Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса Кронштадт-город крепость


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 418
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №…………………2016 г Согласовано
Заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ №418
……… ………………2016 г. Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ №418
………О.Ю. Донченко
Приказ №……….2016 г.
Рабочая программа курса
по внеурочной деятельности
«Кронштадт-город-крепость»
3 «Б» класс
Разработана:
Акатова Наталья Владимировна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Кронштадт-город-крепость» создан на основе программы Л.К. Ерлаевой «Чудесный город», А.А.Железновой, Г.С. Вежель, Л.Н.Махинько «История и культура Санкт-Петербурга», с использованием пособия Дмитриева В.К. «Пригороды Санкт-Петербурга. Кронштадт» Санкт-Петербург Корона Принт 2007 и тетради по краеведению Н.П.Лебедевой «Кронштадт-мой город» Кронштадт Дизайн-студия «Серж и К°»2003.
Курс внеурочной деятельности «Мой любимый город» - это программа краеведческой направленности для детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и развития города Кронштадта.
Город Кронштадт с большим историческим наследием воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, нравственное сознание ответственности за свои и чужие поступки, чувство гордости и собственной принадлежности к родному городу и званию, ты – кронштадтец. В этом и заключается актуальность данной программы
Основная часть программы включает вопросы, которые предполагается рассматривать на занятиях как теоретических, так и практических.. Практические задания позволят закрепить знания, полученные на теоретических занятиях и создавать определённый эмоциональный настрой в группе.
Педагогическая целесообразность данной программы - пробуждение познавательного интереса к понятию историко-художественной значимости современного города, понимание его целесообразности и пользы для каждого горожанина, восхищение красотой Кронштадта.
Цель программы – формирование интереса и стремления к более глубокому изучению историко-художественных путей развития Кронштадта. Формирование чувства сопричастности тому, что происходит в городе, способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры.
Задачи:
1. Дать представление о специфике города как среды обитания, раскрыть роль кронштадтцев в создании, развитии и сохранении культурного наследия города.
2. Научить поиску нужных фактов и обработке материалов поиска, поиск нужных фактов и ответов на вопросы.
3. Научить пользоваться топографическими картами и применять их на практике.
4. Научить описывать памятники, достопримечательности города.
5. Дать начальные представления о работе экскурсовода.
6. Познакомить с историей создания «северной столицы» и ее художественным наследием.
7. Познакомить с историей возникновения Кронштадта, его роли в истории развития города Санкт-Петербурга.
8. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на углублённое изучение истории Кронштадта. В коллектив принимаются все желающие дети, в возрасте 8-10 лет со сформированным интересом к истории развития города.
Срок реализации программы – 1год, 34 занятия, 1 раз в неделю.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы дети будут знать:
историю Кронштадта
городские объекты, которые делают Кронштадт уникальным и неповторимым городом России (памятники истории и культуры).
уметь:
пользоваться специальной памяткой по характеристике объекта, владеть терминами.
проводить экскурсии на улицах своего города, района.
Подведение итогов (проходит в несколько этапов):
Текущий – по итогам пройденных тем (рефераты, творческие работы).
Промежуточный – полученный по результатам тестирования, викторин, практических заданий, принятие участия в конкурсах района.
Итоговый - защита (коллективная творческая работа)
Отзывы родителей и детей, конкурсы сочинений, рисунков, стихов,моделей видов транспорта.
Способы фиксации и результата
Портфолио учащихся по итогам участия в школьных районных и городских конкурсах, дневник педагогических наблюдений результаты по итогам тестирования, анкетирования, отзывов родителей и детей.
Тематическое планирование

п\пТема занятия Дата
план факт
1 Легенда о названии острова 2 Форт Кроншлот3 Крепость на острове 4 Стихийные бедствия на острове 5 Город Кронштадт 6 Первые каменные дома Кронштадта (губернские) 7 Практические занятия: Проведение конкурса «Знаешь ли ты свой город?». 8 Экскурсия в Музей истории Кронштадта 9 Пётр первый - основатель Кронштадта. 10 Маяки Кронштадта 11 Дворцы Кронштадта 12 Кронштадтские храмы 13 Сады и парки Кронштадта
14 Каналы и мосты Кронштадта 15 Кронштадтский футшток 16 Кронштадтские доки 17 Кронштадтские гавани 18 Кронштадтские форты 19 Якорная площадь - главная площадь города 20 Никольский Морской собор 21 Улицы города 22 Музей-квартира Иоанна Кронштадтского.
Экскурсия в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского 23 Кронштадтский Морской ордена Ленина завод 24 Кронштадтский Морской госпиталь им. Семашко 25 Кронштадтцы - исследователи новых земель 26 Деятели науки и искусства в Кронштадте 27 Практическое занятие: Проведение конкурса «Знаешь ли ты свой город?» 28 Кронштадт - родина радио 29 Экскурсия в музей А.С.Попова30 Неповторимый Кронштадт. Проект «Новый вид транспорта для сообщения с Большой землёй» 31 Николаевский проспект. Козье болото 32 Кронштадт - щит Санкт-Петербурга 33 Кронштадт - сегодня 34 Обзорная экскурсия по Кронштадту Список литературы
Для педагогов:
1. В.Я.Крестьянинов «Кронштадт. Крепость. Город. Порт», издательство «Остров»,2002..
2. «Кронштадт», пособие по истории города, Типография города Павловска 1997.
3. В.К.Дмитриев «Кронштадт. Пособие по истории города», Корона Принт,2007
Для детей:
1. В.К Дмитриев. «Кронштадт. Пособие по истории города», СПб КОРОНА ПРИНТ 2007
2. Н.П.Лебедева «Кронштадт- мой город» Кронштадт Дизайн-студия «Серж и К°»2003.
3. В.Ф. Помарнацкий В.Ф. «Узнай и полюби свой город».