Нравственный поступок с точки зрения современного ребенка

Муниципальное образовательное учреждение Уразгильдинская
средняя общеобразовательная школа имени Р.Ф. Гареева







Конспект урока по обществознанию
в 9 классе
«Юридическая ответственность»




Подготовила и провела: Сытдыкова Р.Р.
(учитель истории и обществознания)








2012-2013 учебный год
Тема: Юридическая ответственность
Цель: разъяснить учащимся основные виды юридической ответственности, показать, в каких случаях может наступать ответственность и как действует принцип презумпции невиновности.
Задачи: объяснить, что такое юридическая ответственность и в каких случаях она наступает; охарактеризовать состав правонарушения и основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством; объяснить ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность; объяснить сущность принципа «презумпции невиновности»; проводить антикоррупционную пропаганду; развивать логическое мышление и память; воспитывать чувство коллективизма.
Тип урока: ИНМ
Понятия: правонарушения, юридическая ответственность, коррупция.
Ход урока
Огр.момент (объявление темы и цели урока)
ИНМ
План:
Поведение человека в правовой сфере. Какие поступки людей мы называем правонарушениями?
Юридическая ответственность и ее виды.
3. О некоторых обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность и преступность деяния.
Объяснение учителя: Поведение человека регулируется разными социальными нормами.
Ребята, перечислите социальные нормы.
Важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.
Большинство поступков, совершаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Это объясняется тем, что право регулирует порядка 70 % всех наших общ-ных отн-й.
Ребята, почему вы следуете в своем поведении определенным предписаниям права?
Итак, правонарушениями мы называем такие поступки человека, которые противоречат праву.
На доске схема «Правонарушения»
Ребята, чем отличается преступление от проступков?
Какими признаками должно обладать деяние, чтобы отнести его в разряд преступлений?
Ребята, что такое коррупция?
Учитель на доске рисует схему-кластер






Задание: учащимся предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции:
Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действует не один (военнослужащие, техника, материал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.
Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.
Чиновник создает искусственные незаконные преграды отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.
Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки по-старому это называется мздоимством.
Чиновника вынуждают под давлением или при помощи-шантажа принять незаконное решение.
Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.
Учитель поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл долларов. Самая коррумпированная страна Сомали и Мьянма, а самые благополучные Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Транспе-ренси Интернэшнл).
3. Проводится групповая практическая работа Группам учащихся предлагается решить задачи из юридической практики различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.
Каждая из четырех групп получает описание одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить признаки преступления.
Ситуации.
1. Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.
Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.
Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.
Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.
Помощь группам в работе окажут заранее подготовленные на доске таблицы 1-2: «Виды юридической ответственности» и «Освобождение от юридической ответственности», а также схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».







Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

Физическое или психическое принуждение
Обоснованный риск
Исполнение приказа
Крайняя необходимость

Освобождение от юридической ответственности
Истечение сроков давности (2 года после преступления небольшой тяжести, 6 лет средней тяжести, 10 лет после тяжкого, 15 лет особо тяжкого)


Изменение обстановки: лицо и деяние перестали быть опасными

Явка лица с повинной добровольно, возмещение ущерба, помощь в раскрытии преступления, совершение впервые преступления небольшой тяжести

Примирение лица с потерпевшим, совершение впервые преступления, причиненный вред заглажен


4. Для закрепления изученного на уроке следует вернуться к первоначальным записям на доске, кластеру: внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки.
Работа проводится фронтально или по группам (можно попросить одну из групп быть ответственной за направление кластера, другие вносят дополнения). Обобщается информация, полученная на уроке, подводятся предварительные итоги, проходит защита рисунков и плакатов по теме.
3. Закрепление урока
В завершение урока рекомендуем провести блицтурнир.
Задание: Класс подразделяется на команды, участники должны назвать определяемое понятие. На обдумывание ответа дается 1 мин. Отвечает команда, представитель которой первым поднял руку.
Собрание законов, статей (кодекс).
Применение к правонарушителю компетентными государственными органами санкции правоохранительной нормы (ответственность ).
Неправомерное удержание или невозвращение чужого имущества, вверенного виновному (присвоение).
Соглашение сторон с взаимными обязательствами (контракт).

Предписание, устанавливающее порядок чего-либо. (правило).
Отдельный человек (индивид).
Защищенность от всяких посягательств (неприкосновенность).
Система общеобязательных норм (право).
Своеволие (произвол).

Решение суда (приговор).
Непосредственная внутренняя побудительная причина преступного деяния (мотив).
Несоблюдение закона (нарушение).
Антиобщественное деяние (правонарушение).
Предписание, обязательное к исполнению (императив).
Соглашение (договор).
Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению (алиби).
Необоснованное обвинение (оговор).
Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия, (санкция).
Заключение под стражу (арест).
Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором. (штраф).
Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения, (взятка).
Одно из преступлений против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совершить другие действия имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества (вымогательство).
Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).
Тайное хищение чужого имущества (кража).
Общественно опасное явление в сфере политики или госуправления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц, (коррупция).
4. д/з пар.5

Вид ответственности
За что наступает
Кто возлагает
В каких формах реализуется

Уголовная
За преступления
Суд
Меры наказания указаны в ст. 44 УК РФ (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д.)

Административная
За административные проступки
Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д.
Предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест

Гражданско-правовая
За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедо-говорного вреда
Суд, административный орган
Полное возмещение вреда, штраф

Дисциплинарная
За дисциплинарные проступки
Уполномоченное на то лицо
Выговор, увольнение


Таблица 1
Виды юридической ответственности



15