Обобщение педагогического опыта на конференции «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»




Обобщение педагогического опыта
на конференции


«Изучение особенностей нравственного развития младших школьников»



Подготовила
учитель начальных классов
Филатова Е.В.






г.Саров

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
патриотическое воспитание;
развитие детского коллектива;
совместная работа педагога и семьи.
Уже не первый год я работаю по программе «Преображение»
(автор: О.П. Щетнева).

Данная программа актуальна в воспитательном процессе и базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания.
Цель программы – формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.
Содержание данной программы многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:
Формирование качеств культуры поведения.
Пропаганда здорового образа жизни.
Работа с родителями.
Диагностические исследования.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и диагностические методики.
Я использую следующие из них:
методика «Цветопись»
Цель данной методики: выявление понимания нравственных категорий «друг», «трудолюбие», «счастье»
Детям предлагается на листе для рисования наложить мазками «любимые» и «нелюбимые» цвета после объяснения учителя. Затем дети переворачивают лист бумаги. Он разделён на 6 секторов с надписями: друг, счастье, трудолюбие, семья, учение, игра. Полученные данные вносятся в таблицу.
На основе анализа результатов выделяются 3 уровня осознанности нравственных категорий: высокий уровень – положительное отношение к нравственным категориям, средний – сочетание положительного и сложного отношения; низкий уровень – отрицательное отношение.
методика «Анкетирование учащихся»
Цель данной методики: выявление уровня развития у ребёнка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты (в форме теста). Уровень развития у ребёнка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи бальной системы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы. По результатам анкетирования выделяются 3 основных уровня развития качеств личности: высокий, средний, низкий. Полученные данные вносятся в таблицу.
игровая методика «Цветик-семицветик»
Цель данной методики: изучение ориентации детей на потребности личные и общественно значимые.
Диагностика проводится в форме игры «Цветик-семицветик». Учитель предлагает детям, сорвав лепесток, задумать одно заветное желание. Ребёнок говорит заветное своё желание на ушко учителю. Учитель фиксирует желания каждого ребёнка в таблицу.
Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как библиотечные уроки, проведение праздников, посещение театров и музеев, классные часы и факультативные занятия, и диагностические методики.
Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других. Хорошей традицией в своём классе считаю сотрудничество с городской детской библиотекой - проведение на её базе библиотечных уроков по темам:
Правила поведения в школе.
О добром отношении к людям.
Как стать трудолюбивым.
Правила аккуратности.
Огромное значение в работе по нравственному воспитанию учащихся отвожу сотрудничеству с родителями:
это ежегодные выходы на природу
тематические праздники (ко дню 8 Марта)
Данные мероприятия знакомят учащихся с общечеловеческими ценностями, воспитывают доброжелательность, умение дарить тепло и доброту окружающим, способствуют формированию положительных эмоций. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.
это и спартакиады
(«Быстрее, выше, сильнее», «Мама, папа, я – спортивная семья»)
экскурсии (по Нижегородской области)
Экскурсии формируют мировоззрение учащихся, нравственную культуру, вызывают заинтересованность, способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек человека, помогают выбрать линию поведения.
главным направлением сотрудничества с родителями считаю просвещение по вопросам психологии и педагогики:
по таким темам:
Что я знаю о воспитании своего ребенка?
Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
Как передать ответственность ребенку?

Одной из главных форм воспитательного воздействия на учащихся по нравственному развитию является классный час. На нём возможны: совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.
Тематика классных часов по данному направлению разнообразна:
«Законы дружбы»
«Твое отношение к труду»
«Будь справедливым в делах и поступках»
«Посеешь привычку - пожнёшь характер»
«Правдивый ли ты?»

Посвящён классный час, может быть как решению текущих проблем, так и организации коллективного творческого дела.
Раскрыть нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим мне помог факультативный курс "Весёлый этикет"
Целью занятий, которого, является:
познакомить учащихся с нормами поведения в обществе
сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Каждое занятие носит игровой характер, соответствует возрастным особенностям ребёнка. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
Сегодня мной было рассмотрено нравственное просвещение учащихся в воспитательном процессе через введение ряда моральных категорий (доброта, милосердие, справедливость и др.) для расширения, углубления и формирования у учащихся опыта ценностных ориентаций.
Для эмоционально-благополучного отношения ребёнка к себе были созданы следующие условия:
Организация сотрудничества во внеурочное время, дающая детям опыт общения, опыт творческой деятельности.
Введение на классных часах педагогических ситуаций морального выбора, активизирующих воображение, переживание нравственных чувств.
Использование игровых методик, позволяющих включить младших школьников в систему разнообразных нравственных отношений.

Общие результаты можно увидеть в сводной таблице.
Уровни сформированности нравственных представлений
у младших школьников (в %)

Основные параметры
Уровни сформированности нравственных представлений


Высокий
Средний
Низкий

1. Осознание нравственных категорий

33, 7 %

42, 6 %

23, 7 %

2. Наличие ценностных ориентаций

51, 2 %

30, 8 %

18 %

3.Сформированность отношений к окружающим людям

25, 6 %

64, 1 %

10, 3 %






Первый параметр - осознание нравственных категорий («друг», «счастье», «трудолюбие») и отношения к окружающим людям проверялось с помощью методики «Цветопись». В целом, дети понимают основное значение нравственных категорий и могут выражать личностное к ним отношение. При этом отрицательное отношение к трудолюбию проявили 20 % опрошенных. Не всеми детьми осознано понятие «друг».

Игровая методика «Цветик-семицветик» способствовала выявлению того, что для детей данного возраста ценностными ориентациями в условиях свободного выбора, в первую очередь, становятся личные потребности (таковые отмечены у 72 % учащихся), в основном это игрушки, техника.

Методика «Анкетирование учащихся» позволила выявить уровни развития качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. Так, высокого уровня сформированности отношений к окружающим людям, построенных на нравственной основе (внимании, уважении, доброте, справедливости) достигли 25, 6 % учащихся. На низком уровне находятся 10, 3 %.


Полученные данные подтверждаются результатами наблюдений педагога-воспитателя ГПД – Скочиловой Л.А.
Воспитатель отмечает, что в сравнении с первым годом обучения,
в общении детей преобладают приветливость и доброжелательность;
учащиеся стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время;
дети предпочитают коллективные игры индивидуальным.

Результаты данных диагностик позволяют сделать вывод о том, что в начальных классах у значительной части младших школьников может быть сформирован достаточно высокий уровень нравственных представлений. Этого можно достичь через систему методических приёмов, направленных на формирование нравственного поведения, на развитие эмоционально чувственной сферы ребёнка, а также через обучение учащихся способам общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.