Урок биологии по теме Дигибридное скрещивание


Сабақтың тықырыбы/Тема урока: Дигибридное скрещивание.
Сабақтың мақсаты/Цель урока: Выявить закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики, выработать умения записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, генотипы родительских форм и потомства, умения решать задачи на дигибридное скрещивание. Убедить учащихся в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.
Міндеттер/Задачи: 1) білімділік/образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;
2) тәрбиелік/воспитательная – воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;
3) дамытушылық/развивающая – развитие навыков самостоятельной работы, формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Өткізу/Методы: рассказ с элементами беседы, зарисовка опорных схем на доске, запись основных понятий в тетради, самостоятельная работа учащихся, работа с таблицами, демонстрация.
Құрал жабдық/Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.
Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.
Сабақ жоспары/План урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Задание на дом.
Подведение итогов урока.
Сабақтың барысы/Ход урока:
1. Ұйымдастыру бастамасы/Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока.
2. Үй тапсырмасын сұрау/Опрос домашнего задания.
Тест на тему: «Основные понятия генетики. Законы Менделя»
Вариант 1
1.      «При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной парепризнаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из   родителей». Это положение иллюстрирует:
а) закон расщепления Г. Менделя
б) закон сцепленного наследования Т. Моргана
в) правило доминирования Г. Менделя
г) закон независимого распределения генов Г. Менделя
2.      «Каждая пара признаков наследуется независимо от другой и дает расщепление 3:1».  Это положение иллюстрирует:
а) закон расщепления Г. Менделя
б) правило доминирования Г. Менделя
в) закон независимого распределения генов Г. Менделя
г) закон сцепленного наследования Т. Моргана
3. Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки:а) развитие         б) размножение в) изменчивость       г) наследственность
4. Определите генотип, содержащий разные аллели одного гена:а) ее                б)АА               в)СС               г) Сс5. Признак, который внешне у потомства не проявляется, называется:       а) рецессивным     б) доминантным в) гетерозиготным     г) гомозиготным6.      Генотип организма, содержащий разные аллели одного гена, называется:
а) гетерозиготным          б) гомозиготным в) доминантным      г) рецессивным
7.      Определите гетерозиготный генотип:
а)вв                 б)СС               в)Вв                г)ВВ
8.      Совокупность внешних и внутренних признаков организма:
а) фенотип                 б) генотип                  в) генофонд               г) аллель
9.     Определите фенотип растения гороха с генотипом Аавв (семена желтые -А,зеленые - а, гладкие -в, морщинистые -в):
а)  семена желтые гладкие б) семена желтые морщинистые
в) семена зеленые морщинистые г)  семена зеленые гладкие
10.    У особи с генотипом Аавв могут образоваться гаметы:
а) Авв             б) Ав, ав         в) авв              г) Авв, аввВариант 2
1.      «При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление; вновь появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомков». Это положение иллюстрирует:
а) закон сцепленного наследования Т. Моргана б) закон расщепления Г. Менделя
в) закон независимого распределения генов Г. Менделя г) правило доминирования Г. Менделя
2. Свойство организмов передавать особенности строения и развития от родителей к потомкам:
а) наследственная изменчивость б) ненаследственная изменчивость
в) изменчивость г)  наследственность3. Определите генотип, содержащий одинаковые аллели одного гена:а)ВВ                б)Вв                в)Сс                г)Аа4. Признак, который проявляется у гибридных особей и как бы подавляет развитие другого    признака называется:
а) рецессивным         б) гомозиготным в) доминантным         г) гетерозиготным
5.  Генотип организма, содержащий одинаковые аллели одного гена, называется:а) доминантным          б) рецессивным в) гетерозиготным      г) гомозиготным
6.      Определите гомозиготный генотип: а)Вв                б)ВВ               в)Аа                г) Сс7.      Совокупность всех генов организма:
а) генофонд               б) аллель                    в) фенотип                 г) генотип
8.      Определите фенотип растения гороха с генотипом АаВв (семена желтые - А, зеленые - а, гладкие - В, морщинистые - в):
а) семена зеленые гладкие б) семена зеленые морщинистые
в) семена желтые морщинистые г) семена желтые гладкие
9.     Генотип растения гороха с желтыми гладкими семенами:
а) аавв             б) ААвв          в) ааВв           г) АаВв10.    У особи с генотипом ААВВ могут образоваться гаметы:
а)ВВ                б)АБВ             в)АВ               г) АА
3. Жаңа деректерді танып білу/Изучение нового материала.
Дигибридное скрещивание и его закономерности.
Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых локализованы в разных парах гомологичных хромосом, можно путем дигибридного или полигибридного скрещивания.
В ходе объяснения нового материала учащиеся делают записи в тетради.
Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум генам, определяющим окраску семян (желтые и зеленые) и форму семян (гладкие и морщинистые). Доминантные признаки – желтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян. Каждое растение образует один сорт гамет по изучаемым аллелям. При слиянии этих гамет все потомство будет единообразным – первый закон Менделя.
При образовании гамет у гибрида из каждой пары аллельных генов, расположенных в разных парах гомологичных хромосом, в гамету попадает только один, при этом вследствие случайности расхождения отцовских и материнских хромосом в первом делении мейоза ген А может с равной вероятностью попасть в одну гамету с геном В или с геном в. Точно так же как и ген а может объединиться в одной гамете с геном В или в. Поскольку в каждом организме образуется много половых клеток, в силу статистических закономерностей у гибрида – дигетерозиготного организма, образуются четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25%): АВ; Ав; аВ; ав.
Во время оплодотворения каждая из четырех типов гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма, получается 16 типов зигот.
Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета. (учитель строит решетку на доске, учащиеся у себя в тетрадях)
Над решеткой по горизонтали вписывают гаметы одного родителя, а по левому краю решетки по вертикали – другого родителя. В квадратики вписывают генотипы зигот. Самостоятельное заполнение решетки Пеннета- Подсчитайте число фенотипов (9:3:3:1)
- Рассмотрите каждый признак в отдельности.
Подсчитайте, какое расщепление получится:
- по признаку окраски семян (3:1)
- по признаку формы семян (3:1)
Запишите для этих признаков расщепление по генотипу (1:2:1)
Третий закон Менделя – независимое расщепление признаков –
при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
4. Жаңа деректерді ұғып білу/Закрепление нового материала.
Стр. 107 упражнения 1, 2 для самостоятельной работы выполнить.
5. Үйге тапсырма/Задание на дом
§24 учить.
Сабаққа қорытынды жасау/Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.