Методы социальной помощи младшим школьникам средствами музыкального творчества


Программа социальной помощи младшим школьникам по повышению качества адаптации средствами музыкального творчества
В процессе нашего исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ;
- социально - педагогический;
- искусствоведческий,
- музыкально-педагогической,
- музыкально-психологической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- анализ;
- методы психолого-педагогической диагностики;
- тестирование, анкетирование, беседы с учителями, детьми и их родителями.
Экспериментальной базой исследования явились уроки музыки, занятия по другим учебным дисциплинам и внеклассные музыкальные занятия в первых классах ГБОУ - гимназии № 628 г. Санкт-Петербурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 215 учащихся первых классов указанного учреждения.
В процессе творчества успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, обогащаются переживания ребенка. Исполняя песню, он активно выражает свои чувства, глубже воспринимает музыку. Развивается музыкальный слух, интонационная точность, память, чувство ритма.
В результате оказания социально-педагогической помощи младшим школьникам в работе «Александринской гимназии» были использованы методы вокальной работы:
1. Слушание музыки проводиться с использованием наглядных средств (портреты композиторов, картинки по тематике музыкальных произведений, картины природы, картинки из мультфильмов), что способствует более эффективному восприятию произведений.
2. При слушании музыки развивается умение эмоционально воспринимать музыку, различать ее характер, настроение, особенность звучания.
3. Формируется способность к осознанному и эмоциональному восприятию образного содержания музыкального произведения;
4. Воплощается музыкальный образ в пластике, выразительно, отображая в пластике движений придуманный образ.
После слушания произведения вместе с детьми определяем характер музыки (спокойная, грустная или веселая), динамические оттенки (тихая или громкая), темп музыки (быстрый или медленный, маршеобразный или танцевальный).
С каким настроением ребята прослушали это произведение. Для определения настроения детей использую пиктограммы и цветопись настроения.
Во время занятия помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма) применяются активные приемы, со сменой видов деятельности предупреждающие утомление и восстанавливающие работоспособность детей, поддерживающие эмоциональный настрой каждого ребенка.
Метод, в котором используются различные атрибуты определенного цвета (см. приложение №7).
Так в песне «Во поле береза стояла» шелковые платочки зеленого цвета благотворно и успокаивающе влияют на эмоциональное состояние детей. В «Музыкальной зарядке» яркие разноцветные флажки: красные, зеленые, оранжевые, желтые - способствовали созданию хорошего настроения и заряд положительной энергии.
Музыкально - дидактическтие игры, песня - игра на музыкальных инструментах, импровизация на свои мини-пьесы, танцы и элементы арттерапии, игротерапии способствовали развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у детей внутреннего контроля над своими действиями, использование контактных так и объединяющих игр, так и познавательные игры, развивающие основные психические функции.
Например, живой интерес у детей всегда вызывают музыкально-дидактические игры - «Самое веселое (грустное, злое лицо)», «Морская фигура замри», «Злые - добрые кошки», «Станцуем настроение». «Музыкальная зарядка», «Веселые мартышки» и др. На проведение игр отводится 7-10 минут. Игровые формы способствовали роли мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развитию эмоциональной и познавательной сфер каждого ребенка (см. приложение №7).
Метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, отзывчивость, чувства товарищества, сопереживания.
Это песни: «Вот какие чудеса» сл. муз. «Песенка львенка и черепахи» сл.С. Козлова, муз. Г.Гладкова; «Мама» сл.С.Виноградова, муз. Л. Бакалова, «Если добрый ты…» муз В. Шаинского, «Улыбка» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского , «Антошка» и другие произведения, исполнение которых направлено на выполнение поставленных задач.
Музыка располагает к тесному взаимодействию - контакту между взрослым и детьми, создает атмосферу уюта, тепла, добра. любви и обеспечивает психологическое благополучие.
У всех учащихся наблюдается эмоционально - положительное отношение к урокам музыки. У детей накоплен определенный запас музыкальных представлений. Было выявлено, что музыка поднимает у детей настроение, повышает общий жизненный тонус, что способствует снижению тревожности, напряженности.
Таким образом, по результатам заключительного обследования отмечается положительная динамика в снятии напряженности и тревожности у детей, общее эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста стало более благоприятным, повысился эмоциональный статус у 78 % детей.
Основным видом деятельности в осуществлении общего музыкального образования является программа, которая относится к художественной направленности.
Для примера приведем программу вокального объединения.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Хоровое пение является воспитания и образования детей. В системе дополнительного образования хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства.
Предлагаемая программа дополнительного образования направлена на создание условий для духовного развития детей, мотивации к познанию и творчеству, развитию эмоциональной сферы, укреплению здоровья.
Значимым на сегодняшний день является создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности, её интеграции в систему мировой и отечественной культуры. Занятия хоровым пением являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного развития младших школьников.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, тесно связана с работой школы и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению музыкального наследия и народной музыкальной культуры.
Концертная деятельность является очень важной частью жизни хорового коллектива. Они активизируют, стимулируют работу школьников в коллективе, позволяют все более полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствует творческому росту хора и хористов, формированию личностных качеств.
Понимание и выполнение требований руководителя, его дирижёрского жеста, умение правильно оценивать исполняемое произведение.
В репертуар входят произведения, предназначенные для исполнения хором, хором с солистами. Возможность сольного пения важна для развития творческой активности, индивидуальности, эмоциональности, формировании и развитие певческой культуры.
Программа предполагает участие детей от 7 до 11 лет.
В ансамбле могут заниматься все желающие, без строгого отбора при приёме.
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет.
Проведение занятий может проходить в форме: комплексного занятия (беседа, показ, пение учебно - тренировочного материала); индивидуальной работы; участие в праздниках, концертах. Время занятий включает дополнительные репетиции перед выступлениями.
Репертуар подбирается согласно возрастным особенностям младших школьников.
Подбор репертуара:
-репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания;
- распев гласных звуков, звукообразования;
- дикции, тренировать вокальный аппарат.
- для вокальной работы необходимо брать не одно произведение , а несколько контрастных между собой произведений, разнохарактерные песни (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике;
- использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни;
- песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж”детей, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, иных средств музыкальной выразительности;
- использовать народные песни, прибаутки, произведения русского фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей;
- обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора: произведения П. И. Чайковского, Й. Брамса, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта, Э.Грига, Ж Бизе, И.С.Баха, С. В.Рахманинова, Г. Иващенко и. т. д.
- по возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения мирового музыкального искусства;
- выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы;
- все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.
Чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске. Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова, проговорить их.
Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение.
Для сложных произведений можно использовать в своей работе метод “Ступенчатого” разучивания песенного репертуара, т.е, после разучивания произведения педагог может оставить его до того времени, когда дети сумеют продолжить работу над ним на новом уровне владения вокально-хоровыми навыками, но в течении всего этого времени (допустим, одного учебного года) повторять произведение по партиям, отрабатывать отдельные его фразы и предложения.
Учитывая, то дети младшего школьного возраста ещё любят, воспринимают школьную деятельность через игру, подбирать упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти музыкальные попевки, вокальные упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы хорового пения – legato, staccato, non legato.
Например, у каждого своя, неповторимая мелодия - упражнение на придумывание мелодии (приложение№7).
Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь от души и выразительно. Кроме того, без эмоциональной окраски музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое можно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением музыкального упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.
При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня бодрая, жизнерадостная, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть и печаль.
Репертуар хора подбирается согласно возрастным особенностям, возможностям и интересам детей. Среди исполняемых произведений - русские народные песни, классические произведения, современные песни, песни Великой Отечественной войны, песни о любимом городе - Санкт-Петербурге.
Цель программы:
Оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, овладение основными вокально - хоровыми навыками, их закрепление, а в дальнейшем и осознанное применение в исполнительской деятельности, формирование певческой культуры, развитие творческой , разносторонней личности.
Обучающие задачи:
- формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально - хорового слуха, накопление музыкально - слуховых представлений;
- формирование музыкальной памяти; формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью звука, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса;
- сохранение и укрепление психического здоровья детей;
- формирование и закрепление навыков певческой эмоциональности и выразительности, музицирования;
- развитие навыков вокальной артикуляции, правильного певческого дыхания;
- постепенное расширение диапазона и выносливости голосового аппарата голоса;
- формирование на этой основе вокально-хоровых навыков:
- пения без сопровождения, элементов многоголосного пения; умения «строить», петь в ансамбле согласованно, слитно, уравновешенно;
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение работать в дружном коллективе,
- прививать нравственно – эстетический вкус, чувства патриотизма и причастности к истории и культуре своего народа, уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий;
Развивающие задачи:
- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- формировать интерес детей и их родителей к мировой и русской культурам.Ожидаемый результат.
Вокальные навыки:
- петь в унисон, петь в диапазоне: «до»1 октавы – «ми» 2 октавы;
- соблюдение при пении певческой установки;
- формирование умения петь естественно, с мягкой атакой, легко, звонко, не форсировано, сохраняя индивидуальность тембра голоса;
- правильно формировать и четко, точно произносить согласные звуки на конце слов;
- уметь петь на одном дыхании, уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато (staccato).
Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь произведения с сопровождением и без него (acapella) , следовать за жестами дирижера. Знать исполнительско - певческие средства выразительности.
Способы проверки результатов:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий получаемые знания, умения, навыки;
- промежуточный, который проводится в определенное время (сдача хоровых партий) и фиксирует результаты учащихся по овладению различными знаниями, умениями, навыками;
- контроль может осуществляться в следующих формах: контрольные уроки, участие в отчетных концертах, конкурсах и фестивалях;
- открытое занятие, сольное и групповое прослушивание, исполнение самостоятельно фрагментов и целых произведений;
- подведение итогов работы по программе может быть представлено разными формами: в виде отчётного концерта, праздника, конкурса.
Целью этой программы - создание условий для развития общей культуры обучающихся, использование лично-ориентированного подхода, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования разносторонней личности ребенка.
Для установления уровня развития ладового чувства
Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения и различия в движениях (приложение №6).
Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей:
Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность.
Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.
Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Проверив музыкальные данные детей на констатирующем этапе можно сделать соответствующие графики и диаграммы (см. приложение № 4)
Задача учителя музыки определить диапазон голоса каждого ученика, музыкальную память, уровень развития музыкальных способностей.
Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику. Главным на сегодняшний день - создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности, связи с мировой и отечественной культурой.