ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
6

1.1. Понятие и структура синдрома эмоционального выгорания в трудах отечественных и зарубежных исследователей
6

1.2. Индивидуальные особенности личности как фактор, влияющий на эмоциональное выгорание
14

1.3. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы
20

Выводы по 1 главе
28

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
29

2.1. Организация и описание исследования
29

2.2. Обоснование и выбор методов и методик исследования
30

2.3. Представление и анализ результатов исследования
33

Выводы по 2 главе
41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43

ЛИТЕРАТУРА
44

ПРИЛОЖЕНИЯ
49







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Одной из приоритетных практических задач современной психологии является разработка программ по предупреждению и коррекции негативных эмоциональных состояний. К таким состояниям относится синдром «эмоционального выгорания». Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания широко представлены в зарубежной психологии (С. Джексон, К. Маслач, К. Роджерс, П. Торнтон, Дж. Фрейденбергер). Проводятся они и в отечественной науке (Н.А. Аминов, М.В. Борисова, В.Е. Орел, А.А. Рукавишников).
Решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осуждёнными и коллегами. Между тем, в современной психологической литературе отмечается, что интенсивное общение в рамках трудовой деятельности повышает вероятность возникновения синдрома эмоционального сгорания, или как его еще называют, эмоционального выгорания. Подтверждением тому являются исследования, согласно которым, данный синдром наблюдается у представителей профессий типа «человек-человек» (А.Н. Моховиков) [37, с. 24].
Для разработки программ по предупреждению и устранению эмоционального выгорания в среде пенитенциарных служащих необходимо разобраться в феноменологии этого явления и выявить способствующие ему факторы. В этой связи актуальным представляется подробное рассмотрение синдрома эмоционального выгорания для обобщения накопленных по этой проблеме данных, а также выяснение причин его возникновения, для последующего их устранения или уменьшения их пагубного влияния.
Цель исследования: изучение влияния личностных особенностей на развитие синдрома эмоционального выгорания, как защитного механизма, у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Исходя из цели исследования, нами поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания;
2. выделить и описать наиболее характерные для сотрудников уголовно-исполнительной системы личностные особенности, способствующие возникновению синдрома «эмоционального выгорания»;
3. раскрыть основные факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Объект исследования: эмоциональное выгорание работников уголовно-исполнительной системы (УИС).
Предмет исследования: личностные особенности, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Гипотеза исследования: возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы зависит от их личностных особенностей.
Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах таких исследователей как, В.В. Бойко, который рассматривает синдром эмоционального выгорания как приобретенный стереотип эмоционального поведения, как механизм психологической защиты; К. Кондо, который определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении; К. Маслач, рассматривающая профессиональные особенности эмоционального выгорания; Е. Махер, в чьих работах обобщается перечень симптомов эмоционального сгорания; А. Пайнс, который уделяет особое внимание связи мотивации и «сгорания»; П. Торнтона о таких показателях как: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение; Х.Дж. Фрейденбергера о личностях, подверженных синдрому «сгорания».
Общие направления нарушения профессионального развития и его
конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли отражение в трудах: Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: среди эмпирических - опрос, тестирование, констатирующий эксперимент; среди методов обработки данных – количественный и качественный анализ; психодиагностические методы; интерпретационные методы.
Методики исследования:
- методика «Исследование эмоционального выгорания», В.В. Бойко;
- многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма «B»), Р. Гампел, Х. Зарг, И. Фаренберг.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в учреждении ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области. Выборка испытуемых состоит из 20 сотрудников уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в непосредственном контакте с преступниками, лишенными свободы и имеющими стаж работы не менее пяти лет.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Материалы данной работы в дальнейшем могут быть использованы для разработки коррекционных программ по устранению пагубного влияния синдрома эмоционального выгорания на сотрудников уголовно-исполнительной системы и для создания профилактических программ.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие и структура синдрома эмоционального выгорания
в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Сам термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденберегром для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [38].
К 1982 году в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по эмоциональному сгоранию. Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому отряду представителей массовых профессий прибавить руководителей, менеджеров и командиров, работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, всякого рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, интервьюеров, библиотекарей и артистов, то получится, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания [8].
Синдром эмоционального выгорания довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался. В имеющихся работах он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики. Теоретические аспекты изучения данной проблемы связаны с определением понятия эмоционального выгорания, основными подходами к его изучению, методиками диагностики. На основании проведенного анализа литературы по данной проблеме можно сделать вывод о том, что в настоящий момент существует два подхода к рассмотрению синдрома эмоционального выгорания. В первом случае, синдром эмоционального выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения (С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орел) [4]. Во втором случае, синдром эмоционального выгорания рассматривается как приобретенный стереотип эмоционального поведения, как механизм психологической защиты (В.В. Бойко, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова) [47].
Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина - личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Все это - отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии. В своих исследованиях К. Маслач выделяет три основных составляющих компонента «выгорания»: эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой; деперсонализацию - циничное отношение к труду и объектам своего труда; редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия
на рабочем месте или падение самооценки в рамках выгорания [4].
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дает возможность представить синдром эмоционального выгорания как динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса (В.В. Бойко) и как неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства (Г. Селье) [9].
При эмоциональном выгорании протекают все три фазы стресса: напряжение, резистенция и истощение.
1. Нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента и др. Эта фаза включает в себя несколько симптомов:
- симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование;
- симптом «неудовлетворенности собой», в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями;
- симптомы «загнанности в клетку», возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика;
- симптом «тревоги и депрессии», тревожно-депрессивная симптоматика в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждает к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты [7].
2. Резистенция, то есть сопротивление – человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений, она происходит на фоне следующих явлений:
- симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование [7];
- симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту. Он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться» [7];
- симптом «расширения сферы экономии эмоций», такое доказательство эмоционального выгорания имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими людьми;
- симптом «редукции профессиональных обязанностей», термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, связанной с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат [7].
3. Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Истощение характеризуется более или менее выдержанным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы и так же включает в себя несколько симптомов:
- симптом «эмоционального дефицита», к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение. Сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу;
- симптом «эмоциональной отстраненности», личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные;
- симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации», проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования;
- симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений», как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний и т.п. [7].
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии. Имеющиеся симптомы эмоционального выгорания позволяют провести параллель между синдромом эмоционального выгорания и механизмами психологической защиты. Психологическая защита это тенденция индивида сохранять привычное мышление, уже сложившееся у него мнение о себе, отторгая или искажая неблагоприятную для самооценки информацию [11].
Среди выделенных в психологии методов психологической защиты эмоциональное выгорание можно сравнить с таким защитным механизмом как изоляция, которая характеризуется защитой от травмирующих факторов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми, утраты способности к сопереживанию. Механизм, заключающийся в отделении идеи или памяти от эмоционального тона, которым они сопровождаются. Содержание мыслей, таким образом, освобождается от беспокоящих и неприятных эмоциональных нагрузок [11].
Изоляция очень важна в плане адаптации в экстремальных ситуациях. Удаляя из сознания не весь опыт переживания, а только его эмоциональное значение люди получают возможность спокойно действовать в кризисной ситуации. Эта защита может стать центральной и при отсутствии травмы - в результате взаимного наложения определенного стиля воспитания и индивидуального темперамента ребенка. Все мы знаем людей, которые заявляют, что у них нет никакого эмоционального ответа на вещи, которые у большинства из нас вызывают очень сильные чувства. Главное достоинство изоляции как защитного механизма состоит в том, что, позволяя психическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в понимании мира, а в удалении от него. Несмотря на все сходство эмоционального выгорания с изоляцией его выделяют в отдельный механизм психологической защиты [11].
Эмоциональное выгорание – один из новейших, рассмотренных в психологической литературе, механизмов психологической защиты. И в силу своей «новизны» его определение несколько размыто. Поэтому следует рассматривать эмоциональное выгорание, как и всякий механизм психологической защиты в континууме: «психологическая защита – невроз». Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Однако ученые, работающие, в рамках этого подхода отмечают, что эмоциональное выгорание имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно и дозировано расходовать энергетические ресурсы [6].
Синдром эмоционального выгорания ставится в зависимость и от темперамента. Иначе говоря, феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа «человек-человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на подсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения [12].
Работа с людьми, как известно, требует больших эмоциональных затрат. Особенно при взаимодействии с трудным контингентом, в условиях неблагоприятного психологического климата или когда выполняемая деятельность приносит разочарования. Эмоциональные ресурсы могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. Синдром эмоционального выгорания - один из таких механизмов. С одной стороны, он помогает профессионалу сохранить эмоциональные ресурсы, а с другой – отрицательно сказывается на взаимодействии с коллегами и субъектами профессиональной деятельности – это могут быть воспитуемые, учащиеся, пациенты, клиенты. Больные, покупатели, пассажиры и т.д. [10].
Термин эмоциональное выгорание не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистским как в зарубежной, так вслед за этим и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия. Прежде всего отметим, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями [38].
Анализ существующих в литературе определений эмоционального выгорания позволил выделить три неотъемлемых признака данного явления. Во-первых, синдром эмоционального сгорания это защитная реакция на стрессовые воздействия. Причем, зарубежные исследователи характеризуют его как психологическое состояние здоровых людей, находящихся в эмоционально напряженной атмосфере при оказании помощи. Во-вторых, эмоциональное выгорание возникает в условиях интенсивного общения, проявляется как коммуникативная усталость, невозможность сопереживать. В-третьих, он характерен для социальных профессий, где субъект деятельности постоянно оказывается вовлеченным в проблемы партнера, испытывающего эмоциональное неблагополучие [25].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать дисфункциональные его следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Как и любое другое психологическое явление, эмоциональное выгорание обладает рядом симптомов. К. Маслач условно разделила их на физические, поведенческие и психологические [39].
К физическим симптомам относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница.
К поведенческим и психологическим: работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше, профессионал рано приходит на работу и остается надолго, поздно появляется на работе и рано уходит, берет работу на дом, чувство неосознанного беспокойства, чувство скуки, снижение уровня энтузиазма, чувство невостребованности, легко возникающее чувство гнева, раздражительность, человек обращает внимание на детали, подозрительность, чувство всемогущества (власть над судьбой пациента), ригидность, неспособность принимать решения, дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы, злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками [31].
Выгорание очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих» [26].
Таким образом, получается, что эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6].

1.2. Индивидуальные особенности личности как фактор, влияющий на эмоциональное выгорание

Понятие «личность» - комплексное и междисциплинарное. В общем случае под личностью понимается конкретный человек как представитель «хомо сапиенс» (человек разумный), как общественное существо, член общества, гражданин, деятель. Личность - системный признак человека, признак его целостности, объединяющий в себе важнейшие социально значимые особенности, которые проявляются во всей жизнедеятельности [12].
«Для психологии, отмечает Е.В. Шорохова, личность это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения» [9, с. 102]. Психология, в согласии со своим предметом, определяет личность как основное системное социальное качество человека, выражающееся в социально опосредованном, индивидуально-своеобразном понимании окружающего мира, отношении к нему и связанной с ним активности (приспособления или изменения) [36].
Человек становится личностью, приобретая в ходе жизни, а также саморазвития качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, удовлетворения своих желаний и потребностей, подчинения своего «Я» и своих действий нормам, существующим в обществе и обязывающим его ограничивать свою свободу и права там, где начинает затрагиваться свобода и права другого человека. Осуществлять созидательную деятельность не во вред, а на пользу другим людям, для создания лучшего будущего для жизни своих детей. Именно в этих ипостасях каждый человек предстает личностью как человек сознательный, как член современного ему цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, а не как потребитель. Возможности и успехи личности в работе и жизни определяются не только тем, к чему она стремится, но и чем она обладает для реализации своих устремлений, как она может претворить их в жизнь. Все это воплощено в операциональной сфере личности сотрудника, в ее деловых качествах, среди которых важное место принадлежит морально-психологической подготовленности [30].
Мораль, как известно, - область жизни общества и поведения людей, обладающая характеристиками добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответственности и связанная с ними системой норм человеческого поведения (моральных норм). Морально подготовлен тот, кто всегда и везде следует этим нормам, выполняет свой долг, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью всегда и везде. Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания [30].
Самосознание это прежде всего осознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», - пишет В.Ф. Бассин, - отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности» [39, с. 25].
Характер можно представить в виде общего качества личности, проявляющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности. Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т.д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну - две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т.д. Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей эмоциональные качества. Все три составляющих это система отношений к людям, делу, себе, вещам [32].
Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов [12].
Есть мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены синдрому эмоционального выгорания. Х. Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Определенные черты личности, по мнению многих исследователей конечно, сказываются на проявлении синдрома «сгорания» [6].
Ролевая неопределенность - в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность – как противоречие разных ролей, также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию. Исследователи попытались также сформулировать представление о том, какие особенности людей способствуют развитию профессионального «выгорания». По мнению американских исследователей, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным выгоранием. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации [35].
Существуют внутренние факторы вызывающие эмоциональное выгорание: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация и нравственные дефекты.
1. Склонность к эмоциональной ригидности. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволять ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав до пенсии с людьми, человек тем не менее не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность. Способность к соучастию и сопереживанию [33].
2. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты, проработав с людьми какое-то время, меняют профиль работы, и даже профессию. Нередко бывает так, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельность обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Так, врач, который, казалось бы, привык проявлять выдержку, наблюдая смерть больных, периодически переживает сильные отрицательные эмоции. С другой стороны, бывают моменты, когда он ловит себя на мысли, что ему все безразлично и ничто уже не волнует. Педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье. Однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией [33].
3. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. Однако, как и в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям [33].
По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Эти нарушения обычно заключаются в том, что у человека развивается «эмоциональное «выгорание» – комплекс симптомов, который включает в себя набор отрицательных показателей, под влиянием которых разрушается личность специалиста, он не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки. В результате происходят нарушения профессиональной деятельности, снижается результативность труда в целом [29].
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений и его профессиональной и рабочей ситуации, в которой он находится.

1.3. Особенности деятельности сотрудников
уголовно-исполнительной системы

Процесс исполнения наказания постоянно сопровождается различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают нравственные страдания, порой нанося непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния проявляются в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования. Все это, безусловно, требует понимания данного класса психических явлений, профессионально грамотной их оценки сотрудниками уголовно-исполнительной системы при изучении поведения осужденных, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах. В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствуют о происходящих в его организме процессах, изменениях. Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей. «Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженного» зрения). У разгневанного человека появляются лишь «сердитые мысли» [30].
Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений. Зачастую сотрудники уголовно-исполнительной системы перестают видеть в осужденном просто человека, заслуживающего хоть какого-то внимания и сочувствия. Все осужденные становятся обезличенными существами, к которым нельзя испытывать ничего, кроме призрения и ненависти [32].
Эмоции, чувства оказывают большое влияние на эффективность деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Велика роль эмоциональных состояний в развитии межличностных отношений. Знание эмоциональных состояний помогает установить психологический контакт и наладить взаимопонимание с осужденными. Владение языком эмоций и чувств – профессионально важное умение сотрудника уголовно-исполнительной системы. С одной стороны, оно выражается в способности распознавать эмоциональные проявления, переживания осужденных, выявлять характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, с другой – это умение проявляется в правильном выборе наиболее выразительных форм реагирования, в демонстрации своего эмоционального состояния, адекватного той или иной коммуникативной ситуации [26].
Таким образом, эмоции, чувства, эмоциональные состояния являются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности. Руководители уголовно-исполнительной системы должны заботится о том, чтобы их подчиненные имели деловое, приподнятое настроение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, и всячески поддерживать положительные психические состояния, иначе рано или поздно у сотрудников начнет проявляться синдром эмоционального выгорания [26].
Профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы оказывает большое влияние на деформацию личности.
1. Правовая регламентация профессиональной деятельности. Деятельность сотрудников довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение сотрудником должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, это свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности. Данное обстоятельство формирует стремление строго придерживаться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников уголовно-исполнительной системы, их ответственность перед обществом. Нормативность поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности. Особенно велика роль правосознания, установочного отношения сотрудника к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска [12].
2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц уголовно-исполнительной системы. Использование сотрудником своих властных полномочий нередко затрагивает интересы осужденных и гражданских лиц. Поэтому предоставление сотрудникам соответствующих полномочий предполагает их разумное использование. Известно, что малейшее отступление от требований закона относительно использования властных полномочий может привести к тяжелым последствиям, причинить моральный вред, нанести серьезную психологическую травму осужденному и его близким, сформировать искаженное мнение о нем. Принятие решений в подобного рода ситуациях конфликтного характера с использованием в соответствии с законом властных полномочий требует от сотрудника не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоциональной уравновешенности, уважительного отношения к людям [53].
3. Экстремальный характер деятельности. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени. Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве. Поэтому сотрудники должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности [53].
4. Нестандартный, творческий характер профессионального труда сотрудников. Одна из особенностей труда сотрудников состоит в том, что ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, судьбами различных людей, требующими индивидуального, творческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому сотруднику необходимы не только сугубо профессиональные правовые, общественно-политические, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект. А сколь безграничны в познавательном отношении сфера межличностного общения, процесс познания людей, какое бесконечное сочетание всевозможных характеров, взглядов, поступков [12].
5. Персональная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы. Воспитание сотрудников в духе подчинения закону формирует их правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чувство персональной ответственности за свои решения и поступки. Исходя из перечисленной выше особенностей деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, можно выделить специальные качества, которые требуются человеку для работы в уголовно-исполнительной системе. Это дисциплинированность, честность, настойчивость, принципиальность, эмоциональная уравновешенность, развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, выносливость, уверенность в себе, адекватная самооценка [12].
Эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В действительности в учреждениях уголовно-исполнительной системы сотрудники, обладающие вышеперечисленными качествами, встречаются довольно редко. Это связанно с отсутствием профессионального отбора для назначения на должность. В учреждениях уголовно-исполнительной системы наблюдается текучесть кадров и неукомплектованность должностей квалифицированными сотрудниками, поэтому на службу принимаются любые кандидаты, причем на психологические характеристики внимание практически не обращается. Поэтому в учреждениях уголовно-исполнительной системы, не подготовленные к службе сотрудники, оказались практически беззащитными, перед воздействием негативных факторов, ведущих к формированию синдрома эмоционального выгорания [30].
6. Работа с осужденными отличается противоречивым характером, поскольку связана, с одной стороны, с их перевоспитанием, а с другой, с жестким контролем над их поведением и постоянными контактами с криминальной субкультурой, которая сама по себе является закрытой и строго структурированной. Направляя осужденного в исправительное учреждение государство преследует цель реализовать следующие основные функции: карательную, воспитательную и обеспечивающую. Таким образом, получается, что, сотрудник с одной стороны должен обеспечивать выполнение карательной функции, а с другой стороны, должен быть наставником и воспитателем для осужденного. То есть он должен сочетать в себе две противоположные роли – карателя и воспитателя [26].
7. Воспитательная работа с осужденными должна строится в рамках личностного подхода, который предполагает безоценочное, принимающее отношение к их особенностям, к их прошлому, настоящему и будущему, а также заинтересованность в их развитии и самореализации. С другой стороны, практически у каждого из работников уголовно-исполнительной системы существует психологический барьер, связанный с отношением к осужденным, который либо игнорируется, либо скрывается и не находит своего адекватного выражения в профессиональной деятельности. Можно сколько угодно требовать от сотрудников безоценочного отношения к осужденным, но все равно не добиться этого, так как любой сотрудник уголовно-исполнительной системы это прежде всего человек, который обладает определенным набором личностных черт, моральных установок, ценностных ориентаций. У всех людей есть семьи, друзья, близкие которые время от времени становятся жертвами преступников и любой человек, попадая в такую ситуацию, испытывает негативное отношение к виновнику случившегося. Точно так же и сотрудник уголовно-исполнительной системы не может хорошо относится к человеку, который сидит за убийство, разбой или любое другое преступление, которое данный человек считает неприемлемым. Но государство требует именно такого отношения к осужденным и сотрудники вынуждены скрывать свое истинное отношение к спецконтингенту, что ведет к внутреннему диссонансу [26].
8. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Этому также есть подтверждения в исследованиях В.Е. Орел, согласно которым между продолжительностью рабочего дня и выгоранием существует достоверная корреляционная связь. Сотрудники уголовно-исполнительной системы – «люди в погонах», которые не могут, не подчинится приказу. Очень часто они работают по усиленному варианту несению службы, то есть работают по трехсменному графику (два рабочих дня, один выходной день) при положенном четырехсменном графике (два рабочих дня, два выходных дня), остаются на суточные дежурства, привлекаются в выходные дни для проведения всевозможных режимных и обысковых мероприятий. Время переработки сотрудникам, как правило, не оплачивается, так как бюджетных средств на эту статью расхода практически не выделяется. Отгулы сотрудникам уголовно-исполнительной системы, как правило, тоже не предоставляются. При таком интенсивном ритме работы и отсутствии морального и материального стимулов, выгореть немудрено [30].
9. Ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения. Описанные в литературе исследования (В.В. Бойко, В.Е. Орел) подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность [30].
Сотрудник уголовно-исполнительной системы должен постоянно соблюдать субординацию в общении с коллегами. Инициативность в работе, как правило, не поощряется. Высшее начальство требует строить работу на основании присланных инструкций, приказов и методических указаний, даже если качество работы находится на низком уровне, но внешне все формальности предписанные приказами соблюдены. В таких условиях человек не может выразить себя в профессиональной деятельности, как грамотный специалист и сотрудник, что естественно приводит к разочарованию выбранной профессией [41].
10. Отсутствует социальная защита гарантии по обеспечению жильем, местами в лечебно-профилактических учреждениях, детских садах и так далее.
11. Гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, изменение законодательства в этом направлении, приводит, с одной стороны, к сокращению численности «тюремного населения». С другой – к ухудшению криминогенного состава осужденных, сосредоточению в местах лишения свободы лишь наиболее опасных преступников. Особое внимание в настоящее время следует обратить на произошедшие за последние годы разрушение старых стереотипов мышления людей и переосмысление нравственных ориентиров, изменение ценностных ориентаций, активизировавшееся проявление нетерпимости, агрессивности, жестокости и других негативных качеств. Наряду с этим увеличивается доля лиц, направляемых в исправительные учреждения, имеющих низкий образовательный уровень, без трудовых навыков, теряющих социально полезные связи. Наблюдается также высокий уровень осужденных страдающих расстройствами личности [32].
Таким образом, ежедневное общение с таким тяжелым контингентом, не может не наложить отпечаток на сотрудника исправительного учреждения. Сотрудник ежедневно должен быть вежливым с этими людьми, хотя они довольно часто оскорбляют и унижают его. С одной стороны он должен обеспечивать выполнение карательной функции, а с другой стороны, должен быть наставником и воспитателем для осужденного. Естественно это вызывает стресс и приводит к эмоциональному выгоранию.
Выводы по 1 главе

Подводя итоги вышесказанного можно с уверенностью говорить о том, что в настоящий момент к проблеме эмоционального выгорания существует два основных подхода, которые рассматривают синдром эмоционального выгорания как ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения (С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орел) и как приобретенный стереотип эмоционального поведения, механизм психологической защиты (В.В. Бойко, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова). Исследователи проводят параллель между эмоциональным выгоранием и механизмами психологической защиты, так как оба этих явления являются выработанными человеком для защиты своего душевного равновесия, однако его нельзя соотнести с каким-либо известным механизмом психологической защиты, так как он проявляется только у представителей социальных профессий [52].
Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы относится к категории стрессовых. Ее особенности, в частности: правовая регламентация; властный, обязательный характер профессиональных полномочий; экстремальный характер деятельности и другие создают предпосылки для формирования эмоционального выгорания. В практической деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы очень большое значение играют эмоции, чувства, эмоциональные состояния, так как они являются повышающим фактором либо, когда они игнорируются, понижающим результативность профессиональной деятельности.






ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Организация и описание исследования

Цель исследования – изучение специфических факторов влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания, как защитного механизма, у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Исходя из цели исследования, нами поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания;
2. выделить и описать наиболее характерные для сотрудников уголовно-исполнительной системы личностные особенности, способствующие возникновению синдрома «эмоционального выгорания»;
3. раскрыть основные факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Объект исследования – эмоциональное выгорание работников уголовно-исполнительной системы (УИС).
Предмет исследования – личностные особенности, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Гипотеза исследования – возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы зависит от их личностных особенностей.
Исследование проводилось в учреждении ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области. Выборка испытуемых состоит из 20 сотрудников уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в непосредственном контакте с осужденными.
2.2. Обоснование и выбор методов и методик исследования

В соответствии с целями и задачами экспериментального исследования были выбраны следующие методы исследования:
- среди эмпирических методов – опрос, тестирование, констатирующий эксперимент, который предполагает изучение эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- психодиагностические методы, которые предполагают изучение количественных и качественных показателей симптомов эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- среди способов обработки данных – методы количественного и качественного анализа, которые предполагают обработку результатов по определённым стандартным правилам;
- интерпретационные методы, которые предполагают толкование, раскрытие смысла, разъяснение; раскрытие сущности исследуемого процесса или объекта.
Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:
Методика «Исследование эмоционального выгорания», В.В. Бойко.
Цель: диагностика симптомов эмоционального выгорания, уровня сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение).
Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома,
9 и менее баллов симптом не сложился;
10-15 баллов – складывающийся симптом;
16 и более баллов – симптом сложился.
Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз:
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – фаза сформировалась.
Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех 12 симптомов.
Описание данной методики представлено в приложении 1.
2. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма «B»), Р. Гампел, Х. Зарг, И. Фаренберг.
Цель: диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Опросник FPI содержит 12 шкал. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер.
Шкала I «невротичность» характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала II «спонтанная агрессивность» позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III «депрессивность» дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.
Шкала IV «раздражительность» позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V «общительность» характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
Шкала VI «уравновешенность» отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII «реактивная агрессивность» имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.
Шкала VIII «застенчивость» отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Шкала IX «открытость» позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
Шкала Х «экстраверсия – интроверсия». Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.
Шкала XI «эмоциональная лабильность». Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Шкала XII «маскулинизм – феминизм». Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.
Описание методики представлено в приложении 2.

2.3. Представление и анализ результатов исследования

С целью изучения эмоционального выгорания каждого испытуемого, была использована методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания». На первом этапе определялась сумма баллов для каждого из 12 симптомов выгорания. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение суммы баллов для каждого из 12 симптомов выгорания
Фаза
«Напряжение»
«Резистенция»
«Истощение»

Испытуемые
переживание психотравмирующих обстоятельств
неудовлетворенность собой
«Загнанность в клетку»
тревога и депрессия
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
Эмоционально-нравственная дезориентация
Расширение сферы экономии эмоций
Редукция профессиональных обязанностей
Эмоциональный дефицит
Эмоциональная отстраненность
Личностная отстраненность (деперсонализация)
Психосоматические и психовегетативные нарушения

1
7
7
11
13
20
22
8
17
8
15
10
3

2
2
5
0
5
8
27
10
15
10
3
5
0

3
7
8
11
7
12
17
0
18
10
12
10
0

4
7
5
3
2
24
7
8
10
5
11
5
7

5
5
3
1
10
15
2
12
5
17
13
0
2

6
20
5
6
5
24
14
5
12
20
5
8
10

Продолжение таблицы 1
7
7
5
1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Всего
184
155
182
180
367
300
164
257
226
208
177
96

Исходя из представленных данных, мы можем сделать вывод о том, что синдром эмоционального выгорания наблюдается у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Результаты исследования показали, что ведущими в данной группе испытуемых стали симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность.
Анализируя общую сумму по каждому симптому, можно сказать, что в фазе «напряжение», доминирует симптом переживания психотравмирующих обстоятельств - это означает, что сотрудники в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов. В фазе «резистенция», доминирует симптом неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В фазе «истощение», доминирует симптом эмоциональный дефицит: утрачивается способность сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.
Также, в соответствии с ключом подсчитывалась сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз. По количественным показателям данной таблицы можно судить только о том, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сумма показателей симптомов для каждого из трех фаз формирования выгорания и результаты степени сформированности фаз
испытуемые
Фазы


«Напряжение»
показатели
«Резистенция»
показатели
«Истощение»
показатели

1
на стадии формирования
38
сформировано
67
не сформировано
36

2
не сформировано
12
на стадии формирования
60
не сформировано
18

3
не сформировано
33
на стадии формирования
47
не сформировано
32

4
не сформировано
17
на стадии формирования
49
не сформировано
28

5
не сформировано
19
не сформировано
34
не сформировано
32

6
не сформировано
36
на стадии формирования
55
на стадии формирования
43

7
не сформировано
32
на стадии формирования
59
не сформировано
27

8
на стадии формирования
45
сформировано
64
на стадии формирования
50

9
на стадии формирования
42
на стадии формирования
52
на стадии формирования
45

10
на стадии формирования
48
на стадии формирования
57
на стадии формирования
41

11
не сформировано
33
сформировано
68
на стадии формирования
44

12
не сформировано
34
на стадии формирования
50
не сформировано
26

13
на стадии формирования
45
сформировано
78
на стадии формирования
44

14
не сформировано
24
на стадии формирования
42
не сформировано

24

Продолжение таблицы 2
15
на стадии формирования
43
сформировано
61
на стадии формирования
39

16
не сформировано
35
сформировано
62
на стадии формирования
52

17
на стадии формирования
46
на стадии формирования
46
на стадии формирования
37

18
на стадии формирования
40
на стадии формирования
57
не сформировано
23

19
на стадии формирования
37
на стадии формирования
56
не сформировано
26

20
на стадии формирования
42
на стадии формирования
40
на стадии формирования
40

Анализ полученных результатов экспериментального исследования по данной методике показал, что:
- фаза «Напряжение» находится на стадии формирования у 50% сотрудников (10 человек) и не сформировалась у 50% сотрудников (10 человек).
- фаза «Резистенция» сформировалась у 30% сотрудников (6 человек), находится в стадии формирования у 65% сотрудников (13 человек), и не сформировалась у оставшихся 5% сотрудников (1 человек).
- фаза «Истощение» находится в стадии формирования у 50% сотрудников (10 человек) и не сформировалась у 50% сотрудников (10 человек).
Более наглядно анализ полученных результатов экспериментального исследования по данной методике можно посмотреть на рисунке 1.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Рис. 1. Результаты исследования по методике В.В. Бойко
С целью выявления личностных факторов, влияющих на возникновение выгорания, был использован Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма «B»), Р. Гампел , Х. Зарг, И. Фаренберг.
Первой процедурой обработки результатов было получение первичных оценок. При этом подсчитывалось количество отметок в бланке, совпавших с ключом. Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-бальной шкалы. Результаты можно увидеть в таблице 3.
Таблица 3
Получение первичных оценок и стандартных баллов
Испытуемые
Шкалы


I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII


оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы
оценки
баллы

1
3
4
6
7
2
4
7
8
4
2
3
3
3
4
8
9
12
9
6
4
4
4
7
5
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Исходя из данных, можно подсчитать, что оценки по шкалам:
I «невротичность» - высокие 5%, средние 35%, низкие 60%;
II «спонтанная агрессивность» - высокие 15%, средние 50%, низкие 35%;
III «депрессивность» - высокие 5%, средние 45%, низкие 50%;
IV « раздражительность» - высокие 15%, средние 65%, низкие 20%;
V «общительность» - высокие 25%, средние 35%, низкие 40%;
VI «уравновешенность» - высокие 30%, средние 50%, низкие 20%;
VII«реактивная агрессивность» - высокие 35%, средние 55%, низкие 10%;
VIII «застенчивость» - высокие 15%, средние 35%, низкие 50%;
IX «открытость» - высокие 60%, средние 30%, низкие 10%;
X «экстраверсия - интроверсия» - высокие 25%, средние 60%,низкие 15%;
XI «эмоциональная лабильность» - высокие 5%, средние 40%,низкие 55%;
XII «маскулинизм–феминизм» - высокие 60%, средние 25%, низкие 15%.
Более наглядно анализ полученных результатов экспериментального исследования по данной методике можно посмотреть на рисунке 2.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Рис. 2. Результаты исследования методикой FPI
Интерпретировать полученные результаты можно следующим образом:
- по шкале «невротичность» у сотрудников преобладают низкие оценки. Для этих лиц характерны спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях. Они активны, деятельны, инициативны, честолюбивы, склонны к соперничеству и соревнованию. Их отличает серьезность и реалистичность, хорошее понимание действительности, высокая требовательность к себе. Они не скрывают от себя собственных недостатков и промахов, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными, охотно подчиняются групповым нормам;
- по шкале «спонтанная агрессивность» у сотрудников преобладают средние и низкие оценки, это свидетельствует о повышенной идентификации с социальными требованиями, комфортности, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения, возможно, о сужении круга интересов и ослаблении влечений. Таким лицам все представляется скучным и неинтересным, им все безразлично и надоело. Они не видят ничего притягательного в событиях, увлекающих окружающих, собственных увлечений тоже не имеют. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением, больше ценят обязательность, чем одаренность;
- по шкале «депрессивность» у сотрудников преобладают средние и низкие оценки, они отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость, отличаются богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, уверенностью в своих силах, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Однако отсутствие скованности и недостаток контроля над своими импульсами могут привести к верхоглядству, невыполнению обещаний, непоследовательности, беспечности, что приводит к потере доверия и обидам со стороны товарищей;
- по шкале «раздражительность» у сотрудников преобладают средние оценки, это свидетельствует о том, что они ситуации с высокой степенью неопределенности переносят пл
·