Урок русского языка по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова». УМК «Начальная школа XXI века».


Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова». УМК «Начальная школа XXI века».
Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельности которого происходит чёткое осознание того, что русский язык богат и прекрасен, познаваем, раним, требует внимания – глубокого изучения.
Тип урока: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Пожелание удачи друг другу.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Эпиграф к уроку: «Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна».
Виталий Иванович Кодухов II. Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание.
1. Каллиграфическая минутка. Пропись букв Н, К. – Что общего у этих букв?
2. Словарная работа;
Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду!
Космос, космонавт (Пополняется словарь). Назовите опасные места. (…). Орфографическое чтение. – Запишите эти слова, выделяя орфограммы, обозначьте ударение. Прочитайте лексическое значение. Придумайте предложение с этими словами. ( Например: Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт, открывший дорогу в космос.) Придумать предложение вам поможет стихотворение Степанова.
«Юрий Гагарин»
В космической ракете, с названием «Восток»
Он первым на планете, подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
В.Степанов-Какие слова определяют главную мысль этих предложений? (Космос, космонавт.) Прочитайте лексическое значение. Ученик зачитывает лексическое значение слова по словарю.
3. Определение темы и цели.
- Внимательно послушайте текст.
Просмотр фрагмента мультфильма по былине «Илья Муромец» или учитель читает отрывок из былины «Илья Муромец» в обработке Василия Старостина:
И встал! И пошел! И открыл Илья!
И впустил Илья перехожих калик.
Заходили калики к Илье ладком,
Становилися перед ним рядком,
Доставали три чарки золоченые,
Наливали питья в них медвяного
От пчел с цветов да с лугов, да с лесов -
В нем вся сила земная исцелительная.
Подавали питье Илье Муромцу:
"Ты испей, добрый молодец, маленечко,
Не побрезгуй ты меду каличьего!"
Принимал-выпивал угощенье Илья.
Расходилася кровушка по жилочкам.
Уж такое ли веселье поднималось в душе,
Уж такие ли мысли зазвенели в голове,
Уж такая ли радость пала на сердце...
- Чем интересен этот текст? ( Текст выведен на интерактивной доске). Смысл каких слов нужно проверить по словарю? Подчеркните эти слова. Какой словарь нужно использовать?
- Как вы думаете, когда появились названия этих слов в русском языке? (…)
- О каких словах пойдёт речь сегодня? Кто определит тему и цель урока?(…)
III. Совместное включение в систему знаний и повторение.
- Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможете меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!)
Повтор правил фронтальный.

1) Приведи примеры слов–синонимов, слов-антонимов, слов-омонимов.
2) Из какого языка пришли к нам слова синоним, антоним, омоним?
3) Вспомни и запиши заимствованные слова, которые так и «не научились изменять свою форму». (У этих слов нет приставок и суффиксов).
4) Для чего служат слова, что они обозначают? (Слова служат для выражения своих мыслей чувств. Они обозначают действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
5) Что значит лексическое значение слова?
6) Назовите слова по происхождению лексики русского языка. (Слова исконные и заимствованные. Например: огород – кроссовки, молоко – лев, корова – шорты). (Устаревшие слова и новые слова. Например: сафьян – майл, кушак – лифтинг, кольчуга – сникерс, твикс.)
7) По каким причинам некоторые слова уходят из языка? (Уходят старые предметы из обихода. На замену им появляются новые).
Совершенно верно, сегодня не носят кафтан или кольчугу. Но многие устаревшие слова называют знакомые предметы на старинный лад. Вместо них употребляются слова-синонимы. Наша задача – устанавливать причины «исчезновения» слов (замена синонимами);учить работать с толковым словариком; воспитывать понимание того, что над обогащением своей речи нужно работать постоянно; учить работать в группах.
- Если вы не знаете лексическое значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть в толковом словарике).
Работа на доске На слайде Губы.
- Что вы видите? (Губы) Кто знает, как в старину называли губы? (Уста)
Учитель выводит слово.
На следующем слайде Глаза.
- Что вы видите? (Глаза) Кто знает, как раньше называли глаза? (очи, око)
Учитель выводит слово.
На слайде слово чело. Как вы думаете, что может означать это слово? Это тоже часть лица, от него образовалось современное слово. Это лоб, современное слово чёлка.
Учитель выводит картинку.
IV. Совместное включение в систему знаний по учебнику с. 85. Рубрика «Обрати внимание»
- Прочтите текст учебника на с. 85 со слов «В современном языке…»
На доске: напёрсток, перстень, перст, перчатки – Каково общее лексическое значение этих слов?
- Найдите общую часть слова? (-перст-)
- (Ученик находит части слова, выделяет их).
- Являются ли эти слова родственными?
– Что означает устаревшее слово перст? (Палец на руке). Проверим по толковому словарю.
- Каким способом образовалось это слово?
На доске: купить, покупка, покупатель. – Найдите общую часть слова. (-куп-). Значит эти слова называются… однокоренными. (Вызывается ученик, который выполняет разбор слов, объясняет каким способом образовались слова).
– Что означает устаревшее слово купец? (Торговец). Проверим по толковому словарю.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод : Некоторые устаревшие слова не исчезают бесследно: «отголоски» их значений мы можем встретить в современных словах.
1. Выполнение упражнения 1 с.86. Наблюдение за значением слова, вышедшего из употребления по причине замены синонимом. Выполняется фронтально.
Индивидуальное задание. Заменить слова с частицей не на синонимы. Записать на доске.
Упражнение 2. Работа в трёх группах. Чтение задания.
– Кто понял, что нужно сделать? Найти в пословицах устаревшие слова, заменить их современными словами-синонимами и назовите новые предложения с этими словами.
- Первая группа будет работать (записывать) с первым предложением, вторая группа – со вторым предложением, а третья группа– с третьим предложением.
Проверка по слайду (в парах).
- Всякий Еремей дело разумей (понимай).
– Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры).
– Пословица недаром молвится (говорится).
- Ещё в народе говорят: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока». Как вы понимаете это выражение? (Заботливо, бережливо относиться к своему здоровью).
Вывод : Устаревшие слова используются в пословицах, поговорках. (Вывод выводится на интерактивной доске и вывешивается на обычной доске).
VI. Работа над материалом (продолжение)
1. Рубрику «Путешествие в прошлое» читает хорошо читающий ученик.
Вывод № 4. Некоторые устаревшие слова живут в нашем языке, изменив свой первоначальный смысл. (На интерактивной доске вывод, на обычной доске вывешивается тоже лист А4 с выводом).
3. Работа в группах. Чтение Рубрики «Тайны языка». – Как ещё проходят в наш язык новые слова?
(Вывод 5. Многие слова заимствуются из других языков, но тоже в связи с появлением новых предметов).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему? (Слайд с устаревшими словами, их около 30).
Д. Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.
- Какое задание понравилось больше? (…)
- Кому было трудно на уроке?(…)
- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?
Д. Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.
Учитель рассказывает о видах словарей, в том числе электронных, демонстрирует их в различных поисковиках.