;
г) поглощение твёрдых частиц через мембрану ;
д) способность проникновения веществ против градиента концентраций с затратой энергии;
е) удаление макромолекул из клетки через мембрану.

Задание № 5
Двусторонние карточки. С одной стороны напечатан вопрос, с другой ответ. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, правильность ответа проверяют перевернув карточку.
Очень тонкая оболочка клетки, толщина которой около 10 нм. (плазмалемма)
Органическое вещество, составляющее основу покрова растительной клетки. ( клетчатка)
Мембрана клеток, каких организмов выполняет опорную функцию? ( растений).
Клетки каких организмов имеют гибкую, мягкую, упругую мембрану ? (растений)
Из какого количества слоёв состоит клеточная мембрана? (3)
Разновидность липидов входящих в состав клеточной мембраны? (фосфолипиды)
Органические вещества образующие внутренний слой клеточной мембраны. ( белки)
Что образуют углеводы, покрывающие мембрану животных клеток? (гликокаликс)
Клеткам, каких живых организмов не характерен фагоцитоз? (растений)
Какова функция складок и выростов клеточной мембраны? (связь между клетками)
Какое органическое вещество составляет 60% мембраны клеток? (белки)
Какие органические вещества обеспечивают гидрофобность мембраны? (фосфолипиды)

Диагностический тест

Вариант 1
Мембрана животных клеток сверху покрыта: а) гликокаликсом; в) плазмолеммой; с) капсулой; д) фосфолипидами.
Термин «фагоцитоз» ввёл в биологию учёный: а) И.П.Павлов; в) И.И.Мечников; с) И.М.Сеченов; д) Н.И.Пирогов.
Какую функцию выполняет мембрана клеток: а) запасающую; в) Энергетическую; с) транспортную; д) все перечисленные.
Проникновение в клетку капель воды через мембрану – это: а) фагоцитоз; в) диффузия; с) экзоцитоз; д) пиноцитоз.
Средний слой мембраны клеток состоит из: а) белков; в) фосфолипидов; с) клетчатки; д) углеводов.
Эндоцитоз – это: а) удаление через мембрану ненужных веществ; в) проникновение в клетку питательных веществ; с) транспорт веществ по клетке; д) транспорт веществ из области их высоких концентраций в область низких концентраций.
Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточной мембраны? А) транспорт веществ; в) узнавание типов клеток; с) образование двойного слоя мембраны; д) барьерную.


Вариант 2

Какую функцию не выполняет мембрана клеток? А) избирательная проницаемость; в) транспорт веществ; с) защитная; д) энергетическая.
Гликокаликс – это: а) внешняя оболочка животной клетки из углеводов; в) средний слой мембраны, состоящий из липидов; с) внешняя оболочка растительной клетки, состоящая из углеводов; д) внутренний белковый слой.
Проникновение крупных частиц через мембрану клетки называется: а) диффузией; в) фагоцитозом; с) экзоцитозом; д) активным транспортом.
Клетчатка – это составная часть мембраны клеток: а) растений; в) животных; с) бактерий; д) всех перечисленных организмов.
Плазмалемма состоит из: а) 2 слоёв; в) 3 слоёв; с) 4 слоёв; д) однослойна.
Экзоцитоз – это: а) удаление из клеток ненужных веществ; в) проникновение в клетку питательных веществ; с) транспорт веществ в клетку и из клетки; д) транспорт веществ по клетке.
Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточной мембраны? А) строительную; в) защитную; с) ферментативную; д) все перечисленные функции.
































15