Мастер-класс для воспитателей на тему Речевые игры. Что это такое и как в них играть?


«Речевые игры. Что это такое и как в них играть?»
Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Из выше сказанного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошкольниками через игру очевидна.
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств.
Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с дру-гом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра дол-жна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно – игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.
В своей работе мне часто приходится использовать речевые игры, которые так же могут применять на занятиях воспитатели детских садов и других детских учреждений.Все речевые игры условно делятся на игры:
— по формированию правильного звукопроизношения;— по развитию фразовой речи;— по формированию навыков словообразования;— по формированию грамматического строя речи;— по формированию связной речи.
Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу угла. Для примера можно привести наиболее полюбившиеся детям игры:
1. Игра «Звуковые шапочки».(игра для автоматизации звуков Ш, Ж)Цели:— четкое изолированное произношение звуков;— развитие навыков звукового анализа;— обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;— различение речевых и неречевых звуков;— совершенствование зрительно-моторной координации.
Ход игры
В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Напри-мер, жук «ле-тит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо». Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.
2. Игра «Логопедическое домино»(игра для автоматизации звука Р )Цели:— автоматизация звука Р, находящегося в словах в разных позициях;— согласование числительных с существительными в роде;— развитие звукового анализа слов;— формирование навыков самоконтроля за собственной речью;— активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.Ход игрыИгра проводится по принципу домино. В ней могут принимать участие 2-4 ребенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру.Предложить первому игроку выложить любую из своих карточек и назвать изображенные на ней предметы, например: радуга – ракета. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны, например: ракета — гитара.Если подходящей карточки у игрока нет, то ход передается следующему иг-року. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной каточки.Усложненный вариант. «Сколько всего?» Выкладывая свои карточки, участники игры называют количество изображенных предметов – своих и предыдущего игрока. Например, «одна ракета и одна радуга», «одна ракета, две радуги и одна гитара».
3. Игра «Жадный кот».(игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.Ход игрыВыбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жад-ный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 – 10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.
4. Игра «Спрячу куклу Машу».(игра на дифференциацию звуков Ш-Ж)
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в тексте.Ход игрыДети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и говорит, что кукла Маша сейчас спрячется, а кто-нибудь один из детей будет ее искать. Ребенка, желающего искать куклу, отправляют в другую комнату, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят:
Спрячем куклу Машу,Спрячем куклу нашу.Валя к кукле подойдет,Валя куколку возьмет.С куклой Машей Валечка попляшет.Хлопнем в ладошки,Пусть попляшут ножки.Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети хлопают в ладоши.
Целью формирования фразовой речи является обучение детей выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые предмет может совершать. Именно это и составляет основу для построения высказывания о каком — либо предмете. (Какой это предмет? Что он может делать? Как он это делает?). В дельнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.
5. Игра «Что с чем?»
Цель: Учить правильному употреблению имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.) Ход игры
Ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т.п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».
6. Составь предложение.
Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падежи).Оборудование: набор предметных картинок.Ход игрыРаздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.
Формирование навыков словообразования является важной составляющей в расширении и обогащении словарного запаса детей с речевыми нарушениями. Словарь этих детей отличается бедностью, не дифференцированностью, малым колличеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Дети часто образуют прилагательные, не свойственные русскому языку: стекловый стакан, мехонная шапка, кожевая перчатка, клюковый сок.Начинать работу по данной теме лучше с освоения прилагательных, соотне-сенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т.д.), так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.В качестве фрагментов воспитательских занятий по развитию речи можно ре-комендовать следующие игры:
7. Игра «В гостях у Винни - Пуха»
Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса. Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа. Ход игры
Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:— Что приготовил Винни — Пух для гостей?— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и т.д. ). — Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)— Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)
8. Игра «Поварёнок»
Цель: Формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире. Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюлек с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками, наполненными различными сыпучими продуктами: вермишель, крупы, горох, фасоль.Ход игры
Логопед раздает детям картонные кастрюльки и приложенные к ним пакетики. Это дает возможность увидеть различные крупы (пшенную, манную), уточнить названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить, сравнить, чем вермишель отличается от макарон, горох от фасоли и т.д.Затем дети образуют относительные прилагательные: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Образованные прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп.», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу.»
Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с рабо-той над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом направлении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и предлогов. Используя в своих занятиях игры по формированию грамматического строя, воспитатель учит правильно строить детей предложно — падежные конструкции, что имеет огромное значение в подготовке ребёнка к школе.
9. Игра «Веселые машинки»
Цель: Обучение детей использованию в речи предлогов и приставочных глаголов. Оборудование: игровое поле с дорогами, гаражом, мостом и т.д., выполненными способом аппликации. Игрушечные сборные машинки из киндер – сюрприза.Ход игрыИгру предваряет беседа о дороге, о транспорте. На игровое поле выставляются 5-6 машинок (по количеству игроков). Воспитатель предлагает рассмотреть и описать расположение машин на игровом поле. Например: за гаражом, под мостом, на горке.Если дети затрудняются, воспитатель четко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.Игроки меняют местоположение машин и составляют предложения по «требованию» воспитателя. Сигналом остановки служит звук свистка или жест «регулировщика» с игрушечным жезлом.
10. Игра «Умный мяч»
Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Оборудование: Мяч.Ход игрыДети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного. Например: Корова – мычит.Лягушка – квакает.Кошка – мяукает.Волк – воет.Собака — лает и т.п.Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.Например: Врач – лечит.Художник – рисует.Повар – варит.Пожарник – тушит.Плотник – строгает и т.п.Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое — либо дей-ствие его.Например: Ваня – катается.Маша – играет.Коля – прыгает.Света – бегает и т. д.
11. Игра «Рыболовы»
Цель: Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.Оборудование: Удочка с магнитом, 20 бумажных рыбок, коробка – море.Ход игрыРыбки находятся в коробке – море посередине стола. Воспитатель вызывает детей по одному, и предлагает поймать рыбок. Выловленных рыб ребенок считает: «Я поймал одну рыбку.» или «Я поймал две рыбки, пять рыбок.»Кому удастся поймать больше всей рыбок и правильно составить предложение, тот и победитель
Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсцени-ровок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.Особенно хорошо речевой материал помогают отрабатывать логосказки. Для их постановки подходят различные виды театров с использованием фигурок на фланелеграфе, на песке, просто на столе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим удовольствием вспоминают содержание диалога или рассказа). Логосказки, безусловно, способствуют формированию связного высказывания, расширению словарного запаса, социально – эмоциональному развитию, а так же воспитывают любовь к людям, природе, животному миру.Декорациями могут служить объемные ширмы, минимакеты, дидактические пособия: сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, развивающие настольные игры, кубики с сюжетами сказок.Составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок является одним из первых разделов в формировании связной речи. По ним легко устанавливается последовательность действий. Составить связный рассказ по сюжетной картинке гораздо труднее. Поэтому сначала надо учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, далее уточняется словарь по теме предложенной картинки, формируются понятия, закрепляются значения слов. После этого воспитатель должен направить внимание детей на действия персонажей и помочь им составить рассказ или сказку.
Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес для воспитателей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.В качестве примера привожу логоритмические игры — упражнения:
1. Игра «Весёлый ручеёк»
Ручеёк в лесу бежалИ зайчонка повстречал.Тра-та-та, тра-та-та (дети ритмично постукивают)Лапками по пню стучал. (ладонями по ногам).Ручеёк зайчонку вторит:-Дзынь, дзынь, дзынь, (ритмично « выбрасывают»)-Дзынь, дзынь, дзынь. (пальцы из сжатого кулака)Колокольчик их услышал:-Динь, динь, динь, (ритмично покачивают головой)-Динь, динь, динь.Белочка спустилась с веткиИ орешками – хрум, хрум. (ритмично щелкают пальцами)Тук –тук – тук –с берёзы дятел. (постукивают кулачком о кулачок)Ах, какой поднялся шум.
2. Игра «Надоедливые мухи»
Чай душистый пьем, пыхтим:— Уф –уф – уф, уф – уф – уф. (дети ритмично потирают ладонь о ладонь)Отгоняем веткой мух. (горизонтально.)Мух – мух –мух ( 2 раза ритмично помахивают рукой.)А они в варенье селиЕли –ели, ели – ели . ( ритмично постукивают пальцами о ладонь).Так нам мухи надоели!Мы варенье быстро съели. ( имитируют движение ложкой.)Это лишь примерный перечень речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным.Дети с удовольствием будут участвовать в занятиях, а следовательно, повысится и эффективность работы.
Использованный источник: Материал был разработан на основе творчески переработанного материала из интернета.