Логопедическое занятие. осень дары осени.














Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лесико-грамматических категорий на тему: «Осень. Дары осени», проведенного учителем-логопедом
Макаровой Н.О. в 3 «Е» классе (VIII в.) на базе МБОУ школа № 2
г. Благовещенска 22.09.2015 г.















Учитель-логопед: Макарова Н.О.


Тема: Осень. Дары осени.
Цель: Формирование знаний детей о времени года – осень. Дары осени.
Задачи:
образовательные – учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; правильно употреблять существительные единственного и множественного числа; составлять предложения с опорой на слово; уточнить знания детей о цвете и форме; расширить словарный запас по теме «Осень. Дары осени»;
коррекционные – развивать общую моторику; внимание; память; мышление; зрительное восприятие;
воспитательные – воспитывать у детей желание добиваться поставленной цели; умение слушать говорящего; усидчивость; аккуратность в обращении с дидактическим материалом.
Оборудование: презентация по данной теме, музыкальное сопровождение, картинки с контурным изображением овощей и фруктов, аппликация «Осень», карандаши, мяч.
Лексический материал: предметный словарь – осень, дождь, ветер, овощи и фрукты, листья, деревья; словарь признаков – холодная, дождливая, ветреная.
План занятия:
1.
Организационный момент. Приветствие. Объявление темы: «Осень. Дары осени».

1 мин.

2.
Работа с презентацией. Признаки осени. Развитие лексического словаря детей по теме: «Осень. Дары осени».

4 мин.

3.
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Назови ласково».

3 мин.

4.
Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия «Обведи по контуру».

3 мин.

5.
Правильное употребление числительных единственного и множественного числа. Игра «Один-много».

5 мин.

6.
Уточнение знаний о цвете и форме. Игра «Подарки осени».
3 мин.

7.
Составление предложений с опорой на слово.
5 мин.

8.
Итог занятия.
1 мин.


Регламент: 25 мин.


Л – логопед, Д – дети.
1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы.
Л: Ребята, здравствуйте!
Д: Здравствуйте!
Л: Сегодня у нас необычное занятие и чтобы оно хорошо прошло, внимательно меня слушаем и выполняем все задания! Для того, чтобы узнать, о чем мы будем разговаривать, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья!
Д: Осень!
Л: Правильно! Сегодня мы поговорим с вами о таком времени года, как «Осень» и о том, какие дары природы она несет с собой.

2. Работа с презентацией. Признаки осени. Развитие лексического словаря детей по теме: «Осень. Дары осени».
Какая бывает осень. Что такое овощи и фрукты, где растут, какие бывают.

3. Игра «Назови ласково».
Л: А сейчас, давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». (Дети встают в круг). Игра с мячом. Например: дождь – дождик.
Лист – листочек,
Гриб – грибочек,
Ягода – ягодка,
Дерево – деревце,
Трава – травка,
Куст – кустик,
Огурец – огурчик,
Яблоко – яблочко,
Солнце – солнышко,
Туча – тучка.
Дети выполняют задание.
Л: Молодцы, садитесь на свои места.

4. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия. «Обведи по контуру».
Логопед раздает каждому ребенку картинку с контурным изображением овощей и фруктов.
Л: Перед вами картинки с изображением овощей и фруктов, ваша задача по контуру обвести каждый из них.
Дети выполняют задание.
5. Согласование существительных с числительными. Игра «Один-много».
Работа с презентацией.
Помидор – помидоры;
Огурец – огурцы;
Баклажан – баклажаны;
Яблоко – яблоки;
Груша – груши;
Гриб – грибы.

6. Развитие представлений о форме и цвете. Игра «Подарки осени».
Работа с презентацией.

7. Составление предложений с опорой на слово.
Каждому ученику из мешочка предлагается выбрать картинку и составить с опорой на нее предложение (помидор, кукуруза, яблоко, груша, картофель).

8. Подведение итогов занятия.
Л: Ребята, вы сегодня хорошо работали, молодцы! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Мокрые деревья, голые стоят
И прибит дождями наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Только ты не хмурься, на осень ты не злись.
Ты своей улыбкой с другом поделись.
Он тебе ответит, станет всем тепло.
Будет в душах ваших, мирно и светло.
А сейчас берем свои осенние листья, овощи, фрукты, грибы и приклеим их на нашу волшебную картину, которая будет напоминать вам о нашем сегодняшнем занятии и том, какие вы молодцы (на доске висит аппликация с изображением дерева и корзины).