конспект урока по окружающему миру Тема. «Солнце, растения и мы с вами»


МКОУ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. Бахчисарая РК
Открытый урок
по окружающему миру
в 3 классе
«Солнце, растения
и мы с вами»

Подготовил и провёл:
учитель начальных классов
Стефашина Татьяна Николаевна

11.11.14 год
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР УРОК № 16 ДАТА: 11.11.14
Тема. «Солнце, растения и мы с вами»
Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.
Задачи:
- обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;
-развивающие:развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;
-воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.Планируемые результаты: учащиеся научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям.
Тип урока : объяснение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: биология.
Техническое оборудование: ноутбук учителя, презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки у учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, фонозапись леса, ширма , кукла, тестовые задания.
Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, технология развивающего обучения, игровая.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Начало урока. Психологический настрой.
Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я  очень рада встрече с вами.
Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь.
 Начинается урок.
Он пойдёт вам, дети, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Мы начинаем урок окружающего мира. 
II. Актуализация знаний
1.Минутка синоптика

2.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Как называется наука о растениях?
- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
- Перечислите, какие вы знаете группы растений?
3.Игра «Классификация растений»

-У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.
-Назовите основные признаки отличия каждой группы.
- Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?
4.Игра « Найди лишнее название»
ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА
СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР
ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК
-  Молодцы! Хорошо справились с работой!
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Подготовка к активной познавательной деятельности.
– Прочитайте, эпиграф к уроку.
(Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)
– Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
– В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
2.Мотивация учебной деятельности
Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.
-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)
Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.
8001003175000СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК
– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)
- Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
растение солнце
человек
-Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)
-Как связаны между собой солнце, растения и человек?
Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека
3.Деятельностный подход
Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…
А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?
IV. Работа по теме урока
1.Беседа и рассказ учителя.
Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания.
а) Дыхание растений .-Рассмотрим схему. Как она называется? «Дыхание растений».
Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
- Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?
-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?( процесс называется дыханием.)
б) Питание растений
-Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
– Как же растения питаются?
Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.
Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
Рассмотрим схему. Как она называется? «Питание растений».
Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?
-Свет
-Какой вопрос у вас возникает? ( Почему же для работы «кухни» требуется свет?)
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76
2. Работа с учебником на с. 76. Чтение вслух.
Учитель (после чтения): так ответим на вопросы:
- Какую тайну разгадали ученые?
-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
(Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)
Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
- А какое еще одно открытие сделали ученые?
( Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!
-Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?
- Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?
Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.
Давайте ещё раз повторим.
-С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)
Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? ( только днем)
-Правильно, и параллельно с дыханием.
-А дыхание?
-А дыхание постоянно.
3. Физкультминутка.
  Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).                       
4.Работа с моделями (Дети работают на доске).
-Попробуем эти процессы смоделировать.
Первое. Как растения дышат?
-Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»
- Чем они отличаются?
- При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
5.Страничка для любознательных-Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)
Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?
Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.
(За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа .)
 
Вывод:
- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
-Леса приносят огромную пользу человечеству!
V. Закрепление изученного материала.
1.Проверка полученных знаний. ( Цифровой диктант в тетрадях)
А теперь давайте закрепим наши знания.
1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
2.Что растение выделяет при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода;
б) солнечный свет;
в) почва.
 4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) углекислый газ;
в) кислород.
5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) кислород;
в) углекислый газ.
ПРОВЕРКА
1.а
2.б
3.б
4.в
5.б
VI. Подведение итогов.
Вы сегодня молодцы, хорошо работали.
А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.
1.СКАЗКА ( слушаем)

-О чём рассказали зелёные листики девочке Марине?
-Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ)
-Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар)
-Для чего они нужны клеткам?( для роста растений)
-Что даёт энергию зелёным листьям? (Солнце)
2.Вывод
-Давайте вспомним, какую задачу мы с вами поставили?
- Мы ее разгадали?
-Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений)
-Как растения дышат?
-Как растение питается?
-Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?
Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)
VII.Домашнее задание:
-прочитать материал на с.74-77;
-написать благодарственное письмо растениям, красиво оформить и торжественно его зачитать.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
IХ. Заключение.
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка
Маринка (ходит по лесу и удивляется)
-Как удивительно поёт птица. И почему у неё не такие песни, как у других?
-Ой, белка скачет, интересно мне знать, куда и зачем она скачет?
( села девочка отдохнуть под старым дубом)
-Что- то я устала, сяду и немного отдохну.
-Интересно,почему это листья такие зелёные и о чём они все время перешептываются?
Лист 1.
Девочка, что глядишь-шь-шь? Разве ты нас поймешь-шь-шь?
Маринка:
Пойму.
Лист 2.
- НУ , если не спишь-шь-шь, тогда слушай. Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.
Лист 1.
- А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофиловых зёрен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
Маринка:
-А вот и нет. Я знаю — дерево кормят корни.
Лист 2.
-Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук —даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.
Маринка:
Ну да, вы уж скажете. Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.
Лист 1.
Верно говоришь-шь-шь. Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. С его- то помощью они соединяют различные вещества в одно чудесное- живое.
Лист 2.
Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зёрнам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...
Маринка:
—Послушайте! Выходит, если я ем яблоко и картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зелёные заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
Лист 2.
Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко