СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стадниченко С.В.,
методист
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции
Костанайского района»
Управления образования акимата Костанайской области
Костанайский район, п.Затобольск
Республика Казахстан

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с особыми образовательными потребностями рассматривается создание условий для получения ими образования с учетом их психофизических особенностей. Адекватные возможностям детей рассматриваемой категории условия могут быть созданы не только в специальных организациях образования, но и в общеобразовательной школе.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в детском сообществе. В качестве адаптивной среды следует рассматривать материально-техническое, учебно-методическое, кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса и взаимодействие с родителями [1].
Доступность и открытость образовательной среды для всех лиц с особыми образовательными потребностями и для их родителей – необходимый фактор для успешной реализации учебных и воспитательных задач, стоящих перед педагогами.
В первую очередь, педагогический коллектив любой организации образования должен определить для себя ряд направлений работы с родителями, который в ходе сотрудничества принес бы определенные результаты по обучению и воспитанию детей с особенностями развития [2].
Бесспорно, это может быть информационно-консультативная и психологическая поддержка родителей. Семья, имеющая ребенка с какими-либо нарушениями здоровья, как правило, страдает от информационных крайностей: либо от недостатка информации, либо от ее переизбытка. В такой ситуации педагог должен быть готов к тому, что от него потребуется достаточно квалифицированная со всех точек зрения (медицинской, педагогической, социальной, юридической и т.д.) информационная поддержка родителей. Здесь весьма важно подойти к отбору информации для родителей дозировано и, желательно, с привлечением специалистов в этой области. Допустим, для изучения особенностей диагноза пригласить на родительское собрание или индивидуальную консультацию медицинских работников, для решения социальных вопросов – специалистов отдела социальных программ, социальных работников, в вопросах обучения помогут педагоги специальных организаций образования или специальные педагоги – психологи, логопеды, социальные педагоги.
Также можно использовать различные информационные стенды, которые помогут родителям самостоятельно получить необходимые для них знания (фото 1.).









Фото 1.

Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетенции, в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Об уровне педагогической культуры родителей может дать представление проведенное анкетирование, тестирование или индивидуальная беседа, что позволит, в свою очередь, определить направления взаимодействия с родителями и включения их в учебно-воспитательный процесс.
Появление в семье ребенка, требующего особого обучения и воспитания, - это всегда огромный психологический стресс для родителей. Поэтому педагогическому коллективу необходимо не только поддержать родителей психологически, но и научить их адекватному принятию ситуации.
Педагогам на начальном этапе общения с родителями «особенных» детей важно учитывать то, что для родителя необходимо, чтобы его ребенка приняли таким, какой он есть. Основными задачами для педагога в плане родительской психокоррекции могут быть: изменения неадекватных родительских позиций, например, гиперопека (переизбыток внимания) или гипоопека (недостаток внимания) детей; специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию; адекватность стиля воспитания и расширение его мотивов; определение форм родительского воздействия в процессе воспитания и обучения детей.
Сотрудничество педагогов с родителями будет достаточно эффективным, если сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Современные реалии для реализации задач инклюзивного образования требуют от любого педагога не только предметных знаний, но и владения основами коррекционной педагогики, психологического общения, умелого владения педагогической техникой и тактом. В свою очередь, это позволяет уверенно общаться с родителями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями, создавать такое взаимодействие, которое направлено на поиск общих решений обучения, воспитания и развития детей.
Посещение и участие родителей в учебном процессе, проведение родительских собраний, бесед, консультаций, организация и проведение праздников, выставок, семинаров и т.д. создает атмосферу открытости учреждения образования для семьи, что весьма важно для успешной реализации общих учебных и воспитательных задач (фото 2).











Фото 2.
Взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах [3].
Формы сотрудничества педагогов с родителями могут быть разными, главное в них то, что они должны быть направлены на достижение успеха – ребенка, родителя или педагога. Пусть даже маленького с точки зрения общей педагогики. Однако, даже малейший успех способствует уверенности в своих силах добиваться желаемого результата: укреплять здоровье детей с отклонениями в развитии, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщать к общечеловеческим ценностям.


Используемая литература:

1.Организация деятельности специальных классов в общеобразовательных школах. Методические рекомендации.- Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2016.
2.Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от «01» июня 2015 года № 348.
3.Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. // Маленкова Л.И. М.: Просвещение, 1994.









13PAGE 15