Пояснительная записка элективного курса для 10 класса


Пояснительная записка.
В концепции структуры и содержания правового образования в школе под правовым образованием понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направляемых на достижение следующих целей.
Цели:
создание условий для формирования у обучающихся понимания, что право – важнейший элемент общечеловеческой культуры, эталон цивилизованных отношений между людьми;
воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.
формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;
формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции.
мотивация профессионального интереса к той или иной сфере человеческой деятельности.
Непосредственно в образовательном процессе эти общие цели конкретизируются в задачах:
обучающиеся должны приобрести систематические знания в рамках данной программы;
развитие способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу собственной позиции относительно ситуации действия;
развитие коммуникативных способностей, конкретных умений и навыков действия в социальной сфере;
воспитание правосознания и законопослушания.
Т.о., правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Условием решения образовательных задач являются:
образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая формирование у обучающихся умения отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы сил в социально-правовых ситуациях; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения в дальнейшем.Учебные мероприятия двух типов:
- учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области. Сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;
- практикумы, обеспечивающие формирование практических навыков поведения в правовой сфере реальной жизни.
В программе упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, поэтому она предусматривает использование таких форм работы как: подготовка рефератов и сообщений, работа с источниками, применение ИКТ. Программа построена на сочетании традиционных и современных подходов к проведению учебных занятий.
С учётом поставленных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании могут и должны быть следующие компоненты:
правовые знания как основа социальных умений и навыков;
конкретные умения и навыки действия в сфере правоотношений, в т.ч. умения действовать как по образцу, так и в нестандартных ситуациях;
ценностные правовые ориентации как готовность личности к осознанному и активному пользованию правами, свободами, выполнению гражданских обязанностей, осознаваемых как общественные и личные ценности.
Основополагающие критерии оценивания, позволяющие комплексно оценить достижения обучающихся.
значимость – для оценивания необходимо выбрать самые важные ожидаемые результаты (цели) курса.
Адекватность – подразумевает точность инструмента для оценивания, его соответствие тому, что оценивается.
Объективность, что достигается путём тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.
Интегрирование - оценивание должно быть включено в сам процесс обучения, быть его органической частью.
Открытость – основные требования и формы оценивания должны быть известны учащимся заранее.
Оценивание должно быть корректным.
Простота – формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.
Критерии оценивания компетенций учащихся.
Компетенции
Практически-познавательная Коммуникативная
Использование ранее изученного материала для познавательной деятельности.
Способность к справедливому разрешению ситуаций, требующие правового регулирования.Правильность понимания и способность к анализу условий задания на основе знания правовых норм.
Культура ведения дискуссии.
Способность различать главное и второстепенное в фактах, отличать просто факт от фактов юридических, выявлять информацию, относящуюся к делу (условиям задания).
Убедительность аргументации, умение отстоять свою точку зрения.
Способность видеть причинно-следственные связи, внутреннюю логику учебного материала и предлагаемых к разрешению ситуаций правового характера.
Красноречие. Владение языком права.
Умение прогнозировать возможные последствия принимаемых решений.
Критерий правосознания.
Навык применения общеправовых норм к разрешению ситуаций. Способность к анализу аргументации оппонента и её использование для построения собственной аргументации.
Данный элективный курс является ориентационным, т.е. проводится для оказания помощи обучающемуся в его профессиональном и социальном самоопределении; помогает ему оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда.
Актуальность курса заключается в том, что эти знания востребованы в ходе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию и для формирования гражданского сознания и патриотизма.
Программа курса «Некоторые аспекты частного и публичного права» предназначена для 10 класса. Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Курс «Некоторые аспекты частного и публичного права» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Программа предполагает и просто передачу, трансляцию имеющего опыта, накопленных знаний преподавателя, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Курс даёт возможность выйти за пределы образовательного стандарта для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к обществознанию и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы систематически организуется проверка уровня знаний по различным разделам курса как подготовка к единому государственному экзамену. Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является итоговое тестирование и самоанализ.