Сценарий урока физики на тему:История космических побед


Методическая разработка открытого урока по физике.
Тема: «История космических побед»
left0
Подготовила преподаватель физики :
Чикунова Лариса Владимировна
Научно - познавательное путешествие по теме:
«История космических побед»
Цель. Обогатить кругозор и интеллект дополнительными знаниями студентов о космосе и первооткрывателей современной космонавтики; развивать любознательность, показать огромные возможности науки «физика», формирование навыков работы в команде.
Задачи :
Образовательная: привлечь внимание студентов к истории космических побед, формирование интеллектуальной культуры студентов.
Развивающая: способствовать развитию самостоятельности и активности мышления, умственных способностей, связанных с формированием устойчивых познавательных интересов;
Воспитывающая: воспитание творческих способностей и умения работать в коллективе, воспитание патриотизма, гордость и чувство уважения к русским ученым, покорившим бездну космического пространства.
Форма: устный журнал.
Технические средства: компьютер, телевизионный экран, презентация в Microsoft PowerPoint” с видеозаписями, микрафоны.
Место проведения: кабинет №203
Оформление кабинета.
Оформление каждой страницы: выступление студентов, демонстрация видеосюжетов о космосе, показ презентации «История космических побед», выставка книг о космосе
План урока
I. Вступительная часть: вступительное слово преподавателя
II. Основная часть
1.Устный журнал. Краткие сообщения студентов о фактах и событиях истории космических побед.
2. Научно - познавательное путешествие
1 конкурс: «Загадки звёздного неба». Подведение итогов жюри
2 конкурс:«Космический кроссворд ». Подведение итогов жюри
3 конкурс: «Гонка за лидером». Подведение итогов жюри
4 конкурс: «Космические ребусы». Подведение итогов жюри
5 конкурс: «Секретное задание». Подведение итогов жюри
I1I.Заключительная часть: Жюри подводит итоги и объявляет победителя, награждение участников игры грамотами и подарками
IV.Рефлексия. Заключительное слово преподавателя.
Ход урока
Летя сквозь звёздные метелиИз века в век в бездонной мгле,Земля качала в колыбелиСынов, рождённых на Земле.Но, от восторга цепенеяПеред небесной красотой,Землянин жил одной мечтою:Однажды породниться с ней.
1.Организационный момент
Проверить готовность студентов группы КСК-11 к уроку.(Звучит космическая музыка).
I. Вступительная часть
Преподаватель. Добрый день уважаемые гости и студенты. 1917год богат знаменательными датами. В этом году исполняется 160 лет со дня рождения К.Э.Циолковского, 110 лет со дня рождения С.П.Королёва и 60 лет запуску первого искусственного спутника Земли. Поэтому считаю актуальным проведение урока на тему: «История космических побед».
Сегодня нам предстоит посетить страницы устного журнала, которые расскажут о тайнах пространства великого космоса, познакомят с первыми людьми освоения космоса: изобретателями, инженерами, космонавтами, космическими кораблями и многими другими интересными фактами, связанными с освоением космоса.
Ребята, вы, наверно, обратили внимание на то, что группа заранее поделена на команды. Каждая команда получила домашнее задание -подготовить краткое сообщение на тему, соответствующую названию определённой страницы устного журнала. Прошу внимательно слушать сообщения. Это позволит вам успешно пройти этапы запланированного космического путешествия.
II. Основная часть
Преподаватель: первая страница устного журнала: «Мечты о небе».
Представителей 1-ой команды прошу подойти к трибуне.
1.В устах учёных много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
2. Циолковский Константин Эдуардович, русский изобретатель, основоположник современной космонавтики, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе около солнечное пространство». «Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», - добавлял учёный. Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию ракеты, предложил использовать для ракет жидкое топливо, продумал устройство ракеты и вывел основную формулу движения ракеты. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.
Преподаватель: вторая страница устного журнала: «Начало космической эры». (Представители 2-ой команды выходят к трибуне)
1.Преодолев земное притяженье,
Ракета от Земли оторвалась....
И не было счастливее мгновенья -
Здесь новая эпоха началась.
2. Все идеи Циолковского воплотил в жизнь Королёв Сергей Павлович. Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.
1. 4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир,- был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ). Это было первое, сотворённое человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё.
Преподаватель: следующая страница устного журнала: «Космические первооткрыватели: первые животные в космосе». (Представители 3-ей команды выходят к трибуне)
1.Так жизнь устроена, не нами Заведено, что торный путь Бывает в жизни трудным самым, Для тех, кто первыми идут.
2. Учёные мечтали о полёте человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полётов на наших верных четвероногих помощниках – собаках. Для пробных полётов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек – ведь они и выносливее, и неприхотливее, и очень смышлёные.
19 августа 1960 года советская ракета вывела на околоземную орбиту корабль "Спутник-5", на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. Целью эксперимента было исследование воздействия космического излучения на живые организмы. Кроме собак на борту корабля были мыши, крысы, семена растений. Все благополучно вернулись на Землю.
1. Белка и Стрелка были далеко не первыми хвостатыми космонавтами. Первые опыты с отправкой в космос собак начались ещё в 1951 году. И лишь 3 ноября 1957 года состоялся первый удачный запуск на околоземную орбиту собаки Лайки на советском корабле «Спутник-2».
Возвращение Лайки на Землю не планировалось: спускаемого аппарата на корабле не было. Как и многие другие животные в космосе, эта симпатичная дворняжка погибла во время полёта. Через 5-7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт на орбите около недели.
Помимо собак, в космосе побывали белые крысы, мыши, обезьяны, лягушки, кошки и даже черепахи.
2. 25 марта 1961 года стартовала Звёздочка. Ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полёт закончился удачно.
Собачки своё отработали. Больше им в космос подняться было не суждено. До полёта человека в космос оставалось 18 дней.
Преподаватель: открываем страницу журнала «Пионеры космоса». (Представители 4-ей команды выходят к трибуне)
1. Пионеры космоса – лучшие друзья  Слышен старт вполголоса – и прощай, Земля !     Не вернёт нас в прошлое времени спираль -     Вместе  мы проложим к звёздам магистраль...
2. 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете увидел Землю из космоса.
Когда радостная новость за считанные часы облетела Землю, Юрий Гагарин уже был Гражданином мира. Смелость и открытость простого русского парня покорили все человечество. Встретиться с космонавтом считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.
В 1963 году Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он мечтал о втором полете в космос и готовился к нему. Но 27 марта 1968 года весь мир всколыхнула весть о страшной трагедии — первый космонавт погиб во время тренировочного полёта вместе с инструктором Владимиром Серёгиным. Ему было всего лишь 34 года.
«Он всех нас позвал в космос» - сказал американский астронавт Нил Армстронг о Юрии Гагарине.
1. После первого полета человека в космос началось бурное освоение космического пространства. Мир восторженно следил за каждым новым шагом во Вселенную.
В августе 1961 года на корабле «Восток-2» в космос полетел Герман Титов. Он совершил 17 витков вокруг Земли. Это был первый в мире многовитковый полёт.
В 1962 году в космос один за другим отправляются два корабля. Их пилотировали Андриан Николаев и Павел Попович. Космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» совершили групповой полет и практически одновременную посадку 15 августа.
2. C 14 по 19 июня и с 16 по 19 июня 1963 года опять в космосе два корабля: «Восток-5», пилотируемый Валерием Быковским и «Восток-6», на котором полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Этот совместный полёт продолжался 70 часов.
С 12 по 13 октября 1964 года на околоземную орбиту поднялся первый многоместный корабль «Восход». На его борту находились три человека: командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и учёный Константин Феоктистов. Впервые в космосе работали люди разных специальностей, которые проводили наблюдения и изучение космического пространства.
18-19 марта 1965 года – в космическом пространстве – «Восход-2». Командир корабля – Павел Беляев, второй пилот – Алексей Леонов, который впервые в мире вышел из корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля.
В июле 1969 года первый человек ступил на Луну. Это был американский астронавт Нил Армстронг.
Преподаватель: Нас встречает страница журнала «На Луну» (Представители 5-ой команды выходят к трибуне)
1. Из ракеты валит дым,
В космос мы друзья летим!
Оторвались от Земли....
Ждёт Луна нас впереди.
2. Первым небесным телом на которое высадились обитатели нашей планеты, стала Луна. Советский Союз и Соединенные Штаты запускали к Луне автоматические межпланетные станции. Сначала они только фотографировали поверхность спутника, а потом начали совершать посадки на Луне.
1. Первыми землянами, осуществившими экспедицию на Луну, стали Нил Армстронг, Майкл Каллинз, Эдвин Олдрин. Экипаж доставил на Луну космический корабль «Аполлон-11». Полёт длился 8 суток и 3 часа – с 16 по 24 июля 1969 года. На Луне астронавты провели 31 час 31 минуту. Впоследствии на Луне побывали экипажи ещё четырёх кораблей «Аполлонов».
Преподаватель: Прежде, чем закрыть последнюю страничку «Устного журнала», хочу предложить вам решить следующие задачи:
1.Определить ускорение свободного падения на поверхности Луны, если масса Луны 7,3∙1022кг. Радиус Луны принять равным 1700км.
2.Вычислить первую космическую скорость на Луне.
3.Вычислить скорость движения Луны по орбите вокруг Земли, если масса Земли 6∙1024кг. Расстояние от Земли до Луны принять равным 3,8∙108м.
Преподаватель: Когда-то К.Э.Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «нельзя, же вечно жить в колыбели!». Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечные просторы Вселенной.
Сегодня ,12 апреля 2017 года, предлагаю отправиться в космическое путешествие. Дорогу осилит идущий, а звездную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии. Уверена, что экипажи наших космических кораблей состоят только из таких ребят.
Оценивать знание, находчивость, эрудицию участников космического полета будет жюри в составе:
1.Кожикина Светлана Витальевна
2.Павленко Владимир Иванович
3.Муравьёва Екатерина Александровна
Научно - познавательное путешествие
Преподаватель: Сегодня в путешествие отправляются 5 экипажей на кораблях «Комета», «Метеорит», «Астероид», «Болид» и «Карлик».Первым этапом космического полёта является «Старт». Чтобы благополучно стартовать необходимо пройти конкурс «Загадки звёздного неба».Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1 конкурс: «Загадки звёздного неба».
Океан бездонный, Океан бескрайний,Безвоздушный, темный, И необычайный,В нем живут Вселенные,Звезды и кометы,Есть и обитаемые,Может быть, планеты. (Космос)      Объект есть во Вселенной Коварный, не простой,Он звезды пожираетКак бутерброд с икрой.Опасно незаметнаяИ глазом не видна,Такая темно-темная …. (чёрная дыра)Посчитать совсем не просто Ночью в темном небе звезды.Знает все наперечетЗвезды в небе  … (звёздочёт, астроном)Сверкая огромным хвостом в темноте Несется среди ярких звезд в пустоте,Она не звезда,  не планета,Загадка Вселенной ― … (комета)Почти что со скоростью света Осколок летит от планеты,К Земле направляясь,  летит и летит
Небесный космический … (метеорит)Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд,И как одинокий путникЛетит по орбите … (спутник)НЛО летит к соседуИз созвездья Андромеды,В нем от скуки волком воетЗлой зеленый … (гуманоид)Звездолет — стальная птица,Он быстрее света мчится.Познает на практикеЗвездные … (галактики)
Преподаватель: Следующий этап - «выход на околоземную орбиту».Чтобы преодолеть и этот этап участвуем в конкурсе «Космический кроссворд». Каждое разгаданное слово оценивается в 1 балл.
2 конкурс: «Космический кроссворд ».

По вертикали
1. Фамилия первого космонавта Земли.2. Первая женщина космонавт Советского Союза.3. Собака, которая стала вторым покорителем космоса.4. Первая собака-космонавт.5. Самый молодой космонавт в Книге рекордов Гиннесса.6. Ученик К.Э.Циолковского.По горизонтали1. Ученый, обосновавший вывод о необходимости использования "ракетных поездов".2. Третий космонавт-собака.3. Космодром в Казахстане.4. Космонавт, который первым вышел в Космос.5. Позывной Ю.Гагарина.6. Космический корабль, на котором совершил свой полет Ю.Гагарин.
Преподаватель: Впереди «Сближение».Чтобы осуществить его, проходим конкурс «Гонка за лидером».
3 конкурс: «Гонка за лидером».
Каждой команде задаются вопросы. Побеждает та команда, которая даст как можно больше правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает ответ, говорит слово«дальше».Количество баллов определяется числом правильных ответов.
Вопросы команде "Комета"
1. Сколько времени длился первый космический полет? (108 минут.)
2. Назовите выдающегося конструктора ракет, с именем которого связаны первые наши победы в освоении космоса? (Академик С.П.Королев.)
3. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский.)
4. На сколько созвездий разделено всё небо? (на 81 созвездие)
5. Чем определяется цвет звезды? (Температурой)
6. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным взглядом? (Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.)
7. Может ли на Луне работать барометр-анероид? (Нет, т.к. на Луне нет атмосферы.)
8. В чем хранятся продукты в космических кораблях? (В тубах.)
9. Могут ли космонавту пригодиться гантели для занятий физическими упражнениями? (Нет, т.к. они теряют вес.)
10. Как называется одежда, которая необходима для выхода в космос? (Скафандр.)
Вопросы команде "Метеорит"
1.Откуда был дан первый старт космического корабля?(с космодрома Байконур)
2. Назовите   отчество первого космонавта.(Алексеевич)
3.Через сколько созвездий пролегает путь Солнца? (через 12 созвездий)
4.В каком году и кто совершил первый полёт в космос?(Ю.А.Гагарин,12.04.1961г.)
5.Кто был вторым космонавтом после Ю.А.Гагарина?(Герман Степанович Титов)
6.Группа звёзд, расположенных определённым образом называется.....(Созвездием)
7.Первая женщина-космонавт.(Валентина Терешкова)
8.Кто первый из космонавтов вышел в открытый космос?(Алексей Архипович Леонов)
9.Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?(К. Э. Циолковский.)
10.Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (С. П. Королев.)
Вопросы команде "Астероид"
1.Какая дата стала началом космической эры человечества?(4 октября 1957 года: в этом году СССР вывел на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.)
2.К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?(12 апреля 1961 года - день первого полета человека в космос. Этот человек - Ю. А. Гагарин.)
3.Можно ли на Луне ориентироваться по компасу?(Нет, так как там отсутствует магнитное поле.)
4. Когда мы ближе к Солнцу - зимой или летом? (Зимой.)
5.Что означает слово «астрономия»? (наука о звездах)
6.Когда американские астронавты впервые высадились на поверхность Луны? (1969 г.)
7.Сколько колец у Сатурна?(Семь)
8.Какой ученый был сожжен на костре за пропаганду идей гелиоцентризма? (Джордано Бруно)
9. Основной научный метод изучения астрономии? (наблюдение)
10.Что изучает «космогония»? (Происхождение небесных тел?
Вопросы команде "Болиды"
1.Когда был запущен 1-й искусственный спутник Земли? (4октября 1957 г.)
2.Первая женщина – космонавт? (Валентина Терешкова)
3.Кто из ученых возродил идею суточного вращения Земли? (Коперник)
4.Сколько планет Солнечной системы?(восемь)
5.Лётчик-космонавт, впервые осуществивший выход в открытый космос.(Алексей Леонов)
6.Название космического корабля, на котором летал в космос Гагарин. («Восток»)
7.Полная дата первого космического полета. (12 апреля 1961 года)
8.Какая из планет Солнечной системы имеет два спутника, чьи названия переводятся как"Ужас" и "Страх"?(Марс: Фобос и Деймос)
9.Имя первого космонавта планеты. (Юрий Алексеевич Гагарин)
10.Планеты, соседствующие с Землёй. (Венера и Марс)
Вопросы команде "Карлики"
Сколько планет в Солнечной системе? (8)
Какую планету называют Красной? (Марс.)
Как называется спутник Земли? (Луна)
4.Как называется прибор, с помощью которого наблюдают за звездами? (Телескоп)
5. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды? (Венера.)
6.Как звали собак, благополучно вернувшихся с космоса в 1960году?(Белка и Стрелка)
7.С какой наукой тесно связана астрономия? (с физикой)
8.Сколько времени длился первый полет в космос? (1 час 48 минут, или 108 минут)
9.Потеря веса телами во время космического полёта называется....(Невесомостью)
10.Кто из учёных доказал, что все планеты обращаются вокруг Солнца? (Николай Коперник)
Преподаватель: Для «Планетарного маневрирования» переходим к конкурсу «Космические ребусы».За каждый разгаданный ребус-1 балл.
4 конкурс: «Космические ребусы».
Ребус1. Ответ: Дева
Ребус2.Ответ: Весы
Ребус3. Ответ: Вега
Ребус 4.Ответ: ДраконРебус 5.Ответ: ГеркулесРебус 6.Ответ: ЗмееносецРебус 7.Ответ: БлизнецыРебус 8.Ответ: Стрелец
Преподаватель: Пришло время вернуться на Землю. Для этого необходимо выполнить «Секретное задание».
5 конкурс: «Секретное задание».
В этом заключительном секретном задании нельзя говорить вслух, чтобы никто не узнал ваш маршрут возвращения домой и не помешал. Работаете тихо, подчёркиваете «лишнее» в ваших заданиях. Кто первый выполнит задание, тот первым вернётся на Землю.
1. Луна
   Венера
     Земля
(Луна, так как это спутник, а не планета)
2.  Сатурн
     Марс
     Юпитер
(Марс, так как у него нет кольца)
3.  Земля
    Сатурн
    Меркурий
(Земля, так как на этой планете есть жизнь)
4. Солнце
   Луна
   Сатурн
(Сатурн, так как это планета)
5. Гагарин Ю.А.
   Терешкова В.В.
   Чайковский П.И.
(Чайковский П.И.., так как он не космонавт)
6. Деймос   Луна
  Солнце
(Солнце, так как это звезда, а не спутник)
Преподаватель. Вот и завершился наш космический полёт. Пока жюри подводит общие итоги конкурсов прослушаем песню в исполнении Лихомановой Валерии
Слово предоставляется нашему компетентному жюри.
I1I.Заключительная часть: Жюри подводит итоги и объявляет победителя. Награждение участников игры грамотами и подарками
Рефлексия
Преподаватель. Я благодарю всех за участие в космическом полёте и прошу зачитать предложение, выражающее ваше мнение о занятии.
Ваше мнение о занятии:
― Я узнал новую информацию
― Мне понравилось работать в команде
― Урок прошёл быстро
― Задания были интересными
―Урок мне не понравился
― Я бы хотел участвовать в таких занятиях чаще
― Я доволен собой на занятии
―Мне было скучно на уроке
Заключительное слово преподавателя
Закончить урок хочу словами:
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
В добрый путь, друзья, до новых встреч!