Конспект логопедического занятия Путешествие в зимнем лесу

Конспект подгруппового логопедического занятия
Фонетическая тема: Автоматизация звука С.
Лексическая тема: Путешествие в зимнем лесу.
Грамматическая тема: Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе.

Задачи:
- коррекционно-образовательные:
Закрепление представлений о зиме, ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
Закрепление произношения звука С в разных позициях.
Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода.  
Работа над однокоренными словами.
Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления.
-коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи.
Развитие артикуляторной моторики.
Развитие плавного и длительного выдоха, правильного речевого дыхания.
Развитие фонематических представлений, фонематического анализа.
Развитие общей моторики,  координация речи с движением.
Развитие пространственной ориентировки.
-коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Развитие самостоятельности, самоконтроля.
Воспитание умения слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.

Материал и оборудование:
-Индивидуальные зеркала;
-снежинки из тонкой бумаги
-презентация, выполненная в Power Paint;
-картинный материал (с изображением зимы, зимних месяцев);
-элементы декорирования (елочки, снежинки, березка, сугробы);
-карточки с заданием




















Краткое содержание деятельности учителя-логопеда
Краткое содержание деятельности учащихся

Организационный момент:
Слайд №1
- Здравствуйте ребята!
-К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и улыбнитесь!
А) ортопедическая минутка (правильная поза, подножка, держатель для спины);
Слайд №2
Логопед проверяет посадку учащихся, помогает закрепить ноги, одевает утяжелители на руки тому, кому даны рекомендации ортопедом.
Б) релаксация (карточка «Готовлюсь к занятию):
Принимаю удобную позу.
Закрываю глаза и расслабляюсь.
Мысленно говорю себе: «Я могу говорить хорошо» (3-4 раза).
Открываю глаза. Сосредотачиваюсь.
Слайд №3


- Здравствуйте!

Учащиеся приветствуют гостей.



Учащиеся занимают места, проверяют свою посадку.





Учащиеся настраиваются на урок, используя карточки «Готовлюсь к занятию».

Введение в тему урока.
- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах. Передают волшебные краски этого времени года в своих работах режиссеры и мультипликаторы. Композиторы посвящают зиме свои произведения. О ней сочиняют песни и слагают стихи.
Слайд №4. Видео.
- Природа в это время года особенная, она какая-то торжественная, величавая, волшебная, сияющая чистотой и свежестью.  Перед нами сегодня стоит непростая задача, составить небольшой текст на тему «Зима-волшебница в лесу». Как, по-вашему, это будет текст-описание или повествование?
- Какие части речи нам понадобятся, чтобы описать природу?


- Значит, нам надо вспомнить и подобрать как можно больше прилагательных, существительных и глаголов. А от какой части речи зависят имена прилагательные?



Слайд №5
- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Но пойдем мы не за ягодами, не за грибами, не за цветами, а за чудесами, ведь зимой лес – настоящая сказка! О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.


Учащиеся внимательно слушают учителя.









Смотрят небольшой видеоматериал.

Слушают внимательно учителя.





- Это будет текст-описание.

- Для того, чтоб составить текст-описание нам понадобятся имена прилагательные, имена существительные и глаголы.

- Имена прилагательные связаны с именами существительными. От рода, числа, падежа имен существительных зависят род, число, падеж имен прилагательных.
-К одному существительному может относиться несколько слов, обозначающих признак этого предмета.

Слушают учителя.





Повторение ранее изученного.

- Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, четко проговаривал все слова – выполним гимнастику.
Слайд № 6
Артикуляторная гимнастика. Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата, укрепление мышечной системы языка, губ, щёк.
Улыбка («Лягушка», «Забор»: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
«Трубочка» («Слон», «Хоботок»)
Чередование улыбка – трубочка («Лягушка и слоник», «Улыбка – хоботок»)
Опускание и поднимание нижней челюсти.
«Лопата» («Блинчики»)
«Наказать непослушный язычок» («Месим тесто»)
«Горка» («Киска сердится», «Мостик»)
«Качели»
«Пощелкивание язычком» («Лошадка»)
Логопед контролирует правильность выполнения учащимися упражнений.
Самомассаж лица и аурикулотерапия.
Логопед вместе с детьми выполняет необходимые движения.

Ручки растираем (Учащиеся потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки.
А потом руками
Растираем щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.

Логопед контролирует правильность выполнения.
- Молодцы!

Развитие плавного и длительного выдоха, речевого дыхания, закрепление правильной артикуляции звука С.
- Очень важно в морозном лесу правильно дышать. Итак, вспоминаем, как мы должны правильно дышать? Положим ручки на животики. Вдох через нос, в животики надуваем как шарики, выдох медленный и плавный через рот.

Упражнение со снежинками.
-Щеки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на снежинку, чтоб заставить ее кружиться.

Затем логопед вместе с детьми выполняет упражнение «Холодный ветерок» и «Вьюга».
Упражнение «Вьюга».
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.
Вьюга воет: «з-з-з-з».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».

Логопед вместе с детьми повторяет правильный артикуляторный уклад при произнесении звука [c]: положение губ, языка.

Автоматизация звука С на материале чистоговорок.
-Под ногами хрустит снежок и рассказывает нам:
Иско-иско-иско – зимой солнце низко,
Аска-аска-аска – вокруг из снега сказка,
Исто-исто-исто – снег все спрятал, чисто.
























Выполняют артикуляторные упражнения.













Учащиеся потирают ладони.
Хлопают в ладоши.
Проводят по лицу ручками сверху вниз, как будто умываются.


Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.


Растирают ушки.

Сгибают ушки.
Тянут вниз за мочки.


Растирают руками щечки.
Разминают щечки и губки.

Оттягивают подбородок вниз, щипают.
Выполняют массажные движения от подбородка по шейке вниз.









Внимательно слушают инструкцию, как правильно дышать.
Под контролем выполняют дыхательное упражнение.



Не надувая щеки и вытягивая губы трубочкой, дуют на снежинки.




Выполняют упражнение.









Учащиеся вместе с логопедом повторяют правильный артикуляторный уклад при произнесении звука [с].




Учащиеся вслед за логопедом проговаривают чистоговорки:
- Иско-иско-иско – зимой солнце низко,
- Аска-аска-аска – вокруг из снега сказка,
- Исто-исто-исто – снег все спрятал, чисто.


Изучение нового материала.
Слайд №7
Активизация и обогащение словарного запаса учащихся, работа с однокоренными словами, автоматизация звука С в словосочетаниях и тексте, развитие фонематического восприятия и анализа.
- Чтобы нам отправиться в путешествие по зимним тропинкам, нужно выполнить задание. Прослушайте стихотворение и поднимите руку, когда услышите слово со звуком С.
Логопед читает стихотворение «Снежная сказка».

Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах –
Снежные палаты.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет –
Снежный - снежный – снежный!
- Подчеркните в тексте стихотворения «снежные слова», выделите корни.
Словарная работа:
1.Логопед просит детей назвать подчеркнутые слова, «снежные слова», объяснить значение, после чего записывать их в тетрадь.
2.Учитель выписывает другие слова и выражения из стихотворения на доску и спрашивает, что они обозначают. Если дети испытывают затруднения, то учитель-логопед сам поясняет значение выписанных на доску слов и словосочетаний. Объяснение закрепляется показом слайдов презентации.
Слова для объяснения:
Заснеженные, завьюженные – засыпанные снегом.
Слайд №8.

Режут лёд – катаются на коньках.
Слайд №9.

В завьюженных лесах – снежные палаты – Раньше большое богатое здание называли палатами. Когда поднимается снежная вьюга, она заметает в лесу деревья и кустарники, и они становятся похожи на сказочные дома.
Слайд № 10.

На кустах – снежные халаты – кусты засыпаны белым снегом.
Слайд №11.

Снежные тетради – С тетрадью сравнивается снег. Когда мы с вами пишем в тетради, ручка на листе бумаги оставляет след. Точно так же на снегу остаются следы животных, птиц, следы от лыж и санок. В данном стихотворении следы оставили лыжи.
Слайд №12.

Простор безбрежный – большое свободное пространство.
Слайд №13.

Слайд № 14.

Активизация словарного запаса учащихся, совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с прилагательными.
- Давайте вспомним, что обозначают имена прилагательные?


- Какими членами предложения являются имена прилагательные?
- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные? В чем они согласуются.

Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
а) Зима какая?
Снег какой?
День какой?
Ночь какая?
Лед  какой?
Сосулька какая?

б) О чем можно сказать:
Морозный что?
Холодная что?
Снежное что?
Ледяные что?

Развитие общей моторики, координация речи и движения, развитие пространственной ориентировки.

Физкультминутка: «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Пролетают снегири.
Как красивы они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
Развитие связной речи, совершение синтаксической стороны речи - составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления, совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с прилагательными.

- Посмотрите, по какому красивому лесу мы идем. Зимой лес выглядит сказочно.
Слайд № 15. Видео.
- Что мы можем сказать о деревьях?
- Что мы можем сказать про снег, какой он?

Логопед продолжает с учащимися разговор по материалу презентации, обсуждая следующие вопросы:
- Как зимуют животные?
- Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу?
- Какое настроение вызывает природа в зимнем лесу и почему?

Слайды №16 – 21

После учащиеся с помощью логопеда составляют связный текст.

















Внимательно слушают инструкцию логопеда и выполняют задание в соответствии с требованием.
Примечание: перед глазами ребят могут лежать карточки с данным текстом.

Учащиеся поднимают руки, услышав следующие слова: снежная, сказка снегам, снежные, снегири, снеговикам, песню, просвистели, заснеженной, снежном, снежки, снегурки, лесах, снежные, сверкающих, кустах, скрипнут, Снегограде, строку, снега, простор, сказка, свет, снежный.











Подчеркивают однокоренные со словом «снег» слова, выделяют в каждом корень.




Называют «снежные слова», объясняют их значение, записывают их в тетрадь.


Учащиеся пытаются объяснить слова и словосочетания, выписанные учителем из стихотворения на доску.












































- Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

Учащиеся отвечают на вопросы логопеда.







Зима холодная, снежная, ветреная, морозная, теплая.
Снег белый, пушистый, искристый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, блестящий.
День морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный.
Ночь длинная, лунная, звездная, морозная.
Лед крепкий, хрупкий, тонкий, крепкий.
Сосулька холодная, ледяная, твердая, прозрачная.

Морозный день, вечер
Холодная погода, зима, ночь, сосулька
Снежное облако, дерево, озеро
Ледяные горки, избушки, дороги, руки.
Ходьба на месте.
Показ восторга или удивления.
Поворот головы вправо.
Поворот головы влево.
Поднимают голову на верх.
Опускают голову вниз.
Имитация движений снегирей.
Восторг.

Ходьба на месте.





Внимательно смотрят видеоматериал.


- Деревья стоят тихие и задумчивые. Они укрыты снегом, как одеялом.
- Деревья одеты в снежные шубки.
- Деревья дремлют под снежным одеялом.
–Мороз укутывает деревья снежными одеждами.
- Вся земля покрыта белым и пушистым снегом.
- Мягкий, серебристый, искрящийся снег тихо опустился на землю.



Отвечают на вопросы учителя, а затем вместе пытаются составить связный рассказ.

Закрепление изученного материала.
Актуализация знаний и словарного запаса по теме, согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе.

- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания.

Карточка №1.
Прочитай внимательно текст. Озаглавь текст. Спиши текст, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с именами существительными в числе, роде и падеже. Во втором предложении выдели грамматическую основу. Надпиши части речи. Составь и запиши 2-3 предложения на тему рассказа.
Пришла (морозный) зима. (Первый) снежинки закружились в воздухе. Лес стоит весь (белый) и (пушистый) и сверкает, словно в сказке. Здесь славно потрудился Дед Мороз. Он быстро спрятал все (лесной) краски и принес сюда (белоснежный) плед. Все стало тихо, голосов не слышно, не вскрикнет сыч, не зашумят листы. Теперь тетеревам незачем прятаться в (лесной) чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в (мягкий) снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! И если вдруг лиса (пушистый) хвостом слегка коснется куста, то звуков все равно не будет слышно. Спокойно спит (лесной) красота!

Карточка №2
Прочитай внимательно текст. Спиши текст, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с именами существительными в числе, роде и падеже. Во втором предложении выделить грамматическую основу. Надпиши части речи. Составь 1-2 предложения на тему рассказа и запиши.

Ребята пришли в (зимний) лес. Там (седой, густой) ели, (стройный) березы спокойно спят под снегом до весны. (Лесной) поляны теперь как страницы какой-то (белый) книги. На снегу видна цепочка следов (разный) птиц. На ветке сидит (маленький) синичка. Вот с дерева прыгнула (пушистый) белка.  Полетела (снежный) пыль. 











Самостоятельно выполняют упражнение по заданию на индивидуальных карточках.


Примечание:
У каждого учащегося индивидуальная карточка с текстом (двух цветов по степени трудности: зелёные – сильным учащимся; голубые – средним учащимся).
Ученик, у которого с трудом формируется графомоторный навык в силу его особенностей, выполняет задание на компьютере – ноутбуке в соответствии с требованиями учителя.
Ученик, который в силу своих особенностей медленно выполняет работу, первые три предложения записывает в тетрадь и выполняет задание, остальное выполняет на подготовленном бланке.

Подведение итогов занятия.

- О чем мы сегодня говорили? Какие части речи мы повторяли? Какое задание вам показалось самым интересным?
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы очень хорошо поработали. Молодцы!

Слайд №22.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и сам урок.
После самооценки учеников учитель дает свою оценку.


Отвечают на вопросы логопеда.









Учащиеся оценивают свою работу и урок.