Сценарий классного часа Кто-то родом из детства…Я — из войны


Сценарий
классного часа
348615202120500"Кто-то родом из детства…Я - из войны"
Подготовила:
воспитатель Новошахтинского
Центра помощи детям
Кондрашева Лидия Васильевна
Форма: Документально – поэтическая гостиная
Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.
Задачи:
Воспитать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.
Развивать общественную активность воспитанников, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предусматривается оформление: фотоколлаж, рисунки, поделки детей, выставка книг, музыкальное сопровождение, тематические презентации.
План проведения классного часа:
Вводное слово воспитателя.
Презентация «Дети Войны»
Ведущие: воспитанники.
Презентация «Блокада»
Исполнение ребятами песни «Трубач», беседа с ними.
Поздравление и благодарственные слова гостям. Подведение итогов встречи.
Воспитатель:  9 мая наша страна будет вновь отмечать  годовщину победы в Великой Отечественной войне над фашизмом.
«Учитель перед именем твоим позволь смерено приклонить колени». С этих слов я хочу начать наш классный час. Потому что будем говорить мы о детях и учителях, переживших войну. Тема нашего классного часа «Кто-то родом из детства…Я-из войны».
И сегодня мне отрадно приветствовать у нас в гостях человека, обладающего великой силой духа, безграничным мужеством, чье детство пришлось на годы войны, и посвятившего свою жизнь учительскому труду, Бригой Е. А.(рассказ о ней).
Музыка. Дарим цветы.
Учитель: Ребята представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война.
Музыка
Презентация «Дети войны» 
22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство.
Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны!
А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.
Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось.
Музыка ( возможно исполнение песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты подлая сделала..)Я родом из детства.
Антуан Сент-Экзюпери
Воспитанник читает текст:
Кто-то родом из детства... Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Музыка
Воспитанник:
В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли.  Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Среди 149 сгоревших в Хатыни  - 75 детей.
Музыка
Во время войны дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах
Все, в том числе и дети, работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. В "буржуйку" была пущена мебель, книги, иногда удавалось добыть сломанные бочки от краски и топить ими печку. После работы ели хлеб, мороженную картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.
Показ презентация «Блокада» во время слов учащегося.
Воспитанник читает документальные факты истории:
Несмотря на суровую обстановку приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. "К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах .Музыка
Ты помнишь дни, когда пожар пылал,
И небо высилось чудовищно багрово,
И дым пахнул в лицо, и рядом друг упал,
И рвался детский крик из дымного покрова.
Ложился взрыв на взрыв, и падал дом на дом
С протяжным каменным нечеловечным стоном.
Казалось, камень умирал с трудом,
Ложась на площадь телом многотонным
Тянулась к солнцу дыма тень,
Чертою черной бесконечной.
Горели камни мостовых.
Металл  корежился в пожаре.
И в узких щелях земляных
Мы задыхалися в угаре.
Среди горящих головней
Среди обугленных развалин
То звали матери детей,
То дети матерей искали.
Сколько их – исковерканных войной детских судеб?
Как внезапно ворвалась война  в их детство и юность…
Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких! 
Ведущий :Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Музыка
Ведущий:
5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди учитель, Януш Корчак.
По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».
Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.
Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.
Музыка
Ведущий :Вы выжили смертям назло
В руинах и завалах.
Вы - дети родом из войны.
Чтоб в этом убедиться,
Коснемся вашей седины,
Всмотревшись в ваши лица.
Ведущий:
Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.
Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей.
Ребята исполняют песню «Трубач»  
Музыка
Воспитатель: подведение итога, обобщение услышанного. Воспитанники отвечают на итоговые вопросы.
Над чем вас заставили задуматься слова звучавшие  сегодня?
Какие чувства вы испытывали?
Подумайте, какие возможности у вас сегодня существуют, чтобы вы могли самореализоваться в жизни и как вы пользуетесь этими возможностями? Кому мы обязаны в нашей жизни?
Думаю, что у каждого из вас зародится чувство ответственности и гордости за свою Родину, и каждый из вас будет проявлять только сознательное отношение к боевым и трудовым традициям нашего народа.