План открытого урока по биологии на тему Дигибридное скрещивание


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
9 класс
Автор: Есаян Светлана Георгиевна
Тема: «ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. ТРЕТИЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ – ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО наследования признаков».
Цели урока:
формирование знаний о дигибридном скрещивании;
Задачи:
Образовательные: закрепить основные понятия генетики;
изучить особенности дигибридного скрещивания;
объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
Развивающие: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку ПеннетаВоспитательные: развитие ключевых компетенций
прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование:

фрагмент видеофильма по общей биологии (раздел: Генетика.),презентация к уроку с основными моментами урока;
мультимедийный проектор, интерактивная доска;
компьютер,
таблица - решетка Пеннета,
карточки с заданиями,
Основное понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков.
Требования к уровню подготовки выпускников:
должен знать/понимать
сущность законов Г.Менделя;
сущность гибридологического метода;
биологическую терминологию и символы;
уметь
объяснять родство живых организмов;
объяснять причины сохранения и изменяемости признаков и свойств видов;
решать элементарные биологические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивания;
сравнивать биологические объекты; делать выводы на основании сравнения;
изучать явления на моделях, схемах;
находить, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы проведения: беседа, индивидуальные опрос, работа с динамической моделью, самостоятельная работа, работа с текстом учебника, работа в группах, составление и работа с различными схемами скрещивания, решение генетических задач.
Ход урока:
1.Оргмомент. Приветствие. Подготовка аудитории к работе. 
Актуализация знаний. Эмоциональный настрой класса. 
2.Проверка знаний.
Фронтальный опрос класса по вопросам.
- Какой метод предложил Мендель, в чем его суть?
- Знание символики. учитель показывает карточки с условным обозначением – символом
РГ F1 А а АА Аа- какие признаки называются доминантными, а какие – рецессивными?
- что такое «альтернативные признаки»?
- дайте определение явлению «неполное доминирование».
- как называется первый закон Менделя? Сформулируйте его.
- как называется второй закон Менделя? Сформулируйте его.
Интерактивное решение задачи на 1-й и 2-й Законы Менделя. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004f7-1000-4ddd-4c44-320046bc4338/?from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&
3.Объяснение нового материала.
Тема записывается на доске. «ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. ТРЕТИЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ – ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО РАСЩЕПЛЕНИЯ».
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.Сообщение темы, постановка цели урока.Что мы сейчас повторили? (Основные понятия генетики). 
С какой целью? (Знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики).
Дигибридное скрещивание:
- определение;
Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам , называется дигибридноеЕсли родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д.
В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным.
- опыт Менделя (интерактивная доска);
- цитологическое обоснование закона; определение гамет у гибридов F1;2.
- формулировка третьего закона Менделя;
При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9 : 3 : 3 : 1 (при (при этом образуется девять генотипических групп – 1 : 2 : 2 : 1 : 4 : 1 : 2 : 2 : 1
- расчет гамет (РЕШЕТКА ПЕННЕТА); (Самостоятельно в тетрадях и у доски).
- вывод по всем законам Менделя – законам Менделя подчиняются только те признаки, которые располагаются в разных парах гомологичных хромосом.
4.Закрепление изученного материала.
- ответить на вопросы:
- Чем дигибридное скрещивание отличается от моногибридного?
-В чем состоит сущность закона независимого наследования?
-В чем заключается сходство моно- и дигибридного скрещивания?
- Какие гаметы образуются у особи с генотипом АаВв,АаВВ,ААвв,ААВв?
-Расчитать, какое количество гамет образуется при скрещивании особей,отличающихся по 4,7 и 11 признакам?
Просмотр анимации на данную тему.
5.Домашнее задание.
Выучить п.37.
Придумать задачу на моно- и дигибридное скрещивание.