Классный час «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды» (7-8 класс)


Борисова Елена Анатольевна,
учитель биологии
МБОУ «СОШ №2 – многопрофильная»
Классный час «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».
(8 класс)
Цель:
развивать экологическое сознание и экологическую культуру учащихся;
активизировать познавательную деятельность, создать условия, побуждающие учащихся с вниманием и заботой относится к природе;
содействовать формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.
Подготовительная работа: подготовить карточки с заданиями для трех групп.
Первая группа
Установить соответствие между высказываниями и плакатами. Пояснить свой выбор.
Высказывания:
- Разрушая экологию, люди уничтожают самих себя (Люба Лукова, Болгария – США)
- Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда … он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего (Альберт Швейцер)
- Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача. ( И.В.Мичурин)
Плакаты:

Вторая группа
В предложенном тексте пропущены слова. Восстановить полный текст, используя слова для справок (слова указаны в конце текста).
Около пятой части воды, потребляемой сейчас человечеством, вывозится из одной……….. в другую. Но это происходит не по трубопроводам и не в…………, а в виде «…………воды». Эта вода, которая понадобилась для производства промышленных товаров и………….. Так, чтобы сварить одну чашечку кофе, тратится 130 литров воды - на полив плантаций, обработку……………кофе и другие процессы на пути к потребителю. На производство 1 бутылки колы идет до тысячи литров воды, а на выплавку 1……………. стали – 150 тонн воды.
____________________________________________________
страны, цистернах, «виртуальной», зерен, продовольствия, тонны
«Что вы думаете об этом тексте? Какой здесь заложен смысл?»
Третья группа
Даны отдельные предложения. Восстановить порядок предложений в тексте. Подготовить выразительное чтение текста перед классом.
Предложения:
1. Заболевания, передающиеся через воду, уносят жизни 3 миллионов человек в год.
2. 280 наименований вредных веществ содержится в выбросах автотранспорта 225 тыс. человек ежедневно умирает от заболеваний, связанных с выхлопными газами.
3.Поэтому изменение окружающей природы неизменно приведёт и к изменению здоровья человека.
4.Человек - часть природы.
5. 884 миллиона людей, то есть каждый восьмой человек, не имеют доступа к безопасной питьевой воде.
6. Похоже, начинает сбываться мрачное пророчество Нильса Бора: "Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах".
План классного часа
1.Вступительное слово.
2.Работа в группах.
3.Дискуссия по теме «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».
4.Подведение итогов.
5.Рефлексия.
Ход классного часа
I. Вступительное слово.
Учитель:
«Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды…..»
Всего две строчки Роберта Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли.
- Вы знаете, что 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. (Да, нет)
- Почему?
(ответы учащихся)
Учитель:
Наша задача в очередной раз вместе со всем мыслящим населением нашей страны погрузится на миг в эту общую проблему.
У каждой группы есть задание. Время работы 3 минуты. По окончании времени группа представит отчет о выполнении своего задания.
II. Работа в группах.
III. Дискуссия по теме «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».
Выступление 1 группы (работа с высказываниями и плакатами).
Вопрос группе по каждому плакату: почему вы решили, что этот плакат относится к данному высказыванию?
Возможные варианты ответов:
- Вырубка леса в начале 20 века для строительства, для отопления, изготовления бумаги, мебели (по первому плакату).
- Человек рубит сук дерева, на котором сидит, вырубка леса - лишаем себя кислорода, уничтожаем среду обитания животных, птиц и т.д. (по второму плакату).
- Человек-часть природы. Человек, являясь частью природы должен так переосмыслить себя, чтобы природа стала его частью. Сегодня пересмотрены и основы нравственности. Человека можно назвать нравственным не только за уважительное отношение к старшим, помощь слабым, но и если он ценит жизнь растений и животных (по третьему плакату).
Выступление 2 группы (работа с текстом).
Учитель: «Что вы думаете об этом тексте? Какой здесь заложен смысл?»
Возможные варианты ответов: рациональное, бережное использование природы, ресурсов.
Выступление 3 группы (работа с разрозненными предложениями текста).
Учитель: «Как вы думаете, когда человек говорит о сохранении окружающей среды, он думает больше о природе или о себе?»
Возможные варианты ответов: о природе, так как он часть природы; о себе, так как хочет быть здоровым, инстинкт самосохранения; уничтожая природу человек, уничтожает свою среду обитания.
IV. Подведение итогов.
- Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы.
Все больше - окружающей среды.
- Слова Роберта Рождественского были сказаны в конце 20 века.
- Какой же смысл имеют две последние фразы? Кого эта окружает природа? Человека?
- Но задумываясь о том вреде, какой человек принес природе, можно догадаться, что не природа окружает человека, а человек взял в кольцо природу. И это кольцо все больше сужается.
- Мы сегодня не можем решить много проблем, наша задача формировать новое отношение к природе.
V. Рефлексия.Учитель: у вас на столах лежат зеленые и голубые карточки. Зеленые карточки – положительный ответ, голубые – отрицательный ответ.
- Задания, предложенные вам для работы в группах, были интересны? (учащиеся поднимают карточки)
- Тема классного часа актуальна, полезна?
В завершении я приготовила вам небольшой сюрприз с экологическим смыслом.
Откройте коробку с сюрпризом. Что у вас там лежит? (конфеты). Разверните их.
Что вы нашли? (экологические фразы на внутренней стороне фантика).
Ребята – это экологические правила. Давайте их зачитаем.
Скажите они сложные? (нет, мы все можем выполнять их в природе)
Урок завершен, успехов вам!