Дополнительная общеразвивающая программа Основы правоведения


Управление образования Администрации города Вологды
Муниципальное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат»
Принято на заседании педагогического
совета (Протокол № _от_____________) Утверждаю:
Директор МОУ «МУК
_______________________
Приказ № __ от ________ 2014 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая учебная программа
«осНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Профессиональная проба по профессии:
Юрист
для обучающихся 10-11 классов
(16-17 лет)
Срок обучения 2 года
Разработчик программы:
М.В. Глазкина,
преподаватель

Принято на заседании МО
Протокол №____от______________________
Руководитель МО __________/____________/
Вологда
2014 г.
Рабочая учебная программа «Основы правоведения» (профессиональная проба по специальности «юрист») разработана на основе ФГОС СПО по специальности 031001 Правоохранительная деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2010 г. N 924).
Организация-разработчик:
Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат».
Составитель:
Глазкина Марина Владимировна, преподаватель спецдисциплин;
Рассмотрена и рекомендована  к использованию методическим объединением
(протокол № 1 от 27.08.2014 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. условия реализации программы учебной дисциплины 17
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля) «ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
1.1. Область применения программы:
Рабочая учебная программа «Основы правоведения» (профессиональная проба по специальности «юрист») разработана на основе ФГОС СПО разработана на основе ФГОС СПО по специальности 031001 Правоохранительная деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2010 г. N 924).
Программа направлена на подготовку обучающихся 10-11 классов, на основе добровольного выбора, к поступлению в профессиональные образовательные организации по гуманитарному профилю, а так же обеспечивает базовый уровень юридических знаний для получения профессионального образования по другим профилями и для будущей профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы:
Рабочая учебная программа «Основы правоведения», может быть реализована как учебный модуль в рамках реализации Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования ОО «Технология», так и отдельный общеразвивающий курс для школьников.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель изучения программы:
- формирование устойчивого правосознания обучающихся;
- создание условий для социализации личности, формирование определенных навыков социального поведения;
- стимулирование активной жизненной гражданской позиции;
- формирование правовой культуры как элемента политической, гражданской культуры личности;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, ориентированной на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- предупреждение правонарушений, ознакомление с принципами юридической ответственности и порядком рассмотрения дел о правонарушениях в суде и других правоохранительных органах государства.
1.4. Требования к уровню освоения и содержания программы:
В результате изучения учебного курса на базовом уровне обучающийся:
Должен знать:
- термины и понятия: государство, закон, законодательство, право, правовая норма, нормативно-правовой акт, законодательная, исполнительная, судебная власть, самоуправление, референдум, гражданин, правоспособность и дееспособность гражданина, трудовой договор, гражданско-правовой договор, брачный договор;
- основные права человека, источники российского права, отрасли права, полномочия законодательной, исполнительной власти, виды правонарушений, виды юридической ответственности;
Должен уметь:
- читать и анализировать правовую литературу, ориентироваться в основных юридических источниках и отраслях российского права, опознавать юридическую ситуацию, моделировать варианты правомерного поведения.
Содержание учебного материала тесно связано с изучением основ правоведения, с организацией работы юриста в различных типах учреждений и организаций. Отбор содержания учебного материала в программе представлен тематически.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебная нагрузка обучающегося – 68 часов:
в рамках реализации ФГОС СОО ОО «Технология», учебный модуль «Основы правоведения» (профессиональная проба «юрист») учебные занятия проводятся в режиме 1 часа в неделю в течение 2 лет (34 часа в год);
реализация отдельного общеразвивающего курса для старшеклассников «Основы правоведения» предполагает возможность вариативного подхода в определении режима занятий: срок обучения 1 год – режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа; срок обучения 2 года – режим занятий 1 раз в 2 недели по 2 часа; и др.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Обязательная учебная нагрузка (всего) 68
в том числе: практические занятия 68
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
(тестовое задание или защита исследовательского проекта) 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы правоведения»
Наименование разделов и тем № п/п Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, контрольные работы Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 4 Тема 1.1.
Профессиональная карьера Практическая работа: 4 3
Составление плана построения профессиональной карьеры.
Составление резюме.
Работа с профессиограммой.
Игра: «Собеседование» РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «ЮРИСТ». 2 Тема 1.1.
Практическая работа: 2 3
Работа с профессиограммой «Юрист»
Экскурсия в музей истории органов МВД РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 11 Тема 2.1.
Теория государства и права Практическая работа: Применять юридические понятия и категории;
Контрольная работа по теме «Теория государства и права» 2 3
Тема 2.2.
Конституционное право Практическая работа: 2 3
Характеристика Конституции РФ
Контрольная работа по теме «Конституционное право» Тема 2.3.
Органы местного самоуправления Практическая работа: 3 3
Составление обращения (жалобы) в ОМС.
Подача обращения (жалобы) в ОМС.
Контрольная работа по теме «ОМС» Тема 2.4.
Судоустройство Практическая работа: 4 3
Экскурсия в суд (городской, областной), ФССП, прокуратуру.
Составление искового заявления в суд.
Подача искового заявления в суд.
Контрольная работа по теме «ОМС. Судоустройство» РАЗДЕЛ 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 8 Тема 3.1.
Правовые основы реализации и защиты прав потребителей. Практическая работа: 2 3
Применение понятий, закрепленных в ФЗ «О защите прав потребителей»
Тема 3.2.
Оценка качества товаров и услуг Практическая работа: 1 3
Способы защиты прав потребителей при покупке товаров, оказании услуг. Тема 3.3.
Реализация прав потребителей Практическая работа: 5 3
Составление претензии о замене некачественного (качественного) товара.
Подача претензии о замене некачественного (качественного) товара.
Составление и подача искового заявления о возмещении морального вреда.
Экскурсия в отдел по защите прав потребителей г. Вологды.
Контрольная работа по теме: «Защита прав потребителей» РАЗДЕЛ 4. ОТРАСЛИ ПРАВА 32 Тема 4.1.
Экологическое право Практическая работа: 3 3
Разработка проекта по использованию и утилизации отходов.
Технологический проект «Оценка воздействия на окружающую среду».
Контрольная работа по теме «Экологическое право» Тема 4.2.
Трудовое право Практическая работа: 5 3
Составление заявления о приеме на работу.
Составление заявления об увольнении по собственному желанию.
Составление трудового договора.
Расчет заработной платы работника.
Контрольная работа по теме «Трудовое право» Тема 4.3.
Гражданское право Практическая работа: 8 3
Составление договора:
- купли-продажи
- дарения
- аренды
- безвозмездного пользования
- возмездного оказания услуг
- перевозки
- хранения.
Контрольная работа по теме «Гражданское право» Тема 4.4.
Семейное право Практическая работа: 4 3
Порядок заключения брака.
Порядок расторжения брака
Заключение брачного договора
Контрольная работа по теме «Семейное право» Тема 4.5.
Предпринимательское право Практическая работа: 2 3
Проект «Юридические аспекты создания своего предприятия» Тема 4.6.
Административное право Практическая работа: 3 3
Решение ситуационных задач по теме «Административная ответственность»
Контрольная работа по теме «Административное право» Тема 4.7.
Уголовное право Практическая работа: 3 3
Решение ситуационных задач по теме «Уголовная ответственность»
Игра «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Контрольная работа по теме «Уголовное право» Тема 4.8.
Уголовный процесс Практическая работа: 1 3
Применение процессуального решения в сфере уголовное производства Тема 4.9.
Гражданский процесс Практическая работа: 1 3
Применение норм гражданского процесса в профессиональной деятельности Тема 4.10.
Жилищное право Практическая работа: 2 3
Составление договора найма жилого помещения
Контрольная работа по теме «Жилищное право» РАЗДЕЛ 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 11 Тема 4.11.
Нотариат Практическая работа: 5 3
Осуществление нотариальных действий:
- заверение копий документов
- удостоверение сделок
- выдача свидетельств
- совершение исполнительных надписей
- совершение протестов Тема 4.12.
Адвокатура Практическая работа: 2 3
Игра «Адвокатская защита» Тема 5.3.
Судья Практическая работа: 2 3
Игра «Судебное заседание» Тема 5.
Юрисконсульт Практическая работа: 2 3
Игра «Юридическая консультация» ВСЕГО: 68 часов Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебников;
Технические средства обучения:
компьютер(ы) с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
- мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий;
- электронные пособия и видеоматериалы;
3.3. Кадровое обеспечение реализации программы.
Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
3.4. Дидактическое обеспечение реализации программы.
наглядные пособия, , раздаточный материал.
видеоматериалы
3.5. Методическое обеспечение реализации программы:
- описание педагогического инструментария оценки результативности программы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Для педагога:
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. «Основы права». – М.: ИЦ «Академия», 2007.
Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. «Практикум по основам права». – М.: Инфра-М, 2010.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. – 25.12.1993г. - № 237.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации", N 2202-1 от 17.01.1992.
Закон РФ "О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.
Федеральный закон от 23.11.1995 N 175-ФЗ. (ред. от 30.12.2001). "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О гражданстве Российской Федерации".
Гражданский кодекс РФ.
Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Жилищный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации", N 2202-1 от 17.01.1992.
Закон РФ "О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.
Федеральный закон от 23.11.1995 N 175-ФЗ. (ред. от 30.12.2001). "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О гражданстве Российской Федерации".
Для обучающихся:
Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. «Практикум по основам права». – М.: Инфра-М, 2010.
Выбери профессию: юрист: практическое руководство/ Е.А. Жилина. – М.: КНОРУС, 2011.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. – 25.12.1993г. - № 237.
Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
Гражданский кодекс РФ.
Жилищный кодекс РФ.
Кодекс об административных правонарушениях.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Для родителей:
1. Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. «Практикум по основам права». – М.: Инфра-М, 2010.
2. Выбери профессию: юрист: практическое руководство/ Е.А. Жилина. – М.: КНОРУС, 2011.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. – 25.12.1993г. - № 237.
Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
Гражданский кодекс РФ.
Жилищный кодекс РФ.
Кодекс об административных правонарушениях.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Итоговый контроль обучения по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме контрольной работы.
Результаты обучения Формы и методы
контроля и оценки результатов обучения
Освоенные знания: - термины и понятия: государство, закон, законодательство, право, правовая норма, нормативно-правовой акт, законодательная, исполнительная, судебная власть, самоуправление, референдум, гражданин, правоспособность и дееспособность гражданина, трудовой договор, гражданско-правовой договор, брачный договор;
- основные права человека;
- источники российского права;
- отрасли права;
- полномочия законодательной, исполнительной власти, судебной;
- виды правонарушений;
- виды преступлений;
- виды наказаний;
- виды юридической ответственности; Текущий контроль. Экспертная оценка на практическом занятии.
Оценка результатов контрольных работ.
Освоенные умения: - читать и анализировать правовую литературу;
- ориентироваться в основных юридических источниках и отраслях российского права;
- опознавать юридическую ситуацию;
- моделировать варианты правомерного поведения.
Текущий контроль. Экспертная оценка на практическом занятии.
Оценка результатов контрольных работ, тестовых заданий.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица):
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов
Критерии 5 (ОТЛ.) 4 (ХОР.) 3 (УД.) (НЕУД.)
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключительная часть). Удачное использование правильной струтуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Не умение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2.Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фрктов, понимание ключевой пробелмы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключавая пробемы выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросмы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы не правильны; факты сопоставлячются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы не удачны ии задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; не умение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); не умение задавать вопросы даже с помошью учителя; нет понимания противоречий
3.Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующитми фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепеление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4.Научная корректность (точность и использование фактического материала) Отсутствуют фаткические ошибки; детами подразделяются на значительгные и не значительные; идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде кулючевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализхируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Не значние факто и деталей, не умение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет погнимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко но не всегда полно; правильное и допустимое описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто не правильно или не понятно Не умение выделить понятия; нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность Частичные нарушения причинно-следственной связей; небольшие логические неточности Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности