Технологическая карта урока Дары осени в натюрморте. Колорит

Технологическая карта урока

Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Базовый учебник : Изобразительное искусство. 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, Г.А.Покровская ;под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.:Просвещение,2013г.
Тема урока: Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта.
Цель урока: Выполнить композиции в цвете в соответствии с задуманным образом.
Задачи урока:
- способствовать формированию эстетического отношения к действительности и произведениям живописи;
- развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет;
- развивать гигиенические навыки, используя возможности динамической физкультминутки;
- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся.
Тип урока: Комбинированный, повторение пройденного материала, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:
Для учителя: презентация “Натюрморт”, учебные таблицы по поэтапному рисованию натюрморта, карточки с изображением различных предметов(или сами предметы), карточки с этапами работы.
Для учащихся: бумага, палитра, карандаш, ластик, акварельные и/или гуашевые краски, баночки с водой, салфетки, кисточки.





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
2
3
4
5

1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

2.
Повторение пройденного материала.
(3 мин.)
Задаёт вопросы, организует беседу.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
- Что такое натюрморт?
- Какие именно натюрморты мы рассматривали?
Участвуют в коллективном обсуждении, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, вспоминая тему творческой работы прошлого урока.
Л: проявляют интерес к художественной деятельности.

К: отвечают на вопросы, делают выводы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3.
Актуализация знаний.(5 мин.)
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
- На том уроке мы с вами рассмотрели картины некоторых художников. Давайте немного вспомним. (Художники, название картин).
- Композициям натюрмортов каких художников соответствуют такие определения; сложная, простая, многоплановая, скученная?
- Как мастер связывает воедино изображённое множество предметов, выделяя главный предмет (группу предметов)?
-Чем близки друг другу натюрморты, написанные в различное время художниками разных стран?
Отвечают на вопросы.
Рассматривают иллюстрации ,вспоминают и анализируют информацию.
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(5 мин.)

-Ребята, сравните, пожалуйста, графические и живописные работы.
- При помощи каких средств выразительности, художники достигают правдивости и убедительности изображения и передачи настроения? (Цвет и свет).
- Художники используют цвета красок как попало или тщательно всё продумывают?
- Как же называется гармония, красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков? (Колорит)
Формулирование темы урока. Запись на доске.

- Колорит– одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи, цветной графике произведениях декоративно-прикладного искусства.
Главный элемент колорита – краска. В каждой краске важны три её признака: цвет (например, синий, красный), светлота (оттенки, например, нежно-синий, тёмно- красный), насыщенность (изменчивость красочного содержания).
- Цвет предмета – это та краска, которую предмет отражает, поглощая все прочие. Чёрная краска – отсутствие всякого цвета. Белая – сумма всех красок.
- Давайте проанализируем колорит каждого из натюрмортов, созданных художниками.
- Какой цвет в нём преобладает?
- На каких цветовых оттенках строится (тёплых или холодных, контрастных или нюансных)?
- Какое впечатление создаёт тот или иной колорит?
Слушают учителя, рассматривают слайды ,отвечают на вопросы, сравнивают работы художника, делятся впечатлениями.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям

5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

6.
Целеполагание.
(2 мин.)
Создает проблемную ситуацию, обращая внимание на две разные композиции предметов на доске, в частности, на цвет (1-разнообразие цветов, 2-ограниченная палитра) и фон.
- С каким набором цветов натюрморт смотрится интереснее? За счёт чего?
- Как фон влияет на выделение предметов в композициях?
-Над чем будем работать на уроке?
Участвуют в обсуждении
Приходят к выводу, что выполняя натюрморт в цветовой гамме, необходимо придерживаться определенных правил.
Определяют цель работы

Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

7.
Планирование работы.(5 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний (на доске вывешиваются таблички с названиями этапов работы, или записываются).
1) «От общего к частному»
(в первую очередь покрывать красками предметы, имеющие наиболее насыщенный цвет/фрукты, овощи);
2) Соблюдение светотени
(предметы имеют разные оттенки: на свету одни, в полутени другие, а рефлексы на его поверхности зависят от цвета предметов его окружения);
3) Соблюдение воздушной перспективы
(суметь в композиции своего натюрморта удалить один предмет и приблизить другой, помня о том, что между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха. Он смягчает яркость окраски дальних предметов, отчего по сравнению с ними ближайшие предметы кажутся ярче, а очертания их определённее. Вот почему ближайшие к переднему плану фрукты и овощи изображаются в более ярких красках и чётких контурах, чем расположенные на втором плане);
4) Выявление цветом формы каждого элемента композиции
(лепить её, используя тонкие или широкие мазки).
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы.

8.
Творческая работа (20 мин.)
Учитель контролирует работу учащихся ,консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.

9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала.

- Что главное в живописи?
- Что такое колорит?

Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.

- Удалось ли выполнить работу с соблюдением светотени?
- Удалось ли применить правила воздушной перспективы?
- Удалось ли вылепить форму предметов?

- Расскажите о своих ощущениях от работы, продолжив фразы:
У меня получилось
Мне нужно постараться.
У меня были трудности в
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение, которое возникло в процессе выполнения работы.

Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.

К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.





15