Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие растений»

Урок окружающего мира
в 3 классе
по теме:







Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Камышки
Бердибекова Розагуль Тлеповна




2013 г
УМК: «Начальная школа 21 век», Виноградова Н.Ф.
Класс: 3.
Продолжительность урока: 45 мин.
Тип урока: Урок-поиск
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Цели:
Познакомить учащихся с основной квалификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле; обогащать словарный запас;
Развивающие: продолжать работу над развитием мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, классификация, обобщение)
Воспитательные: воспитывать у учащихся умение работать в коллективе;
Уважительное отношение к одноклассникам; воспитание прилежания и аккуратности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)

- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Дидактический материал и оборудование:
мультимедийная презентация, учебник: Виноградова Н.Ф. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир» - М., 2013, гербарии, электронное пособие «Академия младшего школьника», таблицы на партах, сигналы настроения-смайлы.
Ход урока
1. Орг. Момент: введение в раздел, тему урока. (2 мин)
Учитель:- Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
-С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика)
-Я рада. Спасибо.
Учитель: (слайд 2)
-Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
2. Проверка домашнего задания.( 5 мин.)
Учитель: - С какими царствами природы мы познакомились на прошлых уроках?
( царство бактерий, царство грибов)
-Давайте проверим как вы усвоили эти темы, отгадаем кроссворд.(на доске)
1.
Б
а
к
т
е
р
и
и

2.
к
О
к
к
и


3.
Т
е
п
л
о


4.
с
А
н
и
т
а
р
ы


5. ш
а
м
п
и
Н
ь
о
н
ы

6.м
и
к
о
л
о
г
И
я


7.
м
и
к
р
о
с
К
о
п


8.
т
и
х
А
я



- 1.Одни из самых маленьких и самых примитивных живых существ на Земле?
-2.Как называются бактерии круглой формы?
-3.Одно из условий для роста грибницы?
-4.Как называют бактерии, которые потребляют остатки мертвых организмов, «очищая природу»?
-5.Какие грибы растут на «грядках»? (шампиньоны)
-6.Как называется наука, изучающая грибы?
-7.Каким прибором нужно воспользоваться, что бы рассмотреть бактерии?
-8.Как называется грибная «охота»?
3.Целеполагание (5 мин.)

Учитель: - Ребята, какое ключевое слово у нас получилось? (ботаника)
-А кто знает, что обозначает это слово? (наука о растениях)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о растениях)
Учитель: - Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете? (высказывания ребят) (слайд 3)
Учитель: – Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки.
(слайд 4)
Учитель: - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
- Что такое классификация? (деление на группы по сходным признакам, свойствам и т.д)
-Какие цели поставим перед собой? (получить новые знания, работать дружно, помогать друг другу, познакомиться с новой классификацией растений)
Учитель:- Какую классификацию растений мы уже знаем? ( лиственные и хвойные; дикорастущие и культурные; травы, деревья, кустарники)
- Ведь многое вы уже знаете о растениях.
- Какую работу вы уже проделали ? Расскажите. (Собрали гербарий растений, которые растут в нашей местности, познакомились с названиями комнатных растенияй нашего класса и составили краткую характеристику каждого комнатного растения. Результат работы собрали в папочку.)
- Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.
- Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску.
4. Новая тема. Работа в парах (слайд 5) (5-7 мин.)
Учитель: - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я пара будет изучать водоросли, 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения,5-я - цветущие деревья, кустарники, травы.
- Как у настоящих ученых у вас на партах лежит все необходимое для получения новых знаний. На столах у вас лежат учебники, план работы с текстом и таблица, которую надо заполнить.

План
1.Прочитать текст
2.Рассмотреть фотографии в учебнике
3.Заполнить таблицу, отметив знаком « плюс» какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.
 
стебли
листья
цветы
корни
плоды и семена

цветковые
 
 
 
 
 

водоросли
 
 
 
 
 

мхи
 
 
 
 
 

папоротники
 
 
 
 
 

хвойные
 
 
 
 
 


·
5.Первичное закрепление (сообщения детей у доски)
(слайд 6)
Водоросли. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью.
Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.
Учитель: Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

(слайд 7)
Мхи. Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.
Сфагнум. Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.
(слайд 8)
Папоротники. В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники влаголюбивые и теневыносливые растения.
( слайд 9)
Хвойные (голосеменные). Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.
(слайд 10)
Цветковые. Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
6. Физминутка. Презентация
(слайд 11)
Учитель: Ребята, заполните схему (слайд 11) ( 1 мин.)







( слайд12)
Учитель:- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой пары на столе таблица, которую вы должны были заполнить. Такая же у меня на доске, только вы заполняли для своей группы, а мы заполним общую для всех групп. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.


7. Самостоятельная работа. ( 3 мин)
-Давайте, как настоящие ученые попробуем распределить растения по группам. На партах у вас лежат несколько гербарий, определите растения какой группы у вас, объясните почему, найдите «лишнее» растение ( Работа с гербарием).
8.Работа в парах тест «Разнообразие растений) (3 мин)
9. Графический диктант (Слайд 15)
 Да –  квадрат Нет –  треугольник 
Вопросы:
1.Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2.У мхов есть корень, стебель, лист, цветок?     (нет) 3.У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)  4.У папоротников есть цветы? (нет)  5.Растение –  живой организм? (да)  6.Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)
7.Водоросли -жители воды(да)
8.Мхи можно встретить во влажных местах(да)
9.Представителями хвойных растений являются Сосна, ель, кедр, можжевельник (да)
10.У мхов есть корни(нет)
11.Самая малочисленная группа цветковые растения (нет)
12.Водоросли используют в пищу (да )
13.Листья папоротников похожи на перья. (да)
14.Растения делят на водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения. (да)
15.Ученые выделяют 9 групп растений (нет)
16.Ель –это цветковое растение. (нет)
17.Морская капуста это водоросли (да)
18.Шишка- это плод хвойных растений (да)
19.Роза это цветковое растение. (да)
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось сегодня
Меня удивило
Мне понравилось
Я могу похвалить себя за
(высказывание учащихся)
Учитель: Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).
Спасибо.
11. Домашнее задание
Стр.59-64, раб.тетр.стр 29 №51, 53
Для юных ботаников :подготовить сообщение о любой группе растений.





















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Растения



15