Урок 6кл на темуПрорастание семян


Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок! Я рада вас видеть и готова с вами работать. Я начну сегодняшний урок с загадки попробуйте отгадать
Лежало на свету,Бросилось в темноту,Да и там покоя нет:Как бы вырваться на свет.( семена)
Ученики: Семя!
Учитель: А что такое семя?
Ученики: – орган растения с запасом питательных веществ;
– это растение в зачаточном состоянии;
– в нем находится зародыш будущего растения;
– жизнь растения начинается с семени;
– с его помощью растение размножается и распространяется.
Слайд №1(смотр видеоролика - прорастание семян)
Учитель: Верно, ребята! О семенах вы уже многое знаете, но не все. А как человек называет то, что ему неизвестно?
Ученики: – секреты;
– загадки;
– тайны.
Учитель: Слайд №2
Ребята, вот и тема нашего урока называется
"Тайна прорастания семян»
Учитель: Слайд№3
Молодцы, ребята! Но прежде вспомним, что называется прорастанием.
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту;
– это процесс образования молодого растения из семени.
Учитель: Семена большинства растений до прорастания должны находиться в покое определенное время. Созревшее семя тем или иным путем попадает в почву. Что же происходит с ним после этого? Начинает ли оно прорастать сразу или для этого потребуется время?
Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попавшие в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени зародыш начинает расти и развиваться. Начинается процесс прорастания семян.
Учитель: У меня на руке набор семена различных растений .Им много лет, и они не проросли. Почему? А, что же необходимо сделать, чтобы семена проросли.
Какова цель нашего урока, какие задачи мы должны решить?
Учитель: Слайд№4(цель и задачи)
Учитель: Урок у нас будет необычный, а урок – исследование
Учитель: Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?
Ученики выдвигают гипотезы
Выдвижение гипотез учащимися.
Вода;
воздух;
тепло;
почва;
свет;
питательные вещества.
Слайд №10
Учитель: Ответ на этот вопрос искала группа «Исследователей». Цель их исследования «Изучение условий прорастания семян».
Ученики сообщают о результатах исследования.
Выступление первой группы экспертов.
Влияние воды и воздуха на прорастание семян (слайды 11, 12).
Мы изучали необходимость воды и воздуха для прорастания семян. Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, подсолнечника, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.
Выступление второй группы.
Влияние температурных условий на прорастание семян (слайды 14, 15).
На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки.
Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.
Мы проводили эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»
Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.
Выступление третьей группы.
Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян (слайды 17, 18, 19).
Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.
В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.
Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.
Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.
Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.
Выступление четвертой группы.
Влияние глубины заделки семян в почву (слайды 20, 21).
При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.
При посадке семян необходимо учитывать:
1. Глубина заделки зависит от размера семени:
а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см
2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.
Работа в малых творческих группах с текстом учебника.
1 группа отвечает на вопрос: семена всех ли растений требуют для прорастания одинаковое количество влаги. Распределить предложенные семена (пшеница, кукуруза, горох, лён, рожь) в порядке увеличения потребляемой влаги для прорастания.
2 группа отвечает на вопрос: одинаковое ли количество тепла требуется для прорастания различным растениям. Расположить семена (кукуруза, рожь, горох, огурец, морковь, томат) в порядке увеличения необходимого тепла для прорастания. 3 группа отвечает на вопрос: от чего зависит глубина заделки семян в почву. Распределить семена на три группы (лука, редиса, репы, фасоли, огурцов, гороха). Отчёт учащихся 1 группы. Для прорастания семян различных растений требуется различное количество воды. Зародыш, находящийся в семени, энергично дышит, а поэтому требует постоянного притока кислорода. Семена, находящиеся на столе располагаются в увеличении потребляемой влаги для прорастания: кукуруза, пшеница, рожь, лён, горох. Вопрос. Какое количество влаги необходимо для прорастания 10 кг каждых из этих семян? Выполняя несложные вычисления, используя рисунок 135, учащиеся дают ответ. Кукуруза – 4900г, пшеница — 6900г, рожь –8500г, лён – 10000г, горох – 11400г.
Отчёт учащихся 2 группы. Тепло прорастающим семенам необходимо так же, как вода и воздух, не хватает тепла, они не прорастут и, в конце концов, погибнут. Правда, семена некоторых растений, например, ржи, могут прорастать при одном градусе тепла. Семена расположили в порядке увеличения необходимого тепла для прорастания: рожь, горох, морковь, кукуруза, томат, огурец.
Отчет учащихся
Отчёт учащихся 3 группы. Вначале зародыш питается запасами веществ, отложенных в клетках эндосперма или самого зародыша. Из семени с большим запасом питательных веществ образуется сильный проросток. Во время рост проросток полностью использует запасные питательные вещества семени, далее росток образует органические вещества с помощью фотосинтеза. Поэтому важно правильно определить сроки посева и глубину заделки семян. Практикой установлено, что глубина заделки семян зависит от их размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют, в глинистые почвы сеют семена ближе к поверхности по сравнению с песчаными почвами. В глинистых почвах влага задерживается дольше. Семена разделили на три группы. Мелкие – лука, репы (глубина1-2см); средних размеров — редиса, огурцов (глубина 2-4см); крупные – фасоли, гороха (глубина 4-5см).- «Зададим вопрос самому растению», - любил говорить К.А. Тимирязев, когда надо было узнать что-то о жизни исследуемого им растительного организма, - «Растение безгласно, немо, но исследователь ставит его в такие условия, в которых оно даёт ответ разными проявлениями жизни».
Вот и сегодня мы смогли ответить на многие вопросы с помощью опытов с семенами.
Выводы по уроку:
- Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.
-При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.
-Знания об условиях прорастания семян необходимы человеку на практике.
Ребята, что сегодня на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового вы сегодня узнали?
Чему вы научились?
V. Домашнее задание: п.38, подобрать загадки, пословицы по теме «Семя».
Проделать эксперимент по определению всхожести семян.
(Пояснение домашнего эксперимента: взять 10 семян и залить водой, если всплывут, то эти семена не пригодны для посева. Вычислить процент всхожести семян)IV. Физкультминутка.
Учащиеся встают. Как дерево растет ( поднимают руки вверх, подтягиваясь)
Ветви как растут (руки отводят по сторонам)
Корни дерева растут глубоко – глубоко ( руки на пояс, шагают на месте)
Все упражнение повторяют 3 раза.
Верю-не верю

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- + + - + + - + + -