Выступление на тему Волонтерское движение

Волонтерское движение в системе современного школьного образования

Ушла в прошлое старая общественная система воспитания (социализации) молодого поколения. Пионеры и комсомольцы стали историей нашей страны. И комсомол и пионерия занимали определенную нишу в жизни общества. Когда их не стало, это пространство оказалось пустым. А, как известно, свято место пусто не бывает. Не возникло альтернативной системы, которая организационно и по большому счету взяла бы на себя роль ведущего начала, которая бы увлекала, была по-настоящему интересной и абсолютно не формальной.
Волонтерство - это перспективное, позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство решения проблемы социализации молодого поколения, включения его в общественную жизнь с самого раннего возраста. И, самое главное, возможность заложить в юном поколении основы для формирования человеческих начал, качеств, превращающих безликое население в живых и чувствующих людей, в активных, мыслящих граждан своей страны.
Почему люди идут в волонтеры?
1987 г. - 80 миллионов волонтеров, в 1995 - более 93 миллионов, 1998 г. - более 109 миллионов людей участвовали в волонтерском движении.
В России в организацию волонтерского движения вовлечено менее 2% от общего числа всего населения, в основном это молодежь. За рубежом в волонтерском движении 24,6 % составляют пенсионеры. Сейчас в нашей стране активизируется волонтерское студенческое и школьное движение. Волонтерское движение в школе имеет огромное духовно-нравственное значение. Зачем я здесь?
Для осознания своего места, движения к своим целям, это движение близко мне по моему душевному состоянию, бросить вызов своим собственным ограничениям, развивать дружеские отношения для обмена опытом и мнением в этой деятельности, для того чтобы изменить иждивенческую психологию детей, мотивировать детей на активную деятельность и поддерживать эту мотивацию.
Ведь добровольное волонтерское движение – это находка, еще одна возможность для наших детей вырасти открытыми, честными, в любой момент готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Еще одна возможность для детей сказать: «Я хочу» и сделать.
Почему люди идут в волонтеры?
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
В основном, это дело совести каждого человека, но прежде всего моральное удовлетворение, которое приносит безвозмездная помощь ближнему.
У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. Что бы мы ни делали, мы делаем ради себя любимого, тем самым реализуя свои базовые потребности.
А потребность у нас: - быть всегда со всеми
- и в то же время, быть не таким как все
- иметь возможность выбора
- быть принятым обществом
- отдавать
Движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи:
- это новые знакомства, возможность общаться, приобретать опыт общения с людьми разного возраста, опыта, взглядов, веры, нации
- понимание того, что другой человек тоже ценность
- приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и возможность реализовать себя в выбранной деятельности
- возможность приобретения привычки проявлять инициативу, которая является следствием советского государства, с добровольно принудительным характером общественной работы
- понимание, утверждение, знание того, что я кому-то нужен
- иметь возможность получать моральную поддержку, и просто услышать ласковое слово, получать признание
- развиваться в том, что ему интересно, возможность научиться чему-то новому, с новыми людьми, в новой ситуации
- общаться со своими же друзьями в другой деятельности
- подходить творчески к решению любых вопросов, быть уверенным в том, что кто-то нуждается в тебе, твоих силах, поддержке (дети с ограниченными возможностями, пенсионеры, бездомные животные, бездомные люди)
- возможность работать над своими недостатками (регламентировать свое время, избавиться от вредных привычек, вести ЗОЖ).
И снова я спрашиваю себя: «Зачем я здесь?».
Как педагог, для развития личностных компетенций, которые так актуальны сейчас, при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и которые являются фундаментом для социализации школьников.
Ведь новая цель российского образования: Слайд № 1
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Новые задачи образования, обеспечить: Слайд № 2
Формирование политической культуры демократической России – подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
Укрепление национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан
Следовательно, современный национальный воспитательный идеал личности Гражданина России: Слайд № 3
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников,
формирование у обучающихся: Слайд № 4
Личностной культуры
Семейной культуры
Социальной культуры
Личностная культура: Слайд № 5
Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
Для воспитания такой личности мы включились в эту деятельность.
С начала этого учебного года прошли несколько этапов:
Слайд №6
1.Создание отряда и сбор рабочей группы добровольческого отряда «Шаг к добру»
2. Знакомство с руководителями и координаторами Добровольческого центра «Волонтер», знакомство с руководителями РЦ «Астра» и детской общественной организацией «Планета Добра».
3. Налаживание контактов со СМИ (редакция «Вечер Елабуги», школьная газета «Гимназист», газетой УО «Школьная страна») по освещению деятельности отряда, сотрудничество с учителем информатики по освещению работы на сайте гимназии, определение ответственного по освещению работы отряда на страничке отряда в интернете
4. Распределение направлений работы.
5. Проведение тренинга командообразования для членов отряда волонтеров ( психологом центра психологической помощи «Ариадна» Гарифуллиной Р.Г., координатором волонтерского движения Давлетшиной В.А)
6. Интерактивные занятия членов отряда волонтеров с психологом гимназии Шакировой Н.Г.
Мастер-класс по составлению соц. проектов (с психологом центра «Ариадна» Гарифуллиной Р.Г., координатором волонтерского движения Давлетшиной В.А.)
Участие в акциях: Слайд №7
- «Красная лента», посвященная Всемирному Дню борьбы со СПИДом
- Благотворительная ярмарка- продажа поделок совместно с реабилитационным центром «АСТРА» в гимназии №4 на родительских собраниях ,акция «Давайте помогать все вместе». Слайд № 8
- Ярмарка - продажи изделий, выполненных руками гимназистов. Поделки были проданы на сумму 5 306 рублей. Слайд № 9
9. Сбор денежных средств: на лечение Ращупкина Егора (лейкемия)
13 953 рубля Слайд № 10
10. Сбор детских вещей, игрушек для нуждающихся детей
11. Встреча с руководителем Межрегионального Добровольческого движения РТ и Добровольческого Центра «Волонтер» Р.Ф. Халиковым. Слайд № 11
12. Закупка продуктовых пакетов для детей с ограниченными возможностями (8 семей, где дети и родители с ограниченными возможностями). Слайд № 12
13. Создание проекта «Стань другом» Слайд № 13
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования толерантности у учащихся гимназии №4 и включение детей и подростками с ограниченными возможностями в активное, творческое общение со сверстниками.
- Задачи проекта: Слайд № 14
- установление и поддержание дружеских контактов между
учащимися гимназии №4 и с группой детей с ограниченными
возможностями ( 10 человек);
- формирования активной жизненной позиции у гимназистов;
- развитие коммуникативных навыков у всех участников проекта;
- развитие добровольческого движения в гимназии и г. Елабуга;
- развитие навыков здорового, активного досуга;
- развитие познавательных возможностей,
- навыков повседневной жизни и социального взаимодействия, с использованием для общения ребенка естественной среды.
- Подготовительный этап: Слайд № 15
Знакомство с руководителями РЦ «Астра» и детской общественной организацией «Планета Добра»
Налаживание контактов со СМИ (редакция «Вечер Елабуги», школьная газета «Гимназист», газетой УО «Школьная страна») по освещению деятельности отряда, сотрудничество с учителем информатики по освещению работы на сайте гимназии, определение ответственного по освещению работы отряда на страничке отряда в интернете
Распределение направлений работы.
- Исследовательский этап: Слайд № 16
Знакомство отряда с проблемой социализации детей в интернет ресурсах, литературе
Первоначальное знакомство учащихся гимназии с проблемами, потребностями, запросами детей с ограниченными возможностями
Анкетирование гимназистов, учителей по проблеме социализации детей, их компетентности в этой деятельности
Определение целевой группы (т.е. детей с ОВ, которые будет участвовать в проекте)
Входная диагностика на уровень развития коммуникативности, толерантности, социализации детей с ОВ и гимназистов
- Основной этап: Слайд № 17,18
Интерактивные занятия членов отряда волонтеров с психологом гимназии Шакировой Н.Г.
Мастер-класс по составлению соц. проектов (с психологом центра «Ариадна» Гарифуллиной Р.Г., координатором волонтерского движения Давлетшиной В.А.)
Проведение классных часов, уроков милосердия на тему «Твори добро», «Стань другом», « Город равных возможностей»...
Организация домашних визитов в семью
Проведение вечера встречи «Мы рады познакомиться»
Брейн - ринг «Хочу все знать!»
Участие в республиканской НПК «Наше наследие» (совместная защита научно-исследовательских работ)
Совместный мастер-класс по изготовлению масок, маскарадных костюмов для Бал маскарада
Совместный бал маскарад «В гостях у сказки»
Совместная театрализованная постановка ко «Дню защиты детей»

Несмотря на то, что мы активно включились в эту деятельность, есть поддержка, существует опасность, что все это угаснет после олимпиады, как многое в нашем обществе, в нашей стране.
И перед нами встает проблема: Слайд № 19
- где найти ресурсы на проведение мероприятий
- как расширить деятельность
- как выйти на другой уровень
- интегрировать в другую деятельность, чтобы это стало потребностью наших детей.
15