Статья Опыт методической работы школы по формированию активной гражданской позиции школьниковметодист Антипина Татьяна Александровна


Опыт методической работы МБОУСОШ №3 г.Сургута по формированию активной гражданской позиции школьников в рамках Школы гражданского определения.
«Образовать»-значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Человека» с большой буквы, как говорим мы сегодня «сформировать личность», для которой нравственные приоритеты бесспорны.
Век со всей силой показывает, что одними достижениями науки и экономики не сделать нашу жизнь гармоничной, достойной человека. Прогресс, помимо служению благу, одновременно способствует и соблазнам, подменяющим подлинные ценности. Что может сделать школа в этой ситуации? Укрепить внутренние силы и возможности школьников, чтобы они смогли в особо ответственные периоды возраста прожить также серьезно и достойно, как и многие их сверстник, граждане 40-х, 60-х, 90-х.
Наша школа задумала, на первый взгляд, то, что и другие школы, но в своем методическом почерке: развивить духовно –нравственный стержень ребенка с помощью методик и технологий , органически соединяющих обучение и воспитание юного гражданина.
Чтобы помочь учителю сформировать в детях систему социокультурных ценностей, методическая служба обеспечивает, ведет тщательный отбор и оценку современных образовательных технологий, организует систематическое просвещение учителей по вопросам методологии, повышения квалификации, создавая для этого необходимый питательный теоретический слой в ходе педагогических и методических советов, семинаров-практикумов. Привычными стали мини- исследования педагогов, доклады с презентациями о модели работы по воспитанию юного гражданина, анализ существующего положения дел и прогнозирование их развития, изучение запросов нового времени. Уникальностью методической системы нашей школы является обмен идеями и мнениями педагогов с членами ученического самоуправления по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, которая направлена на инициативность и познавательную активность, взаимопомощь, а в конечном итоге – на самоопределения старшеклассника в неоднозначной ситуации. Происходит это в форме клубной организации «Дебаты взаимопонимания». Вызывает уважение позиция наших одиннадцатиклассников, которые в Год учителя дали свою оценку попыткам формирования негативного образа российской школы в печально знаменитом фильме первом канале. Дебатирующие команды горячо обсудили формы взаимоотношений учителей и учащихся, функции собственной школы и пришли к вывод : « Наша школа умеет противостоять бездуховности!» К 2016 –му Году литературы старшеклассники были готовы принять активную позицию в ходе реализации общегородского проекта «Уроки литературы в театре»: были проведены дискуссии 2Что берем на пароход Современности?» и проведении театрализованный урок по творчеству поэтов Серебряного века на сцене Сургутского драматического театра.
Организация творческих отчетов педагогов по проблеме формирования активной жизненной позиции школьников демонстрирует богатый методический арсенал наших учителей. Часть методических форм воспитания активного гражданина является системой урочной деятельности, часть пронизывает систему воспитательной внеурочной жизни наших учащихся в широком спектре кружков, факультативов, 28-и элективных курсов. В период с 2х до 6и вечера можно наблюдать как поют дети песни разных поколений в хоровой студии «Капелька», танцуют в хореографической студии «Ритм», играют в спортивные игры, готовясь к народному празднику и т.п.
Результат мыслится только при единстве всех составляющих. В школе всегда совершенствуется механизм взаимодействия обучения и воспитания. Учителя, формируют у обучающихся особый интерес к предмету путем применения нового оборудования, современной образовательной технологии в логике личностно –деятельностного подхода ообучения, нового учебника, учебного пособия,формирующего универсальные учебные действия. Создание условий, подбора форм и методов обучения, требующих активного отношения школьников к целям образования,- является особым объектом заботы педагога.
И все-таки ,сердцевиной гражданско-патриотического воспитания является урок, где общечеловеческие ценности встроены в системные знания о мире и человеке, о его предназначении и смысле существования., о способах осуществления здорового образа жизни и опыта результативной деятельности с помощью наследия своих предков.
Как повести детей за собой, углубляя и расширяя мир их представлений, раздумий? Организовать системное доброе сотрудничество учителя и ученика возможно через такие социокультурные технологии образования, как проектная деятельность, развитие критического мышления школьников, технология саморазвития методом портфолио и здоровьесберегающих технологий. 4 инновационно-творческих групп педагогов работают по внедрению данных технологий, обеспечивая в процессе урока ценностный подход и патриотически сообразную деятельность школьника. Примером ценностного подхода может быть понимание понятия патриотизма известнейшего физика нашего времени Гинзбурга, применительно к образованию:
« Стремление к тому, чтобы на твоей Родине были невежды - это не патриотизм. А стремление к тому, чтобы люди были образованы, - это и есть патриотизм».
Действительно, развивает желание учиться желание быть полезным Родине, формирует и укрепляет такие знания ежедневная потребность школьника в разумной, практической деятельности «здесь и сейчас». Об этом неоднократно говорили отечественные педагоги-классики: А.Макаренко и В .А.Сухомлинский
Что необходимо для формирующегося сознания, как кальций для подрастающего организма? Это живые знания традиций своего народа,
-главных событий года, месяца;
- норм бытия и быта;
-научных и повседневных открытий жизни, а
добываются такие знания на обычных уроках в обычных классах, исключая всякую формальность общения.
Такие уроки становятся диалогами культур, так как они ориентированы на собственный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких. Педагоги, владеющие методикой их проведения как искусством, разрабатывают уроки–беседы, уроки-размышления, уроки-импровизации, путешествия, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, деловые встречи и многие другие типы занятий, отличающиеся неординарностью содержания и формой общения с воспитанниками. Чтобы найти ответ на вопросы : кто мы и откуда? что хотим от жизни, к чему себя готовим? как отвечать за свой выбор? а кто ответит за выбор исторический? почему, чтобы чувствовать себя хозяином земли русской , своей судьбы , надо не забывать прошлого? - каждому ученику обеспечивается обратная связь, возможность самоанализа и качественная самооценка, без которых не происходит присвоение ценностных ориентиров. Анализ содержания рабочих программ учителя показывает, что такие уроки интенсивно применяются педагогами разных образовательных областей.
Особую форму диалоговой культуры ученика и учителя предполагают урок-дебаты, где
возникает связь диалога с неким «делом», поступками и действиями участвующих в нем. Информационное поле урока требует, чтобы человек отказался от « подсознательных сил эгоцентризма», препятствующих поступлению нового знания. Позволяя участникам прояснить интересы сторон, рассмотреть проблему с разных точек зрения, подвергнуть открыто сомнению факт, идею, способ, дебаты готовят к ответственному принятию решений, формируют гражданское отношение к себе, к людям. Подобные уроки как эффективная технология обучения применяются на уроках обществознания и литературы, являются результатом работы инновационно-творческой группы педагогов: Л.П.Салохидиновой, С.Х.Булатова, В.Н.Сарровой, Т.П.Вахрушевой, внедряющих технологию развития критической учащихся методом чтения и письма. Наши педагоги тонко определяя природу современного ребенка, осознавая, что дети сегодня, в отличие от родителей и учителей, живут в готовом мире, где зачастую в помощи престарелым не видят необходимости, ведь необходимо для них всего лишь купить новое, выбросив старое, не прикладывая усилия. Этот мир не зовет школьника созидать, только пользоваться. Однако талантливый педагог умеет заинтересовать, спровоцировать творца, желающего на уроках попробовать, например, сделать в подарок родственникам нужный предмет или отреставрировать старый автомобиль «Победа» деду-ветерану , как это сделал Кулик Юра, выпускник 2008г, победитель окружной олимпиады по технологии, учащийся Станкевского Юрия Михайловича. Созидать в школе – значит исследовать образ своего будущего, будущего города, страны, как это делают юные исследователи школы под руководством С.Х. Булатова в секции истории и обществознания «Из прошлого -в будущее», по руководством Н.А.Кузнецовой в секции естествознания « Стране и городу желаем…» Деятельная сторона патриотизма, определяющая, именно она способна преобразовать чувства в конкретные для Отечества и близких дела, поступки. Главным результатом проектной деятельности школьника, отмечается педагогами, является то, что школьники остаются неравнодушными к ко всему, что их окружает, пытаются анализировать, искать оптимальные решения общечеловеческих проблем, что школьник может самореализоваться как человек, делающий нужное дело. Члены инновационно-творческой группы «Проект» называют проектную деятельность деятельностью с душой. Самое важное для всех участников инновационно- творческой деятельности: молодые люди должны усвоить в школьные годы, что их личное семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности взаимосвязаны с готовностью к служению тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут
Приведенных примеров, думаю, достаточно, чтобы понять основной смысл образовательной практики и методического сопровождения Школы гражданского определения, где категории и ценности патриотического и гражданского воспитания способны органично входить в содержание разных школьных дисциплин, придать единый контекст работы наших педагогов и стать твердой основой дальнейшего развития школы