Исследовательская работа Военная песня как часть музыкальной культуры школьников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 91» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА (МБОУ СОШ № 91 г. о. САМАРА)
443076, г. САМАРА, ул. БАЛАКОВСКАЯ, 10 А, , тел/факс: (846) 261 66 07, e-mail: MOU91@yandex.ruОткрытая научно-практическая конференция
«Научная Одиссея – 2017»
Секция: «Мировая художественная культура»
Тема: Военная песня как часть музыкальной культуры школьников
Выполнила: Склярова Алина,
Ученица 10 «А» класса
МБОУ «Школа №91»
Руководитель:
Трифонова Ирина Викторовна,
учитель музыки и искусства
МБОУ «Школа №91»
Самара 2017.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие военной песни 7
Глава 2. Классификация военной песни 10
Глава 3. Военная песня как часть музыкальной культуры школьников 11
Заключение 15
Список литературы 17
Приложение 18
Приложение 1 18
Приложение 2 20
Введение
Актуальность проекта
1. Уже 71 год прошел с того времени, как отгремели залпы в честь Победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
2.С каждым годом день Победы становится всё более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны, и, приходится печально признавать, что с ними уходит и память о той войне.
3.Песни военных лет помогает нам как бы пережить те дни, мысли солдат, которые отдали жизни, чтобы мы жили сейчас под мирным небом.
4.В процессе подготовки школьного концерта ко Дню Победы меня заинтересовало история создания военных песен и их влияние на музыкальное воспитание школьников. Поэтому, появился исследовательский проект «Военная песня как часть музыкальной культуры школьников».
Объектом исследования военная песня как особый вид музыкально - поэтического творчества.
Предмет исследования значение военной песни в музыкальной культуре современного школьника.
Цель работы исследование военной песни как особого вида музыкально - поэтического творчества и выявление ее значения в музыкальной культуре современного школьника.
Гипотеза исследования военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо, масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Для достижения цели предлагается решить следующие задачи:
-проанализировать военную песню как особый вид музыкально - поэтического творчества;
-провести классификацию военной песни;
-выявить значимость военной песни в музыкальной культуре современного школьника;
-ознакомить школьников с военными песнями, историей их создания, авторами (поэтами и композиторами), исполнителями прошлого и настоящего.
В качестве методов исследования использовались:
-исторический метод, предполагающий исследование возникновения военной песни, в результате чего получены дополнительные знания об изучаемом объекте;
-анализ литературных источников, в том числе первоисточников (литературных и музыкальных текстов военных песен);
-анкетирование учащихся школы для выявления популярности военной песни среди школьников разного возраста;
-наблюдение;
-беседа;
-образное восприятие песни через рисование.
О военной песне написано много. Она стала объектом большой литературы – публицистической и научной, художественной и мемуарной. У героев-фронтовиков своё особое мнение - они убеждены, что «малый жанр песни вмещает большое содержание – в нем философия и эстетика, душа народа».
Сегодня солдаты, дети и внуки тех, кто отстоял свободу и независимость Родины, свято хранят и приумножают традиции отцов. Новые времена – новые песни. Но и новые песни с их «сегодняшней» интонацией несут тот же заряд оптимизма, патетики, сердечности и непримиримости, как это было в песнях героической военной поры.
Теоретическая значимость исследования: проблема необходимости ознакомить школьников с военными песнями, историей их создания, авторами (поэтами и композиторами), исполнителями прошлого и настоящего.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях пропаганды военной песни. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы на уроках музыки, искусства, истории, во внеурочной деятельности, а так же на классных часах.
Необходимо разнообразить формы патриотического воспитания. Наряду с традиционными мероприятиями, такими как: встречи с ветеранами, конкурсы военно-патриотической песни, плакатов, тематические викторины и т.д., вводить конкурсы, имеющие более современную техническую направленность: конкурсы фото - и компьютерной графики, мультимедийных и флэш - презентаций, интернет - проекты. Рекомендовать исполнение песен военных лет в более современной обработке, близкой подрастающему поколению, создание видеоклипов на эти песни.
Исследование проводилось среди учеников классов 2-11 классов.
Тяжело далась победа нашим людям. Но и в это страшное время люди были безотрывно связаны с музыкальным творчеством. В блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты. И особенно фронтовики любили слушать песни!
Песня всегда сопровождала солдата. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.
Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.
Когда однажды молодого бойца-танкиста спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
Итак, военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Военная песня стала неотъемлемой частью военного периода.
Во время войны песни играли важную роль. Их невероятную способность влиять на сознание людей очень хорошо понимали власти, поэтому нередко они сами заказывали произведения на определённые темы или, наоборот, запрещали и критиковали другие. Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Сегодня мы поём песни военных и послевоенных лет, которые, в отличии большинства современных песен, представляли собой гармоничное сочетание приятной мелодии и красивых, проникновенных стихов. Каждая из военных песен - истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.
Глава 1. Понятие военной песни
«Песни военных лет!... Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость, демократичность поэтического и музыкального языка. И все-таки думается, главное достоинство, отличающее военные от любых других песен – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть». [2, 3]
Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в отечественном музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой эстетического воздействия, трогают сердца величием подвига.
«Четыре долгих года бушевали грозы Великой Отечественной войны. Весь советский народ поднялся на борьбу с гитлеровскими полчищами и спас человечество от фашистского мракобесия. В общем строю борьбы шли в ту суровую пору и музыканты, вдохновляя людей на фронте и в тылу, приближая светлый День Победы», - писал Тихон Хренников. [4, 3]
Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо этого, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это важнейшие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности. Следовательно, изучение и сохранение военной песни является важнейшей проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.
В данном исследовании мы будем говорить о музыкальных произведениях, которые написаны в песенном жанре и отражают жизненные впечатления на фоне событий Великой отечественной войны, имевшие распространение во время военных событий и оказавшие влияние на духовную жизнь как армии, так и гражданского населения.
«Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella). Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. [6]
Песня, особенно военная – это тот жанр, который способен точно и емко передать атмосферу времени. «Песня больше и чаще, чем любой другой жанр искусства, может и умеет впечатываться в эпоху, в тот или иной ее отрезок. Впечатывается намертво!» – утверждал поэт Р. Рождественский. [3, 6]
История военной песни неотделима от истории государства. Анализ текстов песен различных периодов войны, показал, что содержание их менялось вместе с исторической ситуацией в стране. В них отражены все события, происходящие в Отечестве: ожидание войны, начало войны, поражение, победа и т. д. В песнях довоенного периода чаще звучит призыв к объединению перед лицом опасности и уверенность в победе, в них говорится о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ. Люди еще живут мирной жизнью и не испытывают страха перед войной, зато сильна уверенность в непобедимости. Основное отличие песен, созданных в первые годы после окончания войны, состоит в том, что в них больше позитивных эмоций: радость победы, возвращение домой, встречи с близкими людьми, да и просто счастье, что жив. К этому необходимо добавить грусть от расставания с боевыми друзьями, со многими из которых прожито немало тяжелых дней.
«…Они написаны в разное время – не только в дни войны, но и до нее и после победы, - но рассказывают об одном - о высокой судьбе поколения, юность которого прошла в огне сражений. Война для этого поколения была самым трудным испытанием, которое юноши сорок первого года с честью выдержали. Для целого поколения поэтов война против фашистских захватчиков стала высшим мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия. [5, 5]
Глава 2. Классификация военной песни
Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием. Как высочайший взлет душевного порыва запечатлен подвиг народа в песнях. Еще на фронте родилась крылатая фраза: «Фронтовая песня – летопись войны!»
При знакомстве с военными песнями обращает на себя внимание огромное разнообразие песенных произведений, а, следовательно, встает вопрос классификации. К сожалению, в настоящее время нет устоявшейся жанровой классификации военной песни. Сделать это достаточно сложно в силу многообразия самого жанра. С одной стороны, классифицировать военную песню только как музыкальный жанр нельзя, поскольку в ней не малую роль играют и поэтические тексты, и события, которые послужили основой для создания песни. Следовательно, в основу классификации военной песни должны быть положены разные признаки (музыкальный жанр, содержание поэтического текста, время создания и другие). Мне представляются достаточно правомерной следующие типы классификации военной песни:
1. Классификация по содержанию поэтического текста (Таблица №1, Приложение 1),
2. Жанровая классификация (Таблица №2, Приложение 1),
3. Классификация по времени создания (Таблица №3, Приложение 1).
Военная песня - безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении.

Глава 3. Военная песня как часть музыкальной культуры школьников
Наше исследование проводилось в МБОУ «Школа №91» города Самара. При этом были использованы методы социологического опроса, сравнительного анализа, обобщения. Было опрошено 250 ученика. Возрастная категория респондентов 7-18 лет, ученики 2-11 классов. Учащимся было предложено три вопроса:
1. Назвать количество известных им военных песен;
2. Назвать самую известную на их взгляд военную песню;
3. Назвать автора названной вами песни.
Из анализа следует, что школьники всех возрастов знают военные песни, причем ученики 2-4 классов знают от 1 до 3 военных песен, называют самыми известными 2-3 военные песни; ученики 5-7 классов знают от 2 до 7 военных песен, называют 15 военных песен; ученики 8-11 классов знают от 4 до 8-10 военных песен, некоторые даже более, называют 19 военных песен. Замечен пропорциональный рост всех показателей (не только количественный, но и качественный) в зависимости от возраста респондентов.
Проведенный опрос показал, что школьники назвали 23 наименования военных песен, среди них были военные песни различного содержания, которые относятся к разным эпохам и музыкальным жанрам. (Таблица №1, Приложение 2)
Среди самых известных военных песен большинство респондентов отметили песни (Диаграмма №1, Приложение 2):
«Катюша» (130 голосов),
«День Победы» (50 голоса),
«Священная война» (20 голосов),
«Темная ночь» (12 голосов),
«Офицеры» (5 голоса),
«Синий платочек» (10 голоса),
«Три танкиста» (10 голоса),
«Смуглянка» (10 голоса),
«Закаты алые» (3 голоса).
Интересным показался и тот факт, что к военным песням некоторые респонденты отнесли военный марш «Прощание Славянки», русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки», хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
К сожалению, ответ на третий вопрос нас огорчил. Лишь 30% знает авторов песен. Поэтому перед нами образовалась еще одна задача: необходимо знакомить школьников с военными песнями, историей их создания, авторами (поэтами и композиторами), исполнителями прошлого и настоящего. Ниже представлены некоторые заготовки для проведения ознакомительных уроков.
Песня «Священная война»
Автор стихотворения «Священная война» - Василий Иванович Лебедев-Кумач. Уже на второй день после объявления войны это стихотворение прочитал по радио актер Малого театра. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал Борис Александрович Александров. Эта песня ассоциируется у русского народа с призывным плакатом: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ».
Впервые песня исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Песню знали. Знают и сейчас.
Песня «Катюша»
Авторы песни «Катюша» - Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Написана песня в конце 30-х годов. Весна, цветущие сады, любовь и верность… Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.
Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги.
Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.
Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан. В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши»было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня.
Песня «Тёмная ночь»
Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова «Темная ночь».
Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. В 1942 году в Ташкенте снималась картина «Два бойца». Там и прозвучала эта песня в исполнении Бернеса. С момента показа фильма началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким.
А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят.»
Песня «Синий платочек»
Авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский. У этой песни две жизни: довоенная и военная.
Песня родилась до войны, быстро стала любимой в народе. Ее исполняли такие знаменитости, как Изабелла Юрьева, Лидия Русланова.
В военные годы песня обрела новый смысл, стала символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко.
Песня «День Победы»
Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы на в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы». Вот уже в течение 40 лет мы каждый год на Праздник Победы слышим эту «главную победную песню».
На этом наше исследование не закончилось, мы провели конкурс рисунков «Иллюстрация к военной песне» среди учеников 2-11 классов.
На уроках музыки я предложила школьникам изобразить образы, навеянные прослушанными песнями.
Заключение
Говорят, сколько судеб, столько и песен. Может ли кто-либо сосчитать, например, количество писем, адресованных композиторам и поэтам, редакциям радио и телевидения, да и просто друзьям, в которых есть волнующая до глубины строка: «Мне кажется, что эта песня про меня…»
Разные по жанрам, содержанию и времени создания, но глубокие по замыслу, страстные своей проникновенностью, обладающие большой силой художественного обобщения песни огненных лет подняли песенное искусство на новую ступень.
Для ветеранов – это песни их молодости и боевой славы, «песни трудной, но прекрасной боевой юности», для молодежи – это звучащая история Армии и Флота. Она всюду – в строю, на привале и в казарме, в клубе и тесном товарищеском кругу – выступает как неразлучная спутница бойца. Силой эмоционального воздействия она способствует воспитанию безграничной любви к Родине.
В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян отмечал: «У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».
«Никто не забыт и ничто не забыто» – эта ставшая привычной фраза не теряет своей истинности от частого повторения. Не забыт и подвиг композиторов наших, чья муза была слышна на весь мир и в грохоте пушек. Она звала к победе сил добра и гуманизма, к справедливому миру на планете. Эти благородные идеи и сегодня начертаны на знамени советской музыки.
«Для песни не существует ни времени, ни расстояний, и поэтому она:
То в сердце твое застучит горячо,
То ласково тронет тебя за плечо,
То горе разделит с тобой,
Теплом из далекого дома пахнет
И силу в солдатскую душу вольет,
На подвиг ведя боевой…. (Л. Ошанин)
От самых первых военных залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали эти песни в боевом солдатском строю. [2, 3]

Список литературы
Бирюков Ю.Е., Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988.
Песни, опаленные войной: Сборник песен. Составитель Ю.Е. Бирюков. - М.: Военное издательство, 1984.
Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М., 1976.
Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989.
Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973.
Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной. Составитель А. Е. Луковников. – М., 1975.
Люди и песни: Песня в строю. Жарковский Е. – М., 1978.
В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. Лебедев П. – М., 1979.
Желанные гости бойцов. Составитель Утесов Л. – М., 1985.
Приложение
Приложение № 1 «Классификация военной песни»
Таблица 1 «Классификация военной песни по содержанию поэтического текста»
Песни - призывы «Священная война», «Песня смелых», «Песня артиллеристов»
Песни – мобилизации «Ой, туманы мои, растуманы», «Если завтра война», « Моя Москва»
Песни стойкости и наступлении «Песня о фонарике», «Два Максима», «Песня о бушлате», «Марш Артиллерии»
Песни гнева и мужества «Песня защитников Москвы», «Моя Москва», «Шумел сурово Брянский лес», «Хотят ли русские войны»
Песни о подвигах и героях «Песня о «Гремящем»», «Сердце танкиста», «Песня о Днепре», «Заветный камень», «Три танкиста»
Песни о фронтовой дружбе «Давай закурим», «Вася-Василёк», «Только на фронте»,
Победные песни «Песня о Советской армии», «День Победы», «Дорога на Берлин», «Казаки в Берлине», «Нам нужна одна победа»
Провожальные и прощальные «Прощание», «До свиданья, города и хаты», «Прощайте, скалистые горы»,
О девушках и женщинах «Катюша», «Случайный вальс», «Лизавета», «Смуглянка»
О любви «Синий платочек», «Когда песню поешь», «Огонек»,
Песни - письма «В землянке», «Жди меня», «Есть на севере хороший городок», «Темная ночь»
Песни - реквиемы «На безымянной высоте», «Москвичи», «Алеша»,
Песни-воспоминания «Вечер на рейде», «Эх, дороги…», «В лесу прифронтовом», Давно мы дома не были
Таблица 2 «Жанровая классификация военной песни»
Марш Танец Песня
«Моя Москва»
«В путь»
«До свиданья, города и хаты»
«Нам нужна одна победа»
«День Победы» « Случайный вальс»
«Синий платочек»
«Только на фронте»
«В землянке»
«В лесу прифронтовом» «Алеша»
«Соловьи»
«Огонек»
«Прощайте, скалистые горы»
«Ой, туманы мои, растуманы»
Таблица 3 «Классификация военной песни по времени создания»
Созданы до начала войны (1930-е годы) Созданы в период войны (1941-1945 годы) Созданы после войны (1950-70-е годы) Современные военные песни
«Прощание Славянки»
«Три танкиста»
«Катюша»
«Синий платочек»
«Смуглянка»
«Авиамарш» «Священная война»
«Вечер на рейде»
«В землянке»
«Случайный вальс»
«Темная ночь»
«В лесу прифронтовом» «Эх, дороги…»
«Алёша»
«Нам нужна одна победа»
«День Победы»
«Хотят ли русские войны» «Мы знаем о войне лишь понаслышке»
«Тучи в голубом»
«Снегири»
«Закаты алые»
«Под небом России»
«Офицеры»

Приложение №2 «Результаты анкетирования»
Таблица №1 «Знакомые военные песни»
Созданы до начала войны (1930-е годы) Созданы в период войны (1941-1945 годы) Созданы после войны
(1950-70-е годы) Современные военные песни
«Три танкиста»
«Катюша»
«Синий платочек»
«Смуглянка»
«Священная война»
«В землянке»
«Темная ночь»
«Алёша»
«День Победы»
«Офицеры»
«Пусть всегда будет солнце» «Закаты алые»
«Война» («Фактор-2»)
«Колокола»
Диаграмма №1 «Рейтинг известных военных песен»
00