Урок в 9 классе Урок — семинар по теме: «Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых предложений»









Урок - семинар по теме:
«Сложноподчиненные предложения,
состоящие из двух простых предложений»

















Тема: «Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых предложений».

Цель: 1. Повторение и обобщение изученного о СПП
с одним придаточным.
2. Развитие навыка использования СПП в речи.
3. Воспитание интереса к изучаемому предмету.
4. Обучение ребят выступлению с сообщением и
рецензированию.
5. Воспитание у учащихся таких качеств, как доброта,
милосердие.
Форма урока: урок – семинар
Оборудование: таблицы по данной теме, карточки, плакат,
«Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ход урока.
Оргмомент. Сообщение темы и цели.
Слово учителя: Сегодня у нас семинарское занятие по теме « СПП, состоящие из двух простых предложений» и задача нашего урока: проверить, как вы усвоили тему, знаете ли главные признаки СПП, средства связи придаточного предложения с главным, умеете ли вы находить главное и придаточное предложения, определять вид придаточного, конструировать СПП. На уроке мы не только будем выполнять практические задания, но и прослушаем небольшие научные сообщения по данной теме, приготовленные вашими одноклассниками.
Комплексная работа с текстом (тексты на столах)
Для выполнения практических заданий я предлагаю вам отрывок из работы Д.С.Лихачева:
«Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить.. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.»
- прочитать и определить тему, основную мысль текста;
- определить тип речи и стиль языка;
- назвать средства образной выразительности языка;
- произвести орфографический и пунктуационный разбор.
3 Лексическая работа.
В тексте встретили слово «МИЛОСЕРДИЕ». Как вы понимаете его значение? После ответов обучающихся учитель зачитывает значение этого слова из «Словаря» С.И.Ожегова.
4. Сообщение учащегося по теме « Строение СПП, состоящего из двух простых. Средства связи главного с придаточным» ( ученики по ходу делают в тетрадях записи, для того, чтобы в конце урока дать оценку выступлениям)
5. Выполнение практического задания.
Задание №1(фронтальная устная проверка) Выписать из текста СПП, указать способ связи главного с придаточным, устно доказать, определить главное и придаточное.
6. Сообщение учащегося по теме « Виды СПП по значению».
7. Выполнение практического задания.
Задание №2( индивидуальная работа у доски и в тетрадях) Определить вид придаточного в выписанных предложениях, составить схемы.
Задание №3 (работа в группах) Каких придаточных мы не встретили в тексте? Придумать предложение по заданной схеме:
(Если..), [..]
[ ] , (когда..).

[ ] , (потому что.).
Задание №4 Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным, определить вид придаточного.
На доске написаны предложения:
Не будешь тужить ,( при каком условии?)
Запоминаются те книги, (какие?)
Не забывай о том, ( о чем?)
Сообщение по теме «Речевые ошибки в построении СПП.»
Задание № 5На доске предложение, необходимо записать его в исправленном виде, произвести синтаксический разбор ( один человек работает у доски):
Человек постоянно думает только о своем благополучии, который совершает эгоистические поступки.
8. Подведение итогов урока. Рецензирование сообщений учащихся.
9 Заключительное слово учителя по теме урока, выполнению обучающих и развивающих задач. Для подведения итога по решению воспитательной задачи используются слова А.М.Горького : Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек.»