Урок биологии в 10 классе Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Технологическая карта урока

Колошва Ольга Николаевна, учитель биологии МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка, Челябинской области
Биология
10 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Цель
Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Задачи
Образовательные:
помочь учащимся определить сущность дигибридного скрещивания;
способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систему записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;
раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков;
продолжить формирование навыков решения генетических задач;
Развивающие:
продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;
развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, в группах, тестами;
способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;
содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;
продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.
Воспитательные:
способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы;
способствовать формированию мотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);
способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер);
обосновать необходимость изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.

УУД
ЛичностныеУУД:
осмысление значения изученного материала;
контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
умение сформулировать цель на основе изученного и того, что предстоит узнать;
элементы волевой саморегуляции при поиске необходимов информации к уроку;
осознание качества и уровня усвоения нового материала.
Коммуникативные УУД:
умение полно и точно выражать свои мысли;
умение владеть монологической речью;
умение слушать и вступать в диалог;
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД:
формирование систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях и закономерностях;
овладение научным подходом к решению задач;
овладение умением анализировать полученную информацию.

Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
сущность и цитологические основы закона независимого наследования признаков;
понимать, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.
Уметь:
использовать специальную систему записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;
решать генетические задачи.
Личностные:
убежденность в возможности познания природы, в частности закономерностей наследования признаков;
уважение к ученому – основоположнику генетики;
самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
умение решать задачи на моногибридное скрещивание поможет понять простейший механизм наследования признаков у человека; выяснить причины наследственных заболеваний.
Метапредметные:
совершенствование навыков самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Основные понятия
Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решётка Пеннета,

Межпредметные связи
История, математика.

Ресурсы:
основные
дополнительные
УМК Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т Захарова. – М. : Дрофа, 2014.
Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивогазова, И.Б Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивогазов, Я.В.Котелевская. – М. : Дрофа, 2014.
Рязанова Л.А. Задачник по генетике для дифференцированного обучения. Учебное пособие. / Л.А.Рязанова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.
Компьютер, проектор, экран

Формы обучения
Фронтальная, индивидуальная, в парах

Технологии
ИКТ, проблемное обучение



Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

Организационный момент:
Время: 3 мин.
Основные этапы:
Мотивация




Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Выявление места и причины затруднений





Обсуждают тему урока, проблемный вопрос, ставят цели урока

Приходят к выводу, что при решении задач на дигибридное скрещивание необходимо учитывать как наследуются все признаки





Приветствует уч-ся, проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, называет тему урока.
Ставит проблемный вопрос: «Почему при скрещивании растений гороха с желтыми гладкими семенами между собой образуется четыре фенотипические группы?»
Организует анализ учащимися возникшей ситуации и приводит учащихся к выводу, что причина затруднения заключается в недостаточности их знаний.


Личностные регулятивные, коммуникативные

Изучение нового материала
Время: 18 мин.
Этапы:


Этап построения проекта выхода из затруднения.
Работают с текстом учебника § 26, решают задачу по изученному на прошлом уроке алгоритму.
Организует решение задачи по ранее изученному алгоритму (моногибридное скрещивание, I закон Менделя), с переносом на новую ситуацию (дигибридное скрещивание)
Задача: у растений гороха семена по цвету бывают желтые (доминантный признак) и зеленые (рецессивный признак), форма семян – гладкая (доминантный признак) и морщинистая (рецессивный признак). Какое получится потомство при скрещивании двух дигомозиготных растений гороха, относящихся к разным чистым линиям, между собой?
Закон единообразия гибридов первого поколения действителен и для дигибридного скрещивания.
Познавательные, коммуникативные, личностные регулятивные

Реализация построенного проекта
Работают с инструктивной картой (приложение 1) в рабочей тетради § 26, № 1 (см. УМК), строят и заполняют решетку Пеннета.
Организует работу с инструктивной картой для решения задачи на дигибридное скрещивание.
Для решения задач этого типа необходимо учитывать, что гены наследуются независимо.
Знакомит учащихся с английским ученым Р. Паннетом
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Задача: при скрещивании двух гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами образовалось четыре фенотипические линии: растений с желтыми гладкими, желтыми морщинистыми, зелеными гладкими и зелеными морщинистыми семенами. Почему?
Знать алгоритм решения задачи на дигибридное скрещивание,
понимать сущность и цитологические основы закона независимого наследования признаков
Познавательные, коммуникативные, личностные регулятивные

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (работа в парах)
Формулируют третий закон Менделя – закон независимого наследования. Решают задачу. Обсуждают решение и результаты задачи
Организует работу по формулировке независимого наследования. Организует работу в парах для решения задачи.
Задача № 7 с. 143, §26, рабочая тетрадь
Понимать, что гибридологический метод позволяет со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.
Познавательные, коммуникативные, личностные регулятивные

Контроль
Время: 15 мин.
Этапы:


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуально)
Решают задачу. Обсуждают результаты, анализируют, делают выводы
Организует работу по решению типовой задачи по алгоритму на изученную тему. Организует обсуждение решения задачи и её результатов. Оценивает учащихся
Горох бывает гладкий и морщинистый, с усиками и без усиков. Гены указанных признаков находятся в одной паре аутосом. Гладкоповерхостные растения с усиками скрестили с растениями без усиков с морщинистой поверхностью семян. Все их потомство F1 имело гладкую поверхность семян и усики. Эти растения скрестили с друг другом, определите, сколько среди всего потомства будут растений без усиков с морщинистой поверхностью семян.
Знать алгоритм решения задачи на дигибридное скрещивание, уметь составлять схему решения задачи, делать выводы.
Познавательные, регулятивные

Включение в систему знаний повторение
Решают задачу. Обсуждают результаты, анализируют, делают выводы.
Организует решение нетиповой задачи, обсуждение этапов решения, результатов.
Задача (приложение 2)
Знать, что третий закон Менделя справедлив только в тех случаях, когда анализируемые гены находятся в разных парах гомологических хромосом.
Познавательные, коммуникативные, личностные регулятивные

Рефлексия 
Время: 2 мин.
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Оценивают свою работу на уроке по 5-ти бальной системе.
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Подводит учащихся к формулированию выводов урока
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, закончить предложение:
Решая задачи по генетике, я узнал

Личностные регулятивные

Домашнее задание
Время: 2 мин.
Записывают домашнее задание
Озвучивает и комментирует объем домашнего задания.
Повторить § 25, задача № 9 в рабочей тетради (§ 26), с. 143, в учебнике § 26, вопросы после § «Подумайте!» на выбор 2

Регулятивные



Приложение 1.
Алгоритм решения задачи по генетике.
(При решении задач по определенным темам последовательность этапов может меняться, а их содержание модифицироваться)
Внимательно прочитайте и осмыслите условие задачи.
Определите тип задачи, для этого выясните:
сколько пар признаков рассматривается в задаче;
сколько пар генов контролируют развитие признаков;
какие организмы (гомо-, гетерозиготные) скрещиваются;
тип скрещивания (прямое, возвратное, анализирующее и т.д.);
сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие развитие признаков;
связано ли наследование признаков с полом;
сколько классов фенотипов (или генотипов) образуется в потомстве, полученном от скрещивания, и каково их количественное соотношение.
Сделайте краткую запись условия задачи.
Запишите генотип и фенотип скрещиваемых особей.
Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемых особей.
Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу, запишите их в виде численного соотношения.
Запишите ответ задачи.
Приложение 2.
Контрабандист.
В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившейся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелям обычные – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии? (Провести гибридологический анализ и вывести рыжих лис, гетерозиготных по аллелям окраски. Скрестить их друг с другом дома и получить расщепление по рыжей и серебристой окраске в потомстве – 3 : 1.).

Zђ Заголовок 1Zђ Заголовок 2Zђ Заголовок 3Zђ Заголовок 4Zђ Заголовок 5Zђ Заголовок 6Zђ Заголовок 7Zђ Заголовок 8Zђ Заголовок 915