Урок биологии по теме «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя»

Урок по теме: «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя


Цель урока: расширение умений решения генетических задач

Задачи:
Образовательные: -изучить механизм дигибридного скрещивания как метод изучения наследственности , объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания

Развивающие: -продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета
-развивать логическое мышление через решение генетических задач

Воспитательные:- воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, развивать умения работать самостоятельно

Оборудование: компьютер, презентация, текст задач

Базовые понятия и термины: скрещивание, дигибридное скрещивание, гибриды, кроссинговер, гаметы, доминантный признак, рецессивный признак, гомозиготы, дигетерозиготы, закон единообразия гибридов первого поколения, анализирующее скрещивание.

Концепция урока: научить учащихся решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания.

Личностная значимость изучаемого для обучающегося: иметь представление о процессах наследственности и изменчивости у живых организмов. Использовать полученные знания и умения при сдаче ЕГЭ.

Планируемый результат: учащиеся углубляют знания о закономерностях наследования признаков у живых организмов, используют теоретический материал для решения практических задач.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок с элементами практической работы

Методы: , частично- поисковый, наглядный, практикум по решению задач

Структура урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Рефлексия
Применение приобретенных знаний
Домашнее задание

Содержание урока:
1.Организационный момент.(настрой учащихся на восприятие материала, создание положительного эмоционального настроения)
Здравствуйте, садитесь.

2.Изучение нового материала. Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Прежде чем преступить к работе послушайте легенду: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: «Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений». Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыть механизм и закономерности дигибридного скрещивания.

Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. (Слайд 1) .Имя нашего урока: Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное приятным. ( Слайд 2)

Цель нашего урока: Изучить теоретические основы третьего закона Г.Менделя, научиться применять полученные знания для решения генетических задач (Слайд 3)

Девиз урока: «Если есть труд- значит будет и успех»
И так мы в лаборатории, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения? Горох (объяснение почему). Вспомните открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак – цвет горошины ( желтый - доминантный, зелены
·й - рецессивный) , мы возьмем еще один признак- форма горошины ( гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный). Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения. ( Слайд 4,5)
Какие выводы можно сделать на основании данного опыта? (учащиеся формулируют выводы)
доминантные признаки - желтый цвет, гладкая форма горошин
родительские организмы – гомозиготны, гибриды первого поколения- дигерозиготны
в первом поколении проявляется первый закон Г. Менделя « Закон единообразия»
Для того, чтобы выяснить несут ли в себе гибриды первого поколения рецессивные признаки проведем анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды первого поколения с гомозиготным организмом, несущим две пары рецессивных признаков. Запишем схему анализирующего скрещивания (ученик работает у доски)
Р ж АаВв х м аавв
G АВ; Ав; аВ; ав ав
F1 АаВв: Аавв: ааВв: аавв
ж. г ж. м з. г з. м
по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1
по генотипу 1 дигетерозиготный АаВв
1 гетерозиготный Аавв
1 гетерозиготный ааВв
1 гомозиготный ааввв
Вывод: Анализирующие скрещивание показало, что гибриды первого поколения несут в себе рецессивные признаки
Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого поколения друг с другом ( работают самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и формулы гибридов (формула, решетка Пеннета) (слайд 6)
В результате скрещивания он получил 556 семян, гибридов второго поколения, из которых (доска)
315- желтые гладкие ( доска)
101- желтые морщинистые
108- зеленые гладкие
32- зеленые морщинистые
По генотипу в соотношении 9:3:3:1
Посчитайте соотношение для каждой пары альтернативных признаков, какую закономерность вы наблюдаете? ( доска)
Ж: З= 416: 140 / 3:1
Г: М= 423: 133/ 3:1
Вывод: дигибридное скрещивание – это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.
На основании проведенного опыта сформулируйте закон для дигибридного скрещивания? ( Слайд 7)
Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (Слайд 8).
Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.

3.Рефлексия.
Исходя из проделанной работы, какие выводы вы можно сделать (слайд ,8,9)

4.Контроль знаний
Задачи (Слайд 10, 11,12)

5.Домашнее задание (текст задач)
У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?
При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?
Отец с курчавыми волосами ( доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?
Урок окончен. Спасибо. До свидания.



































15