Разработка урока музыки Мелодия-душа музыки 6 класс


Тема: «Мелодия – душа музыки».
Класс: 6
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Цель: Расширение представлений учащихся о главном средстве музыкальной выразительности-мелодии, подтверждение её значимости, особенностях воздействия на слушателя.
Задачи:
-дать определение мелодии;
-определить связь между характером мелодии и содержанием музыкального произведения;
-выявить признаки популярности музыкальных произведений .
Планируемые результаты.
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Коммуникативные:
Тип урока:
Используемые технологии:
Методы и приёмы:
Оборудование:
Ход урока:
этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные учебные действия
1.Мотивирование к учебной деятельности
1 минута Приветствие:
Создание благоприятного эмоционального фона для дальнейшей деятельности
Пропевание за учителем попевки на основе мажорного и минорного трезвучия.
Формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества.
Учитель.
Здравствуйте, ребята. Начнём урок с небольшого приветствия. (Пение учителя: «Всем, всем добрый день», ответ учащихся «Добрый день». Сегодня нам с вами вновь предстоит совершить увлекательное путешествие в мир музыкального искусства. Нам понадобятся ваши знания о музыке, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, умение работать согласованно и, конечно же, ваша любовь к музыке.
2.Актуализация
опорных знаний
и фиксация затруднений в пробном действии
Создание проблемной ситуации Слушают предложенное учителем стихотворение и находят название темы урока. Логические УУД
Анализ
Учитель задаёт вопросы, активизирует их к определению своих знаний по теме. Учащиеся высказываются, работая в парах записывают в тетрадь определения понятия «мелодия» Познавательные:
Анализировать, выделять главную мысль и формулировать её.
Коммуникативны:
Умение отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других, умение договариваться, принимать позицию другого.
Учитель: Чтобы назвать тему урока, предлагаю послушать небольшое четверостишье, которое я сочинила.
«Она – основа музыки любой:
Её душа, и мысль и образ.
И без неё немыслимо искусство.
Чтоб передать любое чувство
Её сплетут из звуков в гармоничный строй…»
Кто догадался, о чём здесь идёт речь?
Ученики: о мелодии.
Вы совершенно правы. Давайте вспомним, что мы называем мелодией?
(ответы детей)
Предлагаю обобщить всё сказанное и сформулировать определения музыкального понятия. Работа в парах приветствуется.
(По завершению работы учащиеся зачитывают варианты определений)
-мелодия - это главное средство выразительности;
-мелодия - это напев;
-мелодия – это выстроенные звуки разной высоты и длительности;
-мелодия - это основа музыкального произведения .
Мотивация к открытию нового знания Подводит к необходимости сформулировать цель и задачи урока на основе обобщения. В диалоге с учителем формулируют тему и цель урока Познавательные:
Анализировать, сравнивать, обобщать.
Регулятивные:
Определять цель и задачи учебной деятельности
Учитель: спасибо за ответы .
Как капли соединяются в одном потеке, как маленькие песчинки создают барханы, так звуки создают мелодию.
Пётр Ильич Чайковский назвал мелодию – «душой» музыки. И сегодня нам предстоит понять, почему же небольшие мелодии порой делают музыкальные произведения любимым, популярным, узнаваемым. Послушайте небольшой мотив.
(Исполняется тема симфонии №5 Л. В. Бетховена).
Вы совершенно правы, этот мотив знаменит во всём мире, его узнают, его напевают и используют в современной жизни. Так почему же мелодия основа музыки, её душа? Почему одни мелодии прозвучав, становятся известными, а другие - теряются в огромном мире музыки.
Как бы вы сформулировали цель и задачи сегодняшнего урока?
предполагаемый ответ.
Цель: выявление причины главенствующей роли мелодии.
Задачи: - на примерах известных музыкальных произведений объяснить
особенность мелодий;
-связать исполняемые произведения с современностью.
Открытие нового знания
Предлагает для прослушивания :
«Серенада» Ф, Шуберт, «Маленькая ночная серенада»
Реквием «Lacrimosa»,
В. А. Моцарт,
Предлагает в помощь таблицу для определения характера музыки.
Слушание музыкальных произведений и анализирование особенности их мелодии. Познавательные:
Умение определять характер музыки, особенности её строения, представлять их графически.
Умение работать с таблицей.
Регулятивные:
Анализировать свои ощущения, делать выводы.
Коммуникативные:
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Работать в парах.
Учитель:
Предлагаю послушать произведение Ф. Шуберта «Серенада». С помощью таблицы подберите наиболее подходящие слова, передающие её характер, изобразите линию мелодии.
Постройте свои ответы на противоречиях.
(выполнение задания, представление на обсуждение своих ответов)
Вывод:
-мелодия плавная, но постоянно стремящаяся ввысь.
-мелодия очень нежная и в то же время как бы настойчивая.
Учитель:
Вы правы. Именно эти противоречия делают эту мелодию незабываемой.
Послушаем ещё одно произведение. Назовите его сами.
(«Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарт).
Что модно сказать об этой мелодии, в чём её секрет?
Вывод:
-мелодия радостная, искрящаяся, праздничная. Она заставляет рисовать в воображении картины счастья.
И последнее произведение. Известное миру как песня слёз. Звучит Реквием «Lacrimosa», В. А. Моцарта.
Вывод: жизнь имеет своё начало и конец. Реквием Моцарта как бы объединила всю земную печаль в одной мелодии. Прошли века, а эта «музыка слёз» звучит и сегодня.
Предлагаю сформулировать общий вывод. Он должен быть в одной строке.
(на основе высказываний учащихся учитель подводит к главному выводу:
Мелодия, как основа музыкального произведения неотделима от самого человека, его чувств, его отношению к жизни).
Включение в систему знаний
Рефлексия. Учитель задаёт вопросы:
Какое значение имеет изученный материал?
Где вы будете применять полученные знания?
Чему вы научились на уроке? Анализируют эффективность урока Контроль и оценка процессов результата деятельности.
Домашнее задание Сочинить четверостишье созвучное теме урока. Учитель:
Спасибо за работу. Сегодня мы сами того не замечая были и немного философами и музыкальными критиками. В заключении предлагаю стать исполнителями. На экране текст ещё одной популярной мелодии-песни «Прекрасное далёко» музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина.
для аккомпанирования предлагаю использовать треугольники, валдайские колокольчики и бубенцы.
Спасибо за прекрасное исполнение и до новых встреч с удивительным миром музыкального искусства. Урок окончен.